Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Индивидуальный бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных, и в индивидуальных предприятиях – соответственно для крупных и для мелких заказов.
Очевидно, что мобильность и гибкость малых предпринимателей обеспечивает устойчивый спрос на их деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 81.10 Кб (Скачать документ)

Выводы: взгляды на предпринимательство  и подходы к оценке его важнейших  функций в экономическом механизме отличаются разнообразием точек зрения и теоретических посылок.

Практически все современные  подходы едины лишь в том, что  предпринимательство — это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель — одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.

Желающие стать предпринимателем нет необходимости сразу образовать юридическое лицо — предприятие. Действующее законодательство предоставляет возможность не ограниченным в своей деятельности гражданам зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (без образования юридического лица).

Частное (индивидуальное) предпринимательство  осуществляется от своего имени и  на свой риск. Единоличное владение составляет значительную часть бизнеса. Индивидуальный предприниматель несет  полную и неограниченную ответственность  за результаты своей деятельности.

 

2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Свободное предпринимательство  на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в  XIX век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа.

Если обратиться к хозяйственной  практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX века кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако с начала XX века оно стало приобретать необычайную широту, охватывать все новые и новые сферы деятельности. К началу 1917 года в России участвовало в кооперативах около 84 млн. чел., или более половины населения страны. На 1 января 1917 года в России функционировали 47 187 кооперативов, в т. ч. 16 055 кредитных товариществ, 20 000 потребительских обществ, 8 132 сельскохозяйственных обществ, 3 000 маслодельных артелей.

Особенно велика была роль малого и среднего бизнеса в период НЭПа. В 1925 году в промышленности действовало 1 882 408 мелких частных и кустарных  ремесленных предприятий с 1,3 работающих в среднем на одну единицу (доля наемного труда в них составляла 6,5 % от общего числа занятых). На них приходилось 19 % промышленного производства страны, в т. ч. 32 % выпуска потребительских  промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25 % всего товарооборота страны и более 50 % розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60 % всех финансовых ресурсов частного сектора. Однако только в 4 % торговых заведений применялся наемный труд. В городах на частных торговцев приходилось 50 % торговли промышленным ширпотребом и 75 % —продовольствием. 

Со свертыванием (по известным  причинам) НЭПа затухало и частнособственническое предпринимательство. Все последующие годы предпринимательство в качестве официально признанной деятельности у нас не допускалось, а частная инициатива, направленная на получение прибыли или личного дохода, являлась уголовно наказуемой и строго пресекалась[4,с. 12].

Возрождение предпринимательства  в нашей стране по сути дела началось с принятия в 1986 г. постановления  бывшего союзного правительства  о создании кооперативов по заготовке  и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР. Затем Верховным Советом СССР были приняты законы: в 1987 г. — «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1988 г. — «О кооперации», в 1991г. — «О предпринимательстве в СССР». С провозглашением Беларуси самостоятельным государством Верховным Советом нашей страны был принят ряд законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность: «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и др., а также ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, в той или иной мере регулирующих предпринимательскую деятельность.

По С.И. Ожегову, «предприниматель — владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере», а «предприимчивый — умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный»,

Для того чтобы более полно  рассмотреть содержание и смысл  категорий «предприниматель» и  «предпринимательство», недостаточно определить только их смысловое значение. Более подробно рассмотрим экономическое наполнение этих категорий.

Понятие «предприниматель»  как экономическая категория  произошел от французского слова entrepreneur (посредник), которое в середине XVI века, употреблялось по отношению к организаторам балов [19, с. 202].

В XVII веке предпринимателем называлось лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение, например, за строительство объекта.

Основоположником теории предпринимательства считается ирландский экономист Ричард Кантильон (1680-1734 гг.), который в XVIII веке одним из первых стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Сведения о ранних годах жизни Р. Кантильона скудны. Известно, что он разбогател, будучи купцом в Лондоне, а затем банкиром в Париже.

Р. Кантильон стал известен благодаря труду «Очерк о природе торговли вообще», изданному на французском языке в Лондоне в 1755 г. Он считал, что доход предпринимателя (торговца, ремесленника, фермера и пр.) — это плата за риск, поскольку он обязуется производить строго определенные выплаты на зарплату нанятых работников, на покупку сырья или товаров по определенным ценам, в го время как размер будущей выручки неизвестен.

Согласно теории Р. Кантильона, предприниматель есть индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. Таким образом, предприниматель действует на свой страх и риск, получая непостоянный доход.

Р. Кантильон подчеркивает отличие предпринимателя от государственного служащего, получающего постоянную зарплату. Главное, что отличает предпринимателя от служащего, — желание и умение нести риск и получать за это предпринимательскую прибыль. Отсюда вытекает сущностное понятие предпринимательской прибыли как платы за риск, возникающий вследствие неопределенности будущих событий.

Среди многих новаций в  «Очерке» по меньшей мере два момента выступают как превосходящие все то, что было найдено в экономической теории до 20 века. Это, во-первых, его анализ предпринимателя как человека, который «покупает по определенной цене, чтобы продать по неизвестной цене». Во-вторых, предприниматель может быть торговцем или землевладельцем, но в равной степени он может быть и капиталистом, использующим чужой труд; тем не менее во всех случаях предпринимательская роль остается непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределенности

Один из основателей экономической  науки, Адам Смит (1723-1790 гг.) в труде  «Исследование о природе и  причинах богатства народов» (1776 г.) характеризовал предпринимателя как реализатора рискованных коммерческих идей. А. Смит считал, что предприниматели выполняют важнейшую социальную функцию — накопление. По А. Смиту, предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Так же, как Кантильон, он считал, что прибыль предпринимателя есть плата за риск и затраты капитала. Он признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес.

А. Смит неоднократно подчеркивал, что частные интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как чем выше уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его. А. Смит разработал теорию стоимости, широко используемую в формировании товарно-ценовой политики при организации предпринимательства. Согласно концепции А. Смита, стоимость имеет два различных значения: иногда она обозначает полезность какого-либо  предмета, а иногда — возможность приобретения других вещей, которую дает обладание данным предметом. Первую он называет потребительной стоимостью, а вторую — меновой стоимостью.

Известный французский экономист  Жан-Батист Сэй(1767-1832 гг.), автор нескольких работ по политэкономии, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Изучив фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», свое видение сущности и роли предпринимательства он изложил в «Трактате по политической экономии» (1803 г.). Особое внимание французский экономист, уделял производственной сфере, считая, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность предпринимателя организовывать более эффективное производство, и сбыт продукции. Для Ж.Б. Сэя предприниматель — это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения[19, с. 23].

Доход предпринимателя — это вознаграждение за его способности, таланты, труд по организации и управлению производством. Касаясь личности предпринимателя, Ж.-Б. Сэй отмечает такие качества, как ум, благоразумие, любовь к порядку, честность, знание людей, умение верно оценить важность продукта и определить потребность, которую он должен удовлетворить. Кроме этого, предприниматель должен «верно сводить свои счеты и вычислять издержки производства сравнительно с ценностью, какую будет иметь его продукт в продаже».

Макс Вебер (1864-1920 гг.) видел  в предпринимательской деятельности воплощение рациональности. Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий.

Важный вклад в теорию предпринимательства внесли Йоган Тюнен (1783-1850 гг.) и Ганс фон Мангольд (1824-1868 гг.)  — представители немецкой экономической школы.  Й.Тюнен впервые обратил внимание на неоднородность рисков. Мотивом занятия предпринимательством он считал то, что вероятность выигрыша предпринимателя будет больше возможных потерь. Г. Мангольд рассматривает риски, связанные с временным фактором; чем длиннее период между производством товаров и их реализацией, тем выше риск возможных потерь.

Наиболее полно факторы  риска в предпринимательстве  исследовал американский экономист  Фрэнк Найт (1885-1972 гг.). Риск, по мнению ученого, есть объективная вероятность, и поэтому его можно определить количественно, используя теорию вероятностей. Риск, по выражению Ф.Найта, превращается в «постоянный элемент издержек», которые несет предприниматель в виде страховки.

Основы современного понимания  предпринимательства заложил австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.). В книге «Теория экономического развития» (1912 г.) он пишет, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, т. е. реализация нововведений. Важно «...делать не то, что другие» и «...не так, как делают другие» Й. Шумпетер считал, что главное в предпринимательстве — инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства [19, с. 24].

По мнению ученого, предприниматель  должен обладать таким типом характера, который рассчитывает на собственные силы, предпочитает риск, ценит собственную независимость, имеет потребность б достижении успеха и стремится к нововведениям. Именно благодаря активности предпринимателя осуществляется технический прогресс, развивается экономика.

Важно отметить, что Й. Шумпетер не наделяет предпринимателя избытком интеллекта, и именно это обстоятельство дает ему возможность не заниматься сравнением множества вариантов достижения цели, не предаваться долгим колебаниям, а идти своим путем. По теории Й. Шумпетера, в конкурентных условиях нововведения более действенны, чем низкие цены.

Значительный вклад в  современное представление о  предпринимательстве внес выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.). По мнению ученого, экономика может в течение длительного времени находится в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Дж. Кейнсом также были сделаны выводы о необходимости государственного регулирования экономических отношений с помощью применения соответствующих кредитно — денежных и бюджетных инструментов.

Выводы: предпринимательство  на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты  предпринимательского типа.

Хозяйственная практика дореволюционной  России, куда входила и Беларусь, то особый интерес вызывает широкое  развитие в начале 20 века кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Особенно велика была роль малого и  среднего бизнеса в период НЭПа.

Со свертыванием  (по известным  причинам) НЭПа затухало и частнособственническое   предпринимательство.

Возрождение предпринимательства  в нашей стране по сути дела началось с принятия в 1986г. Постановления  бывшего союзного правительства  о создании кооперативов по заготовке  и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе  бывшего Госснаба СССР.

 

2.2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

О становлении и развитии в Республике Беларусь в период 2005 – 2010гг. можно судить по данным, приведенным  в таблице 2.2.1

 

Таблица 2.2.1 Распределение  по основным отраслям экономики Республики Беларусь

Отрасли

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Промышленность

2749

4080

5895

5860

6046

6877

Сельское хозяйство

274

168

311

297

299

316

Транспорт

579

936

1576

1603

599

1742

Строительство

2310

2736

3260

3246

3412

3585

Торговля и общественное питание

9882

12240

12085

11898

12899

13147

Научно-техническая деятельность

834

537

543

444

414

374

Другие

3449

3364

4640

4420

4375

4946

Всего предприятий

20077

24061

28310

27768

29044

30987

Информация о работе Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь