Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Индивидуальный бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных, и в индивидуальных предприятиях – соответственно для крупных и для мелких заказов.
Очевидно, что мобильность и гибкость малых предпринимателей обеспечивает устойчивый спрос на их деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 81.10 Кб (Скачать документ)

[14]

 

Как  видно из приведенных  данных, что число индивидуальных предпринимателей выросло за последние 5 лет почти в 2 раза. Для создания нормальной конкурентной среды в республике необходимо не менее 950-980 тыс. индивидуальных предприятий. Нынешнее состояние развития индивидуального предпринимательства в нашей стране по сравнению с другими странами характеризуется данными, приведенными в таблице 2.2.2

В странах с социальной рыночной экономикой (на Западе) доля индивидуальных предпринимателей в произведенном  национальном продукте составляет 20-40 %, в СНГ, в состав которого входит и Беларусь, — от 3 до 15 %. Число предпринимателей на 1000 чел. Населения на Западе — 50-170, в СНГ — 10-50, из них на Западе — 70-90 %, у нас — 2-15 %.

Таблица 2.2.2 Сравнение  уровня развития индивидуального предпринимательства  в различных странах

 

Страна

Среднее число индивидуальных предпринимателей на 1000 жит.

Среднее число жителей  на 1 индивидуального предпринимателя (чел.)

Доля в общей численности  индивидуальных предпринимателей, %

Удельный вес индивидуальных предпринимателей в ВВП страны, %

США

74,0

13,0

54,0

50,0 – 52,0

Италия

68,0

14,0

73,0

57,0 – 60,0

Япония

49,6

10,0

78,0

52,0 – 55,0

Германия 

37,0

27,0

46,0

50,0 – 54,0

Франция

35,0

29,0

54,0

55,0 – 62,0

Польша

35,0

29,0

61,1

54,5

Чехия

10,2

98,0

59,1

38,5

Беларусь

3,14

317,0

7,6

16,8


[15]

 

Как видно из приведенных  выше данных, уровень развития индивидуального  предпринимательства в нашей  стране еще достаточно низок.

Особенно заметно усиление внимания государственных органов к развитию индивидуального предпринимательства в последние годы.

Так, с 1 февраля 2009 г. введен заявительный принцип регистрации  субъектов хозяйствования, сокращен перечень документов, необходимых для регистрации, существенно сокращен срок их рассмотрения регистрирующими органами.

Предприниматели имеют возможность  переходить на применение упрощенной системы налогообложения при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году перехода, с численностью работников в среднем не более 100 человек, если размер валовой выручки составляет не более 2 625 млн рублей.

Для индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) в сельских населенных пунктах и населенных пунктах до 50 тыс. чел. при осуществлении деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в этих населенных пунктах, а также в сельской местности ставка налога при упрощенной системе : устанавливается в размере 5 % — для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость, и 3 % — для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 28 декабря 2009г, № 1721 утверждена и реализуется Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 годы (далее — Государственная программа). Главными задачами Государственной программы являются: создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест; обеспечение импортозамещения; адресная методическая, информационная, консультационная, учебно-образовательная и юридическая поддержка, предоставляемая инфраструктурой поддержки малого предпринимательства; содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышение престижа предпринимателей.

Программой предусмотрены  мероприятия, направленные на совершенствование  законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовую поддержку малого предпринимательства; повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество я развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др. На реализацию мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных бюджетов в 2010 году выделили 31435,761 млн рублей.

Результаты деятельности индивидуальных предпринимателей  в Республике Беларусь с 2001 по 2010гг представлены в Приложении.

 В результате реализации  мероприятий Государственной программы  в 2010 году темп роста выручки  от реализации товаров, работ,  услуг, полученной индивидуальным  предпринимательством, достигнуто  в размере 131 процента, в 2011 году -  133 процентов, в 2012 году –  135 процентов. Темп роста численности занятых в индивидуальном предпринимательстве, доведен в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году – до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов[1, с.34]. 

В Республике Беларусь, как  и во многих других странах, ' имеются  кредитные схемы для предпринимателей. Государственным институтом финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства является Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (далее — БФФП), который работает на финансовом рынке услуг с января 1992 года. Данный фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136, которым утверждено положение «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей».

Механизмами реализации финансовой поддержки малого предпринимательства  в БФФПП являются выдача кредита/ микрокредита и лизинг. Размер кредита/микрокредита составляет в среднем около 10 млн рублей, максимальный размер лизинга — 20 млн рублей. Перечень документов, необходимых для получения финансовой поддержки, достаточно внушительный:

1) заявление на получение кредита/микрокредита по установленной форме;

2) технико-экономическое обоснование возврата кредита/ микрокредита;

3) копии договоров (контрактов) или других документов в подтверждение кредитуемой сделки;

4) копии учредительных документов, документ о регистрации;

5) годовой бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему с отметкой налоговой инспекции и бухгалтерский баланс на первое число месяца, следующего за отчетным, с приложением по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

6) документы, подтверждающие полномочия руководителя на заключение договоров (контракт с руководителем, протокол собрания учредителей о предоставлении полномочий руководителю и т. п.);

7) письмо банка об открытии счета с указанием лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых документов; о дебетовых и кредитовых оборотах за последний месяц; о претензиях по неоплаченным счетам поставщиков; просроченной задолженности по ссудам;

8) кредитная история предприятия (указывается банк кредитор, сумма полученного кредита, форма его обеспечения, срок погашения);

9) документы по обеспечению кредитных обязательств;

10) паспорт лица, уполномоченного подписывать договоры.

При выдаче долгосрочных кредитов помимо указанных документов представляются бизнес-план, включающий расчет экономической  эффективности и окупаемости  кредитуемого проекта, другие документы  в соответствии с законодательство Республики Беларусь.

Перечень предоставляемых  документов для получения кредита  индивидуальным предпринимателем определяется Коллегией исполнительной дирекции фонда. По усмотрению БФФПП могут  быть получены и другие документы, не вошедшие в данный перечень.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет  также гарантии для обеспечения  исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства. Льготными кредитами являются кредиты, предоставляемые в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах  государственной поддержки малого предпринимательства. При этом размер гарантии не должен превышать более 70 % от размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии — до 3 лет.

По состоянию на 01.01.2011г. в республике согласно данным Министерства по налогам и сборам, функционировали 86,2 тыс. субъектов малого предпринимательства — юридических лиц и 231,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. За 2010 г. Прирост юридических лиц составил 7,6 тыс., индивидуальных предпринимателей — 12,2 тыс. (рис. 2.2.1).

Субъекты малого предпринимательства — юридические лица по итогам 2010 г. Обеспечили 18,4 % поступлений, контролируемых налоговыми органами. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей увеличилась и составила за год 891,8 млрд руб.

Увеличение количества субъектов  малого предпринимательства стало  следствием предпринимаемых Правительством мер по либерализации экономики  и улучшению делового климата  в стране.

Несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство  еще не оказывает существенного  влияния на развитие экономики. Удельный вес поступлений в бюджет от этого  сектора экономики составляет около 20 %, что существенно ниже уровня развитых стран. Малое предпринимательство  слабо развито в малых и  средних городских поселениях, хотя количество субъектов в них увеличилось  на 11,6 %. Данный сектор наиболее развит в г. Минске, на который по состоянию  на 1 января 2011 г. Приходилось более 40.7 % субъектов малого предпринимательства  и 23,3 % индивидуальных предпринимателей.

В 2010 г. в Беларуси был  принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие предпринимательства. Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2010 г. № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения» были установлены  ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей в рублях вместо евро. Особое место занимает принятый Палатой  представителей и одобренный Советом  Республики Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

Важным фактором, способствующим развитию МСП в Беларуси, станет предусмотренное в упомянутом документе  участие субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг). Согласно закону, для  субъектов малого и среднего предпринимательства  могут предусматриваться резервирование не менее 10% от общего объема государственных  закупок товаров (работ, услуг) и  проведение среди таких субъектов  отдельных конкурсов по этой части  государственных закупок товаров (работ, услуг).

 

 

Выводы: уровень развития индивидуального предпринимательства  в Республике Беларусь все еще  низок. Государство в последнее  время усиливает внимание к развитию индивидуального предпринимательства.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Если в стране нет рынка,  то не может быть предпринимателей, и, наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем. Экономика республики Беларусь находится в переходном периоде на пути к рыночной экономике.

Только на рынке проверяется  истинная ценность (стоимость) произведенных  товаров: если они не будут проданы, предприниматель не получит планируемый  объем прибыли. Следовательно, рынок  есть не только среда (сфера) функционирования предпринимателей, но и важнейший  фактор развития предпринимательства  в стране при условии, что существуют и развиваются рынки всех факторов производства.

Современный рынок представляет собой организованную и относительно сбалансированную систему, обеспечивающую предпринимателям свободу при выборе способов производства и продажи  различных видов и объемов  товаров (работ, услуг), а всем потребителям гарантирует независимость при  их приобретении. Никто не может  административно заставить кого-либо что-то производить, что-то приобретать. Рынок есть сообщество самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, а предприниматель — самостоятельно хозяйствующий субъект.

Информация о работе Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь