Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:55, курсовая работа
Индивидуальный бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных, и в индивидуальных предприятиях – соответственно для крупных и для мелких заказов.
Очевидно, что мобильность и гибкость малых предпринимателей обеспечивает устойчивый спрос на их деятельность.
Выводы: взгляды на предпринимательство и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме отличаются разнообразием точек зрения и теоретических посылок.
Практически все современные подходы едины лишь в том, что предпринимательство — это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель — одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.
Желающие стать
Частное (индивидуальное) предпринимательство осуществляется от своего имени и на свой риск. Единоличное владение составляет значительную часть бизнеса. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности.
2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
Свободное предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в XIX век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа.
Если обратиться к хозяйственной практике дореволюционной России, куда входила Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале XX века кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Кооперативное движение в России началось позже, чем в ведущих странах Запада. Однако с начала XX века оно стало приобретать необычайную широту, охватывать все новые и новые сферы деятельности. К началу 1917 года в России участвовало в кооперативах около 84 млн. чел., или более половины населения страны. На 1 января 1917 года в России функционировали 47 187 кооперативов, в т. ч. 16 055 кредитных товариществ, 20 000 потребительских обществ, 8 132 сельскохозяйственных обществ, 3 000 маслодельных артелей.
Особенно велика была роль малого и среднего бизнеса в период НЭПа. В 1925 году в промышленности действовало 1 882 408 мелких частных и кустарных ремесленных предприятий с 1,3 работающих в среднем на одну единицу (доля наемного труда в них составляла 6,5 % от общего числа занятых). На них приходилось 19 % промышленного производства страны, в т. ч. 32 % выпуска потребительских промышленных товаров. На частную торговлю приходилось 25 % всего товарооборота страны и более 50 % розничной торговли, в которой было сосредоточено около 60 % всех финансовых ресурсов частного сектора. Однако только в 4 % торговых заведений применялся наемный труд. В городах на частных торговцев приходилось 50 % торговли промышленным ширпотребом и 75 % —продовольствием.
Со свертыванием (по известным причинам) НЭПа затухало и частнособственническое предпринимательство. Все последующие годы предпринимательство в качестве официально признанной деятельности у нас не допускалось, а частная инициатива, направленная на получение прибыли или личного дохода, являлась уголовно наказуемой и строго пресекалась[4,с. 12].
Возрождение предпринимательства в нашей стране по сути дела началось с принятия в 1986 г. постановления бывшего союзного правительства о создании кооперативов по заготовке и переработке вторичных ресурсов и отходов производства в системе бывшего Госснаба СССР. Затем Верховным Советом СССР были приняты законы: в 1987 г. — «Об индивидуальной трудовой деятельности», в 1988 г. — «О кооперации», в 1991г. — «О предпринимательстве в СССР». С провозглашением Беларуси самостоятельным государством Верховным Советом нашей страны был принят ряд законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность: «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «О ценных бумагах и фондовых биржах», «О товарных биржах», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республики Беларусь», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» и др., а также ряд постановлений Совета Министров Республики Беларусь, в той или иной мере регулирующих предпринимательскую деятельность.
По С.И. Ожегову, «предприниматель — владелец предприятия, фирмы, а также вообще деятель в экономической, финансовой сфере», а «предприимчивый — умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный»,
Для того чтобы более полно рассмотреть содержание и смысл категорий «предприниматель» и «предпринимательство», недостаточно определить только их смысловое значение. Более подробно рассмотрим экономическое наполнение этих категорий.
Понятие «предприниматель» как экономическая категория произошел от французского слова entrepreneur (посредник), которое в середине XVI века, употреблялось по отношению к организаторам балов [19, с. 202].
В XVII веке предпринимателем называлось лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение, например, за строительство объекта.
Основоположником теории предпринимательства считается ирландский экономист Ричард Кантильон (1680-1734 гг.), который в XVIII веке одним из первых стал рассматривать предпринимателя как личность, принимающую решения и удовлетворяющую свои потребности в условиях неопределенности. Сведения о ранних годах жизни Р. Кантильона скудны. Известно, что он разбогател, будучи купцом в Лондоне, а затем банкиром в Париже.
Р. Кантильон стал известен благодаря труду «Очерк о природе торговли вообще», изданному на французском языке в Лондоне в 1755 г. Он считал, что доход предпринимателя (торговца, ремесленника, фермера и пр.) — это плата за риск, поскольку он обязуется производить строго определенные выплаты на зарплату нанятых работников, на покупку сырья или товаров по определенным ценам, в го время как размер будущей выручки неизвестен.
Согласно теории Р. Кантильона, предприниматель есть индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремленный в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям. Таким образом, предприниматель действует на свой страх и риск, получая непостоянный доход.
Р. Кантильон подчеркивает отличие предпринимателя от государственного служащего, получающего постоянную зарплату. Главное, что отличает предпринимателя от служащего, — желание и умение нести риск и получать за это предпринимательскую прибыль. Отсюда вытекает сущностное понятие предпринимательской прибыли как платы за риск, возникающий вследствие неопределенности будущих событий.
Среди многих новаций в «Очерке» по меньшей мере два момента выступают как превосходящие все то, что было найдено в экономической теории до 20 века. Это, во-первых, его анализ предпринимателя как человека, который «покупает по определенной цене, чтобы продать по неизвестной цене». Во-вторых, предприниматель может быть торговцем или землевладельцем, но в равной степени он может быть и капиталистом, использующим чужой труд; тем не менее во всех случаях предпринимательская роль остается непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределенности
Один из основателей экономической науки, Адам Смит (1723-1790 гг.) в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) характеризовал предпринимателя как реализатора рискованных коммерческих идей. А. Смит считал, что предприниматели выполняют важнейшую социальную функцию — накопление. По А. Смиту, предприниматель сам вносит капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Так же, как Кантильон, он считал, что прибыль предпринимателя есть плата за риск и затраты капитала. Он признает, что главным мотивом человеческой деятельности является своекорыстный интерес.
А. Смит неоднократно подчеркивал, что частные интересы предпринимателей никогда не совпадают с интересами общественными, так как чем выше уровень производства и национального богатства, тем меньше норма прибыли. А поскольку норма прибыли находится в обратной зависимости от общественного благосостояния, то класс предпринимателей обычно заинтересован в том, чтобы вводить общество в заблуждение и даже угнетать его. А. Смит разработал теорию стоимости, широко используемую в формировании товарно-ценовой политики при организации предпринимательства. Согласно концепции А. Смита, стоимость имеет два различных значения: иногда она обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда — возможность приобретения других вещей, которую дает обладание данным предметом. Первую он называет потребительной стоимостью, а вторую — меновой стоимостью.
Известный французский экономист Жан-Батист Сэй(1767-1832 гг.), автор нескольких работ по политэкономии, показал активную роль предпринимателя в создании продукта. Изучив фундаментальный труд А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», свое видение сущности и роли предпринимательства он изложил в «Трактате по политической экономии» (1803 г.). Особое внимание французский экономист, уделял производственной сфере, считая, что в основе предпринимательской деятельности лежит способность предпринимателя организовывать более эффективное производство, и сбыт продукции. Для Ж.Б. Сэя предприниматель — это человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения[19, с. 23].
Доход предпринимателя — это вознаграждение за его способности, таланты, труд по организации и управлению производством. Касаясь личности предпринимателя, Ж.-Б. Сэй отмечает такие качества, как ум, благоразумие, любовь к порядку, честность, знание людей, умение верно оценить важность продукта и определить потребность, которую он должен удовлетворить. Кроме этого, предприниматель должен «верно сводить свои счеты и вычислять издержки производства сравнительно с ценностью, какую будет иметь его продукт в продаже».
Макс Вебер (1864-1920 гг.) видел
в предпринимательской
Важный вклад в теорию предпринимательства внесли Йоган Тюнен (1783-1850 гг.) и Ганс фон Мангольд (1824-1868 гг.) — представители немецкой экономической школы. Й.Тюнен впервые обратил внимание на неоднородность рисков. Мотивом занятия предпринимательством он считал то, что вероятность выигрыша предпринимателя будет больше возможных потерь. Г. Мангольд рассматривает риски, связанные с временным фактором; чем длиннее период между производством товаров и их реализацией, тем выше риск возможных потерь.
Наиболее полно факторы риска в предпринимательстве исследовал американский экономист Фрэнк Найт (1885-1972 гг.). Риск, по мнению ученого, есть объективная вероятность, и поэтому его можно определить количественно, используя теорию вероятностей. Риск, по выражению Ф.Найта, превращается в «постоянный элемент издержек», которые несет предприниматель в виде страховки.
Основы современного понимания предпринимательства заложил австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883-1950 гг.). В книге «Теория экономического развития» (1912 г.) он пишет, что функциональной сущностью предпринимателя является выявление и использование новой комбинации факторов производства, т. е. реализация нововведений. Важно «...делать не то, что другие» и «...не так, как делают другие» Й. Шумпетер считал, что главное в предпринимательстве — инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства [19, с. 24].
По мнению ученого, предприниматель должен обладать таким типом характера, который рассчитывает на собственные силы, предпочитает риск, ценит собственную независимость, имеет потребность б достижении успеха и стремится к нововведениям. Именно благодаря активности предпринимателя осуществляется технический прогресс, развивается экономика.
Важно отметить, что Й. Шумпетер не наделяет предпринимателя избытком интеллекта, и именно это обстоятельство дает ему возможность не заниматься сравнением множества вариантов достижения цели, не предаваться долгим колебаниям, а идти своим путем. По теории Й. Шумпетера, в конкурентных условиях нововведения более действенны, чем низкие цены.
Значительный вклад в современное представление о предпринимательстве внес выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.). По мнению ученого, экономика может в течение длительного времени находится в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Дж. Кейнсом также были сделаны выводы о необходимости государственного регулирования экономических отношений с помощью применения соответствующих кредитно — денежных и бюджетных инструментов.
Выводы: предпринимательство на белорусской земле имеет свою историю, корни которой уходят в 19 век. Именно тогда возникли первые торговые дома и промышленные объекты предпринимательского типа.
Хозяйственная практика дореволюционной России, куда входила и Беларусь, то особый интерес вызывает широкое развитие в начале 20 века кооперативного движения как одной из форм предпринимательства. Особенно велика была роль малого и среднего бизнеса в период НЭПа.
Со свертыванием (по известным причинам) НЭПа затухало и частнособственническое предпринимательство.
Возрождение предпринимательства
в нашей стране по сути дела началось
с принятия в 1986г. Постановления
бывшего союзного правительства
о создании кооперативов по заготовке
и переработке вторичных
2.2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
О становлении и развитии в Республике Беларусь в период 2005 – 2010гг. можно судить по данным, приведенным в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 Распределение по основным отраслям экономики Республики Беларусь
Отрасли |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Промышленность |
2749 |
4080 |
5895 |
5860 |
6046 |
6877 |
Сельское хозяйство |
274 |
168 |
311 |
297 |
299 |
316 |
Транспорт |
579 |
936 |
1576 |
1603 |
599 |
1742 |
Строительство |
2310 |
2736 |
3260 |
3246 |
3412 |
3585 |
Торговля и общественное питание |
9882 |
12240 |
12085 |
11898 |
12899 |
13147 |
Научно-техническая |
834 |
537 |
543 |
444 |
414 |
374 |
Другие |
3449 |
3364 |
4640 |
4420 |
4375 |
4946 |
Всего предприятий |
20077 |
24061 |
28310 |
27768 |
29044 |
30987 |
Информация о работе Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь