Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:55, курсовая работа

Описание

Индивидуальный бизнес всегда будет иметь свое место на рынке. Существует много направлений, по которым крупные предприятия просто не нужны. Есть направления, которые нуждаются и в крупных, и в индивидуальных предприятиях – соответственно для крупных и для мелких заказов.
Очевидно, что мобильность и гибкость малых предпринимателей обеспечивает устойчивый спрос на их деятельность.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 81.10 Кб (Скачать документ)

Действует конкурентный рынок  при наличии различных форм собственности. Но преобладающей формой является негосударственная  собственность при существовании  развитой рыночной инфраструктуры, включающей три основных элемента: рынок товаров  и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок. Развитой рынок характеризуется  сложной системой соответствующих  институтов (бирж, коммерческих банков, аудиторских организаций, страховых компаний, рекламных компаний, ассоциаций (союзов) предпринимателей пр.).

Рынок имеет по сравнению  с командно-административной экономикой значительные преимущества. Во-первых, посредством рынка осуществляется эффективное распределение всех видов ресурсов. Рынок «направляет» ресурсы на производство только необходимых  потребителям товаров (работ, услуг).

Во-вторых, рынок функционирует  при наличии относительно ограниченной экономической информации: данных о  ценах, конкурентах, издержках производства, количестве производства.

В-третьих, преимуществом  рынка является высокая гибкость, адаптивность к изменяющимся условиям производства и потребления.

В-четвертых, оптимальное  использование участниками рынка  результатов научно-технического прогресса. Чтобы получить максимальную прибыль, предприниматели-производители идут на риск, разрабатывая новые товары, совершенствуя технологию, что позволяет  им иметь временное преимущество перед конкурентами.

В-пятых, предприниматель  и потребители обладают свободой выбора и действий. Они не зависимы в принятии решений, заключении различных  сделок (договоров), найме рабочей  силы и т.д.

В-шестых, рынок обеспечивает удовлетворение самых разных потребностей.

1 января 2008 г. деятельность  индивидуальных предпринимателей  осуществляется по новым правилам. Это обусловлено принятием 29 декабря  2006 г. Президентом Республики  Беларусь Указа № 760 «О внесении  дополнений и изменений в Указ  Президента Республики Беларусь  от 18 июня 2005 г. № 285». С указанной даты физические лица вправе осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя самостоятельно, без привлечения наемных лиц, либо с участием только членов семьи или близких родственников (отец, мать, муж, жена, сын, дочь, усыновленные, удочеренные, брат, сестра, дедушка, бабушка, внук, внучка). Следует отметить, что близким родственником не являются отношение между супругом и близкими родственниками другого супруга (такие отношения согласно ст. 61 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999г. № 278-З ( с изменениями и дополнениями) считаются отношениями свойства). При этом необходимо напомнить, что согласно п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) (далее — Указ № 285) индивидуальные предприниматели независимо от применяемой системы налогообложения вправе привлекать к предпринимательской деятельности не более трех физических лиц на основании трудовых и гражданско-правовых договоров и использовать в своей деятельности одновременно не более четырех торговых либо иных объектов. Таким образом, с 1 января 2008 г. количество одновременно привлекаемых к деятельности членов семьи и близких родственников не может превышать трех человек.

В соответствии с Положением о регистрации граждан по месту  жительства и месту пребывания, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 года № 413 «О совершенствовании  системы учета граждан по месту  жительства и месту пребывания», документом, подтверждающим родственные  отношения, заключении брака, является свидетельство о рождении, либо свидетельство  о заключении брака, либо свидетельство  об усыновлении (удочерении) или копия (выписка из) решения суда об усыновлении (удочерении), либо справка органа, регистрирующая акты гражданского состояния, содержащая сведения из записей актов гражданского состояния, подтверждающая родственные отношения, заключения брака.

Так, например, документом, подтверждающим, что индивидуальный предприниматель  состоит в отношениях близкого родства  с привлекаемым им физическим лицом  или признается членом его семьи, является:

1) для супругов — свидетельство о заключении брака;

2) для детей — свидетельство о рождении ребенка либо свидетельство об их усыновлении (удочерении) или копия (выписка из) об их усыновлении (удочерении). В случае, когда фамилия привлеченного физического лица отличается от указанной в представленных документах, необходимо дополнительно предъявить документы подтверждающие это обстоятельство (например, свидетельство о заключении брака);

3) для родителей — свидетельство о рождении лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, либо свидетельство об усыновлении (удочерении) или копия (выписка из) решения суда об усыновлении (удочерении). В случае, когда фамилия индивидуального предпринимателя отличается от указанной в представленных документах, необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие это обстоятельство (например, свидетельство о заключении брак);

4) для братьев (сестер) — свидетельство о рождении лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, либо свидетельство об его усыновлении удочерении или копия (выписка из) решения суда об его усыновлении (удочерении) и аналогичные документы привлекаемого им физического лица. В случае, когда фамилии индивидуального предпринимателя и привлеченного им физического лица отличаются от указанных в представленных документах, необходимо дополнительно предъявить документы, подтверждающие это обстоятельство;

5) для деда (бабки) — свидетельство о рождении лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, либо свидетельство об его усыновлении удочерении или копия (выписка из) решения суда об его усыновлении (удочерении) и аналогичные документы его родителей, подтверждающие, что один из них является сыном (дочерью) деда или бабки индивидуального предпринимателя либо усыновленным (удочеренным) ими. В случае, когда фамилии индивидуального предпринимателя и (или) его родителей отличаются от указанных в представленных документах, необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие это обстоятельство;

6) для внуков — свидетельство о рождении сына (дочери) индивидуального предпринимателя, являющегося родителем привлекаемого физического лица (внука), либо свидетельство об их (его) усыновлении (удочерении) или копия (выписка из) решения суда об их (его) усыновлении (удочерении). В случае, когда фамилия внука и (или) его родителей отличаются от указанных в предоставленных документах, необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие это обстоятельство.

Перечень вышеназванных  документов не является исчерпывающим при определенных обстоятельствах может быть дополнен документами, выдача которых гражданам предусмотрена законодательством.

В целях недопущения индивидуальными  предпринимателями, решившими продолжить предпринимательскую деятельность с привлечением членов семьи и (или) близких родственников, нарушений  в части привлечения ими к  своей деятельности лиц, не отвечающих требованиям п. 2 Указа № 285, обращаем внимание, что они могут представить  в инспекции МНС по месту постановки на учет на бумажных носителях сведения о лицах, которых они будут  привлекать  к своей деятельности (с указанием Ф.И.О. и степени родства), с приложением документов, подтверждающих, что указанные в них лица являются членами семьи индивидуального предпринимателя или его близкими родственниками. Данные сведения, заверенные налоговым органом (в случае подтверждения, что указанные в них лица являются членами семьи индивидуального предпринимателя или его близкими родственниками), будут служить удостоверяющим документом при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий в целях соблюдения требований законодательства. Это позволит сэкономить время как налоговым органам, так и самому индивидуальному предпринимателю. Ведь отсутствие в местах осуществления предпринимательской деятельности документов либо вышеназванных сведений, подтверждающих, что привлеченные индивидуальным предпринимателем лица являются членами его семьи или близкими родственниками, повлечет в отношение этих индивидуальных предпринимателей проведение дополнительных контрольных мероприятий, выразившихся в истребовании у них соответствующих документов. Указанное право закреплено за налоговыми органами в с ст. 75 и 81 Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года № 166-З (с изменениями и дополнениями). Поэтому в целях недопущения проведения дополнительных контрольных мероприятий (нежелательных как для индивидуальных предпринимателей, так и для налоговых органов) индивидуальные предприниматели наряду с документами подтверждающими, что привлеченные ими лица являются членами их семьи или близкими родственниками, могут в местах осуществления своей деятельности хранить и заверенные налоговым органом вышеназванные сведения. В случае, если индивидуальным предпринимателем привлекается несколько физических лиц, в местах осуществления деятельности могут находиться копии этих сведений.

Вышеназванные сведения индивидуальные предприниматели могут подать в  налоговый орган одновременно с  налоговыми декларациями (расчетами).

Следует обратить внимание на последствия выявления нарушений  индивидуальными предпринимателями  требований п.2 Указа № 285 (в части  привлечения к своей деятельности лиц, неоговоренных в нем). Так, в  соответствии с частью второй ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-З (с изменениями и дополнениями) занятие запрещенным видом деятельности влечет наложение штрафа на индивидуального  предпринимателя в размере от 20 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.

Знаковым нормативным  актом, направленным на дальнейшее улучшение  условий осуществления предпринимательской  деятельности, стала Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В соответствии с ее положениями  предусматриваются:

- для плательщиков налогов,  получивших убытки, - возможность минимизировать эти убытки за счет будущей прибыли;

- меры по совершенствованию  упрощенной системы налогообложения.  В частности в 2011 г. планируется  ее применение субъектами при  размере валовой выручки не  более 12 млрд руб. нарастающим  итогом в течении календарного года;

- сокращение перечня обязательных  для применения первичных учетных  документов, отмена требования об  обязательной сдаче наличной  выручки в банк и согласование  лимитов остатка в кассе;

- сохранение государственного  регулирования цен только в  отношении продукции значимых  товаров, работ, услуг, определяющих  жизненный уровень населения;

- отмена ограничений при  установлении надбавок в оптовой  и розничной торговле, а также  обязательного составления экономического  обоснования уровня применяемых  цен и тарифов на товары, работы, услуги.

Предполагается также, что  обязательная в настоящее время  Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь будет носить рекомендательный характер.

Выводы: если в стране нет  рынка, то не может быть и предпринимателей, и, наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами  и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.

С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей осуществляется по новым правилам. Знаковым нормативным  актом, направленным на дальнейшее улучшение  условий осуществления предпринимательской  деятельности, стала Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, взгляды на предпринимательство  и подходы к оценке его важнейших  функций в экономическом механизме отличаются разнообразием точек зрения и теоретических посылок.

Практически все современные  подходы едины лишь в том, что предпринимательство — это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель — одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества.

Желающие стать предпринимателем нет необходимости сразу образовать юридическое лицо — предприятие. Действующее законодательство предоставляет возможность не ограниченным в своей деятельности гражданам зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (без образования юридического лица).

Частное (индивидуальное) предпринимательство  осуществляется от своего имени и  на свой риск. Единоличное владение составляет значительную часть бизнеса. Индивидуальный предприниматель несет  полную и неограниченную ответственность  за результаты своей деятельности.

Уровень развития индивидуального  предпринимательства в Республике Беларусь все еще низок. Государство  в последнее время усиливает  внимание к развитию индивидуального  предпринимательства.

Если в стране нет рынка, то не может быть и предпринимателей, и, наоборот, поскольку предприниматели (фирмы, компании) являются ведущими субъектами рыночной экономики наряду с домохозяйствами и государством, которое в развитой рыночной экономике является коллективным предпринимателем.

С 1 января 2008 г. деятельность индивидуальных предпринимателей осуществляется по новым правилам. Знаковым нормативным  актом, направленным на дальнейшее улучшение  условий осуществления предпринимательской деятельности, стала Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бадей, Г. Меньше ресурсов — больше гибкости: [беседа с председателем республиканского Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. Кунявского] / Георгий Бадей; беседовала Наталья Вербитская // Экономика Беларуси. – 2008. - № 4. – С.34-37.
  2. Богомолов, Г. Поддержка предпринимательства по-белорусски // Налоговый вестн. (РБ). – 2005. - № 8 (апр.). – С.5-14.
  3. Вабищевич, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь / С.С. Вабищевич. – Мн. : Молодеж. науч. о-во, 2008. -398 с.
  4. Врублевский, Б.И. Основы предпринимательства : учеб. Для вузов / Б.И. Врублевский, И.В. Сенько. – Гомель : ЦНТУ Развитие, 2005. – 207с.
  5. Герасимова, В. Время ожиданий – хороших и разных / Валерия Герасимова // Финансы, учет, аудит. – 2010. - № 3. – С. 13-14.
  6. Дорожкин. С.Ю. Правовой статус предпринимателей: национальные особенности и зарубежный опыт / Сергей Юрьевич Дорожкин // БНПИ. Юридический мир. – 2008. -  № 9. – С. 106-108.
  7. Зелевский, А.К. О деятельности индивидуальных предпринимателей / А.К. Зелевский // Налоги Беларуси. – 2011. - № 1. – С. 8-9.
  8. Кузьменко, И. Нет работы? Стань предпринимателей! / Иван Кузьменко // Человек и труд. – 2010. - № 2. – С. 24-25.
  9. Кухарева, Е.И. Регистрация индивидуального предпринимателя по месту жительства: вопрос из практики / Е.И. Кухарева // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. – 2010. - № 2. – С. 24-25.
  10. Лацкевич, Н.В. Организационно-экономическое развитие предпринимательства Республике Беларусь : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Н.В. Лацкевич ; БГЭУ. – Мн., 2007 – 21 с.
  11.   Предпринимательство в Беларуси: опыт становления и перспективы развития : сб. докл. науч.-практ. конф. (20мая 2004 г.,г. Минск). Ч. 2 / гл. ред. С.В. Лукин.  – Мн. : Инт-т предпринимат. деят., 2004. – 113 с.
  12. Предпринимательство в Беларуси: опыт становления и перспективы развития : сб. докл. науч.-практ. конф. (20мая 2004 г.,г. Минск). Ч. 1 / гл. ред. С.В. Лукин.  – Мн. : Инт-т предпринимат. деят., 2004. – 127 с.
  13. Скумс, И. Некоторые вопросы реализации законодательства в сфере совершения административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей / Ирина Скумс, Ирина Миронова // Юстыцыя Беларусi. – 2010. - № 2. – С. 40-43.
  14. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2011 / Нац. стат. комитет РБ. – Мн. : Нац. стат. комитет РБ, 2011. – 633 с.
  15. Темницкая, О. Главное – чтобы работы были сопутствующими / Оксана Темницкая // Юридический мир. – 2010. - № 4. – С. 107-109.
  16. Темницкая, О. Право ИП на заключение договоров / Оксана Темницкая // Юридический мир. – 2011. - № 5. – С. 110-111.
  17. Трущенко, А. Иметь дело с государством стало не так страшно / Аркадий Трущенко // Налоговый вестник. – 2010. - № 10 (май). – С. 22-23.
  18. Черноруцкая, Н.М. Индивидуальный предприниматель как субъект трудовых отношений / Н.М. Черноруцкий // Отдел кадров. – 2011. - № 6. – С. 22-27.
  19. Экономика : справ. студ. / С.С. Ильин, Т.И. Васильева. – М. : Слово, 2000. – 544 с.

Информация о работе Развитие индивидуального предпринимательства В Республике Беларусь