Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 06:08, курсовая работа
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные пути реформирования.
Введение 3
Особенности налоговой системы 5
Реформы налоговой системы 11
Принципы налогообложения 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова
Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки
руководящих кадров и специалистов
Курсовая работа
По курсу: «Государственные и региональные финансы»
На тему: «Реформа налоговой системы и ее влияние на экономический рост»
Выполнила:
Баласиева Нина Баласиевна
Проверил:
Ведущий преподаватель
Бутрин Андрей Геннадьевич
Кандидат экономических наук
доцент
Челябинск
2001
Содержание
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и
организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие (введён с 01.01. 92). Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные пути реформирования.
Налоговая система — это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством в установленном законодательством порядке.
В бывшем СССР при административно-командной форме государственного управления отсутствовала целостная налоговая система страны. Это было связано, в частности, с тем, что налоги рассматривались как инструмент эксплуатации трудящихся власть имущими, присущий капитализму. Поэтому начиная с 50-х годов был взят курс к безналоговому строительству государственности, что негативно отражается и сегодня не только на теории и практике налогообложения и управления налогами, но и на формировании бездефицитного бюджета, на успешном использовании государством налогового механизма в управлении экономикой и социальной сферой.
Прежней (союзной) налоговой системе были присущи следующие недостатки и особенности:
а) основные виды платежей носили неналоговый характер;
б) производилась дифференциация платежей с предприятий в зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности;
в) платежи в бюджет вводились не только законодательными актами, но и постановлениями партии и правительства;
г) доминировал перераспределительный характер в налоговых отношениях: от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий к плохо работающим;
д) система платежей имела нестабильный характер;
е) отсутствовала четкая градация поступлений между бюджетами разных уровней; и др.
Курс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации привел к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. В начале 90-х годов началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей изменение распределительных отношений, унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регуляторов рыночных отношений, формирование новых слоев хозяйствующих субъектов (предпринимателей; кооперативов и малых предприятий; крестьянских и фермерских хозяйств), а также приближение налоговой системы страны к налоговым системам стран с рыночной экономикой.
Правовое оформление новой налоговой системы обеспечил целый пакет налоговых Законов РФ: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1 от 27.12.91 г., который определял общие принципы построения налоговой системы, ее структуру, компетенцию органов государственной власти в области налогов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов (утратил силу с 1 января 1999 г. в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31.07.98 г.); «О государственной налоговой службе РСФСР» № 943-1 от 21.03.91 г. (с изм. от 8.07.99 г.), регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля; другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.
Новизна налоговой системы Российской Федерации проявляется в следующем:
— основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных министерств и ведомств, КПСС и Правительства СССР, как было раньше. Налоговое законодательство впервые содержит единый закон (Налоговый кодекс РФ), характеризующий и регулирующий налоговую систему в целом, что весьма облегчает налогоплательщикам и налоговым органам пользование законодательной базой. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответствующих законодательных актов;
— становится стабильной (хотя в отношении некоторых основных налогов этот принцип не соблюдается) и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП в целях выполнения государством своих функций;
— при ее разработке
использован мировой опыт налогообложения
юридических и физических лиц. Он нашел
отражение при делении налогов на общегосударственные
(федеральные) и административно-
— построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За порядком их исчисления и своевременностью взноса в бюджет осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам и других ведомств;
— налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги), определены виды закрепленных и регулирующих налогов;
— региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона. Например, Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.95 г. (с изм. от 17.03,97 г.) предоставлено право на налоготворчество в пределах своей территории;
— включает совершенно новые для Российской Федерации налоги и сборы (НДС и т. д.) и предусматривает осуществление изменения в порядке исчисления и в системе элементов ранее действовавших налогов (например, в подоходный налог с граждан);
— законодательством установлена четкая последовательность при уплате налогов. Так как прибыль является источником множества налогов, то важен порядок их уплаты. Вначале уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи. На эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Затем вносятся местные налоги, расходы по уплате которых относятся на финансовые результаты деятельности предприятия. После чего уплачиваются все остальные налоги, вносимые за счет прибыли;
— в системе налогов определены общие и специальные платежи, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;
— новая налоговая система обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями налогоплательщиков и защиту малоимущих граждан, многодетных семей, студентов, пенсионеров, участников военных и других событий. С этой целью система налогообложения граждан строится по прогрессивной шкале ставок, установлены необлагаемый минимум, льготы на детей и иждивенцев и т. д.;
— при налогообложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления;
— налоговая система представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных. (В прошлом косвенное обложение в нашей стране отрицалось, так как оно имеет «эксплуатационный» характер и ложится полностью на плечи трудящихся масс.)
В целом ныне действующая налоговая система призвана выполнить не только фискальную, но и регулирующую, и контрольную функции. Для этого в ней заложены все необходимые элементы и регуляторы.
Множественность видов налогов дает возможность государству вести учет плательщиков по видам облагаемых объектов, величине доходов, стоимости имущества юридических и физических лиц, владельцев и пользователей земли и природных ресурсов, их экономическую оценку; обеспечивать контроль за характером и объемом деятельности предприятий и предпринимателей, движением стоимости, инвестициями, за соблюдением ими законности в области формирования, распределения и использования доходов и имущества; охватить налогообложением широкий круг субъектов и объектов налога. Вся эта гамма возможностей служит инструментом государственного регулирования и стимулирования процесса экономического развития, а также барьером на пути социального обнищания малоимущих слоев населения.
Основополагающим законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов в РФ, а также общие принципы налогообложения, регулирующим налоговые правоотношения в РФ, служит Налоговый кодекс (часть I), введенный в действие с 1 января 1999 г. (за исключением некоторых статей). Налоговый кодекс, в частности, устанавливает:
— виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
— основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
— принципы установления, введения в действие и прекращения действия раннее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
— права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах" и сборах;
— формы и методы налогового контроля;
— ответственность за совершение налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц.1
Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции развития и совершенствования налоговой системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика. Одним из первых шагов создания такой концепции является обсуждаемый Налоговый кодекс РФ, внесённый Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу 30 апреля 1997 года.2
На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.3
Шестилетний опыт функционирования налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы налогообложения.
Информация о работе Реформа налоговой системы и ее влияние на экономический рост