Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 06:08, курсовая работа
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные пути реформирования.
Введение 3
Особенности налоговой системы 5
Реформы налоговой системы 11
Принципы налогообложения 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Основными элементами налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом кодексе, являются следующие.
Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.
Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.
В сфере малого предпринимательства реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата и эта линия получит продолжение.4
Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.
Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.
Важным фактором повышения собираемости налогов должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём её реструктуризации.
На базе налоговой политики, увязанной с политикой цен и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и совершенствования налоговой системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ.
Принятие Налогового кодекса РФ позволит в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить общепринятые налоговые термины и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов.
Несмотря на критику, он соответствует основным требованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночной экономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказанные выше критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно «разрушить до основания».5 Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д. Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная, налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже немаловажно.
К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд «родственных» налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет «расщеплять» и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.
Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за пользование автодорогами, на содержание жилищного фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и т. д.6
Сделана попытка несколько ослабить общее налоговое бремя, уменьшив его с нынешних 35% до 32% к ВВП. Снижение, конечно, не очень значительное, но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолен, до 40% налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов.
Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет, что порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде отраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять.
К сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой - 35%. Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на отдельные нововведения, предложенные в проекте налогового кодекса РФ, которые могут оказать серьёзное негативное влияние на уровень цен и, соответственно, уровень жизни населения.7
Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2, 5% налог на имущество предприятий.
Все эти «нововведения» станут мощным генератором роста цен и могут существенно усилить социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный подход к завышению ставок налогов связан с игнорированием взаимосвязи налогов и цен.
Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.
Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных задач без соответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизации наглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно, на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации.
Анализ качественного состава работников налоговой службы свидетельствует о том, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующая особого подхода к профессиональной подготовке и переподготовке специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме рыночных преобразований. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время нет единой, стройной концепции подготовки специалистов для органов Госналогслужбы России. В номенклатуре специальностей высшего образования отсутствует специальность, адекватная требованиям налоговой системы. Следовало бы с учётом особой роли формируемой отрасли рассмотреть вопрос по открытию новой специальности «Налоги и налогообложение». Следует отметить, что подобный специалист с определённой «доводкой» спецдисциплинами мог бы готовиться для системы налоговой полиции.8
Подготовку специалистов по специализации «Налоги и налогообложение» в настоящее время осуществляют несколько экономических вузов, в т. ч. Налоговый институт, Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. Опыт работы свидетельствует о том, что практически отсутствует какая-либо координация подготовки специалистов. Как следствие - разнобой в наименовании дисциплин и выделенных на их изучение часов, формах контроля и т. д. Конечно, возврат к недавнему прошлому, когда вузам было запрещено самостоятельно вносить даже незначительные изменения в учебные планы, был бы шагом назад. Однако опасна и другая крайность, когда вузы начинают открывать специальности по новым направлениям без должной методической подготовки, без надлежащего кадрового обеспечения. По нашему мнению, с учётом особой роли работников налоговой службы и налоговой полиции требуется определённая работа по координации подготовки специалистов по специализации «Налоги и налогообложение».9 Возможно создание Межведомственного совета на уровне федерального органа управления, в который бы вошли представители Госналогслужбы России, Федеральной службы налоговой полиции, Минфина России, ведущих экономических и юридических вузов.
В основу налогообложения и построения налоговой системы Российской Федерации, как и других государств, заложены определенные принципы. «Принцип» в переводе с лат..«Principiuin» означает «основа», «основополагающее начало». С момента возникновения налогов ученые и практики искали и изучали это «начало». На первоначальном этапе взимание налогов происходило произвольно и стихийно, по мере и в меру надобности государства: С превращением налогов в главный источник государственных доходов появилась необходимость в исследовании самой сути налогов, их функций и принципов обложения. Наибольший вклад в развитие теории налогов и принципов налогообложения внесли В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, А. Вагнер и другие экономисты и мыслители.
