Прямые налоги, их виды и характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоги – это основной источник дохода государства. Оно будет постоянно менять, максимально упрощать, либо усложнять ее в зависимости от ситуации в стране.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ 5
1.1. Понятие, функции, классификация 5
1.2. Понятие прямого налогообложения 9
1.3. Виды прямых налогов 11
2. АНАЛИЗ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ 15
2.1. Анализ налогов в России 15
2.2. Анализ налогов на прибыль организации и на доходы физических лиц 16
2.3. Анализ налогов на добычу полезных ископаемых 19
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК Финансы (2).doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)

     По  налогу на прибыль организаций вступили в силу следующие изменения в налоговое законодательство:

     Так, начиная с 2008г. организации получили право в полном размере уменьшать  налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Подобное решение, позволяющее в полном объеме переносить полученные в прошлом убытки на будущие периоды, позволяет не только повысить нейтральность данного налога по отношению к экономическим решениям налогоплательщиков, но и создать дополнительные стимулы к осуществлению долгосрочных инвестиционных проектов. В 2002 – 2005 гг. совокупная сумма переносимого на текущий налоговый период убытка прошлых лет не могла превышать 30% от налоговой базы, а в 2006 г. – 50%.

     Также в 2007 году вступили в силу изменения  в налоговое законодательство, связанные  с созданием в Российской Федерации  такого источника финансирования деятельности некоммерческих организаций, как целевой капитал. Эти изменения предполагают исключение из доходов, учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль организаций, поступлений от благотворителей на формирование целевого капитала, доходов некоммерческих организаций от управления средствами целевого капитала, а также поступлений некоммерческих организаций – благополучателей от организаций – собственников целевого капитала.

     Начиная с 2010 года, внесены изменения в  налоговое законодательство, направленные на устранение недостатков, связанных  с переносом на будущее убытков  поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Проведение реорганизации широко используется для минимизации налогообложения налогом на прибыль. Кроме того, отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи в среднесрочной перспективе следует предусмотреть в налоговом законодательстве особый порядок переноса убытков, установив ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций;

     Начиная с 2009 года, решены вопросы, связанные с налогообложением доходов иностранных организаций, полученных на территории Российской Федерации. Так, с целью привлечения к налогообложению иностранных организаций, следует установить, что постоянное представительство иностранной компании должно возникать и при отсутствии у нее привязки к определенному месту деятельности в России. Также, доходы от их участия в простом товариществе должны облагаться по российским правилам по ставке 24%;

     В среднесрочной перспективе внесение изменений в Налоговый кодекс, а также развитие правоприменительной практики должно быть направлено на обеспечение учета при налогообложении прибыли организаций всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.

     С 1 января 2008 г. расширены возможности  по отнесению на расходы сумм страховых взносов по добровольному личному страхованию работников. Установлено, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

     Начиная с 2009 года, произошло увеличение с 3 до 6 процентов норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых взносы организации по договорам добровольного  личного страхования, предусматривающие  оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов.

     Предлагается  обсудить целесообразность установления, начиная с этого года, отчетного  периода по налогу на прибыль организаций  продолжительностью 1 календарный год (т.е. совпадающего с налоговым периодом). При принятии такого решения ежемесячные авансовые платежи в течение года будут уплачиваться на основании финансового результата предыдущего года без ежемесячного или ежеквартального определения базы для расчета авансовых платежей.

     Что касается налога на игорный бизнес, то был принят федеральный закон, предусматривающий увеличение в два раза предельных ставок для игровых автоматов.

     В связи с принятыми решениями  об изменении подходов к государственному регулированию игорного бизнеса, а  также о размещении объектов игорного бизнеса на специально отведенных территориях необходимо уточнить подходы к налогообложению игорного бизнеса. В настоящее время налог на игорный бизнес является региональным налогом, все поступления которого направляются в бюджеты субъектов Российской Федерации.

     Начиная с 1 июля 2009 года размещение объектов игорного бизнеса вне специально отведенных зон, расположенных на территориях  пяти субъектов Российской Федерации, будет запрещено. Соответственно, к  этому моменту будет необходимо разработать подходы, которые должны предусматривать, с одной стороны, компенсацию выпадающих доходов региональным бюджетам, которые не будут получать доходы от налога на игорный бизнес в силу отсутствия на их территориях объекта налогообложения, а другой стороны, – совершенствование самого налога, включающее, по всей видимости, перераспределение полномочий по установлению налоговых ставок между федеральными и региональными властями, а также возможные изменения в конструкции налога и порядка его администрирования.

     Имущественный налоговый вычет при приобретении недвижимости

     С 2010 года имущественный налоговый  вычет можно будет получить, не только приобретая жилой дом, квартиру, комнату или долю в них. Теперь этот перечень недвижимости дополнен земельными участками, на которых планируется жилищное строительство либо находится приобретаемое жилье. Предельный размер имущественного вычета остался без изменений и составляет 2 млн. руб. Но с нового года дополнительно вычет можно будет получить не только с сумм уплаченных процентов по займам или кредитам, привлеченным для приобретения жилья, но и расходов на погашение процентов по кредитам, полученным от банков, находящихся на территории РФ, для целей рефинансирования (перекредитования) предыдущих кредитов, полученных под цели приобретения жилья.

     Имущественный налоговый вычет при продаже  имущества

     Имущественный налоговый вычет в отношении  имущества граждан, не являющегося  недвижимым, которое было в собственности  у физического лица менее трех лет, увеличен со 125 000 рублей до 250 000 рублей. Правда, изменение имущественного вычета сопровождается одним неприятным нюансом. Вне зависимости от количества продаваемых объектов он не должен превышать 250 тыс. руб. Ранее ограничение 125 000 руб. применялось к каждому объекту (письмо минфина России от 23.03.2009 N 03-04-05-01/137).

     Налог на имущество организаций

     Согласно  изменениям, внесенным Федеральным  законом от 30.10.2009 N 242-ФЗ, налогоплательщиками  налога на имущество будут являться лишь те организации, которые имеют на своем балансе облагаемые данным налогом основные средства. Иными словами, исключена обязанность представления "нулевых" деклараций по налогу на имущество организациями, не имеющими на балансе основных средств. Это изменение подлежит применению, начиная с первого отчетного периода 2010 года.

     Транспортный  налог

     Федеральный закон от 28.11.09 N 282-ФЗ не доставил радости  автомобилистам. Новации по транспортному  налогу были приняты, несмотря на все  их протесты.

     Единственное, что сделали законодатели федерального уровня, так это перебросили ответственность за повышение налога с себя на региональных законодателей.

     Напомним, изначально задумывалось вдвое поднять  ставки налога, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ.

     При этом региональные власти имели право  увеличить или уменьшить ставку налога в пять раз.

     Однако  с 01.01.10 ставки налога не изменятся, а  вот региональные власти получают право  их корректировать в сторону повышения  или понижения в 10 раз.

     Налог на имущество физических лиц

     В 2009 году многие граждане - собственники долей в квартирах, жилых домах получили налоговые уведомления с резко увеличившейся суммой налога на имущество физических лиц. Причиной этому послужило изменение порядка расчета налога по имуществу, находящемуся в общей собственности (письма ФНС РФ от 19.05.2008 N ШС-6-3/367@ и Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19).

     Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ эта проблема решена. В перечень объектов налогообложения  наряду с квартирами, жилыми домами и другими видами имущества введена  доля в праве общей собственности на имущество. Изменен и порядок расчета налога, если имущество находится в общей совместной или долевой собственности. Например, за имущество, находящееся в общей долевой собственности, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. При этом инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

     Самое главное, что новые правила распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. А это значит, что налогоплательщики, уплатившие налог на имущество за 2009 год в увеличенном размере, вправе обратиться в налоговые органы за пересчетом налога и его возвратом.

     В заключение необходимо отметить, что  с нового года установлен срок давности взыскания налогов с физических лиц. А именно налоговые уведомления  по уплате транспортного, земельного налога, а также налога на имущество физических лиц могут быть направлены в адрес налогоплательщика не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Налоги  как основной элемент доходов  бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В структуре налоговых доходов прямые налоги имеют направленность к увеличению, что связано с индексацией ставок реального налога, введением единого налога на вмененный доход и других причин. При этом общий уровень основных косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж) изменяется в противоположную сторону, хотя они являются более надежным бюджетным источником, так как гораздо меньше, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры и являются легко собираемыми.

     Сохранение  преобладающего значения прямых налогов при формировании доходов региональных бюджетов свидетельствует о стремлении Правительства области обеспечить большую устойчивость доходной базы областного бюджета, о его нацеленности на решение преимущественно макроэкономических (регулирующих) задач. Но это еще и общая тенденция бюджетной политики государства, ориентированной на максимальную концентрацию косвенных налогов в федеральный бюджет.

     Снижение  одних прямых налогов (прежде всего - налога на прибыль) сопровождается повышением других - земельного налога и налога на имущество организаций. Это, с одной стороны, увеличивает доходы региональных бюджетов, с другой стороны, включение части прямых налогов в издержки хозяйствующих субъектов еще больше сокращает налогооблагаемую базу налога на прибыль, что подрывает налоговый потенциал региональных бюджетов, тогда как именно налог на прибыль является регулирующим налогом.

     Нужно отметить, что в Российской Федерации  преобладает все-таки косвенное  налогообложение. При этом, доля прямых налогов на 2003 год утвержденного бюджета составила чуть менее 40% от налоговых доходов страны, тогда как по факту 2003 снизилась. В 2004 году доля прямых налогов в налоговых доходах федерального бюджета по планируемым показателям и исполненным осталась неизменной, и составила 40%.

     Рост  налога на прибыль организаций можно  охарактеризовать многими причинами, это внесение серьезных поправок в Налоговый кодекс, в частности  касаемых ставок налога на прибыль организаций, который подлежит зачислению в бюджеты страны. Так до 1.10.2004 года ставка была 6% суммы налога, в 2004 году - 5%, и с 1.01.2005 года в налоговом кодексе ст.284 она составляет 6,5%. В 2007 году были внесены следующие основные изменения в налоговое законодательство (налоговая реформа):

     - установление понижающего коэффициента, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений - для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки;

     - введение нулевой налоговой ставки  по НДПИ для новых нефтяных  месторождений, расположенных в  Восточносибирской нефтегазовой  провинции;

     - продление действия до 2017 года специфической ставки НДПИ по нефти, «привязанной» к мировым ценам на этот товар;

     Следует отметить, что проведенная налоговая  реформа в целом привела не только к повышению экономической  эффективности и нейтральности налоговой системы, но и создала возможности для увеличения доходной базы бюджетной системы.

Информация о работе Прямые налоги, их виды и характеристика