В. Петти в «Трактате о налогах и сборах» (1662) отмечал недопустимость налоговой дискриминации, двойного обложения, уклонения от налогов и т. д.: «... никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины... Они уплачивают также добровольные взносы 9 десятины. Между тем при акцизе не должен, собственно говоря, платить еще другим способом и более чем один раз».
Известный шотландский экономист и мыслитель А. Смит в своем научном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), касаясь принципов налогообложения, писал: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица... Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству».
Из приведенной цитаты вытекают четыре основных принципа налогообложения, имеющих свою актуальность и сегодня:
принцип справедливости, под которым понимается всеобщность обложения и равномерность распределения налогового бремени;
принцип определенности, требующий, чтобы вид налога, срок уплаты, способ и сумма платежа были ясно определены и доведены до плательщиков;
принцип удобности указывает на необходимость взимания налогов в удобное время и удобным способом для плательщика;
принцип экономии, заключающийся в снижении затрат по взиманию налога, в превышении суммы налога над расходами по их сбору.
Принципы А. Смита не были новыми. О них писали Фома Аквинский (1226-1274), Ш. Монтескье (1689-1755), Ф. Бэкон (1561-1626), Ф. Юсти (1766), П. Верри (1771), О. Мирабо (1761) и другие мыслители. Французский физиократ О. Мирабо выделил три принципа взимания налогов:
1) налогообложение должно быть основано непосредственно на самом источнике доходов; 2) должно быть в определенном постоянном соотношении с этими доходами и 3) расходы по взиманию налогов должны быть не слишком велики. Отсюда вытекало предположение физиократов, что, поскольку источником уплаты всех налогов является чистый доход граждан, то в целях равномерного обложения целесообразно ввести единый налог на доход.
А. Смиту удалось в отличие от других более точно сформулировать и обосновать эти принципы налогообложения. Он их рассматривал с позиции защиты интересов плательщиков, в первую очередь населения, а не государства. В «Началах политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо выделил такой важный принцип налогообложения, как нецелесообразность и недопустимость чрезмерно высокого уровня обложения налогоплательщиков, который мог бы стать для них «великим злом». Немецкий финансист А. Вагнер (1835—1917) объединил в четыре группы девять правил, или принципов, организации налогообложения, изложенных во второй части курса «Науки о финансах» (1880):
I. Финансовые принципы:
1) достаточность обложения;
2) эластичность (подвижность) обложения;
II. Народнохозяйственные принципы:
3) надлежащий выбор источника обложения;
4) правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их переложения;
III. Этические принципы, или принципы справедливости:
5) всеобщность и
6). равномерность обложения;
IV. Организационные (административно-технические) принципы:
7) определенность обложения;
8) удобство уплаты налога;
9) максимальное снижение издержек взимания.
Объяснение тому, почему А. Вагнер придавал первостепенное внимание первым двум принципам — достоверности и эластичности, — следует из его концепции о государственных финансах, согласно которой тенденция роста государственных расходов (из-за увеличения финансирования правоохранительных органов, аппарата управления, здравоохранения и образования, а также в связи с необходимостью и целесообразностью государственного регулирования экономики) сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Это явление назвали законом А. Вагнера, так как оно оказывалось истинным многократно в разных странах. Следовательно, с ростом правительственных расходов должны расти и налоговые поступления в бюджет в достаточном объеме, т. е. налоги должны быть эластичными, подвижными, приспособленными к государственным нуждам. С этой целью фактически изначально они и введены. От финансовых принципов налогообложения зависят все остальные принципы. Например, если налоги не будут покрывать в достаточной мере расходы бюджета, то государство вынуждено будет усилить налоговое бремя, расширить сферу применения налогов, не принимая (особо) во внимание принципы справедливости, равномерности, однократности обложения. В этом отношении принципы, изложенные А. Вагнером, имеют важное практическое значение.
Информация о работе Реформа налоговой системы и ее влияние на экономический рост