Реформа налоговой системы и ее влияние на экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание

В данной работе предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить ее основные пути реформирования.

Содержание

Введение 3
Особенности налоговой системы 5
Реформы налоговой системы 11
Принципы налогообложения 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Реформы налоговой системы и их влияние на экономический рост.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)

Другой принцип налогообложения, который имеет существенное значение для развития экономики России, состоит в том, что «налоги не должны мешать развитию производства». Ее автором является итальянский экономист Ф. Нитти, утверждающий, что «налоги должны быть уменьшаемы, или вообще отменяемы, если они сокращают потребление. Слишком высокие налоги на потребление сокращают потребление и, следовательно, производство».

Только после первой мировой войны, которая послужила причиной проведения налоговых реформ во многих странах, стали более полно реализовываться научные принципы налогообложения, разработанные многими поколениями ученых и мыслителей, и создаваться основы современной налоговой системы. Со временем к ним добавился еще ряд принципов. С точки зрения налогового права различают общеправовые (общеотраслевые) и специфические (отраслевые) принципы7.

К общеправовым налоговым принципам относятся: а) законность и б) отрицание обратной силы закона. Принцип законности означает обязательное исполнение налогового законодательства всеми субъектами права (органами федеральной, региональной и местной власти и управления, всеми юридическими лицами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физическими лицами). Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ гласит: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения»,

Принцип отрицания обратной силы закона проявляется в том, что «законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, обратной силы не имеют». На практике это означает, что исчисление налога производится в соответствии с вновь принятым законом. Согласно Налоговому кодексу (п. 2 ст. 5), обратной силы не имеют только те законодательные акты по налогам и сборам, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают или отягчают ответственность за налоговые правонарушения, ухудшают (каким-то иным образом) положение налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений. Акты законодательства о налогах и сборах противоположного характера имеют или могут иметь обратную силу, если они прямо предусматривают это (п. 3, 4 ст. 5).

К специфическим налоговым принципам относятся следующие:

а) однократность налогообложения, т. е. «один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период налогообложения»;

б) льготность налогообложения означает снижение налогового бремени отдельных категорий или групп плательщиков (юридических и физических лиц) в целях регулирования и стимулирования социально-экономического развития общества;

в) принцип равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства указывает на то, что каждый из названных участников налоговых отношений имеет правовую возможность защищать свои права и интересы. Например, налоговые инспекции вправе до истечения срока исковой давности обратиться в суд или арбитражный суд о взыскании недоимок с налогоплательщиков. При этом государственная пошлина с истца не взимается. В свою очередь налогоплательщикам предоставлено право в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия должностных лиц;

г) принцип резидентства означает временное место жительства налогоплательщика. Исходя из этого принципа налогоплательщиков подразделяют на две группы: 1) резиденты — это те, которые имеют постоянное местопребывание в определенном государстве; 2) нерезиденты — не имеющие в нем постоянного местопребывания.10

Согласно ст. 1 п. 3 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» № 1998-1 от 7.12.91 г. (с изм, от 2.01.2000 г.) к физическим лицам (резидентам), имеющим постоянное местожительство в РФ, относятся лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Это имеет значение при налогообложении доходов граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства. Так, доходы от предпринимательской деятельности, получаемые нерезидентами, облагаются налогом по ставке 20%, а резидентами — 12% (минимальная ставка).

Если юридическое лицо зарегистрировано в РФ и занимается производственной и иной коммерческой деятельностью на ее территории, то оно является резидентом, следовательно, плательщиком в бюджетную систему Российской Федерации на общих основаниях. Если иностранное юридическое лицо не связано с деятельностью в РФ через постоянное представительство, но получает доход из источников, находящихся на ее территории, то подлежит обложению налогом на доходы у источника выплаты (например, суммы доходов фрахта — перевозки грузов всеми видами транспорта — облагаются налогом по ставке 6%);

д) беспристрастность налогообложения;

е) единый подход к определению прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;

ж) обеспечение равных требований со стороны государства ко всем хозяйственным субъектам;

з) создание равных условий для использования налогоплательщиками заработанных ими средств;

и) обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, платить налоги и участвовать в государственных расходах. Налогоплательщикам должно быть выгодно выполнять обязательства по налогам перед государством, нежели скрывать и уклоняться от них. Однако налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ) Также недопустимы налоги нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств;

к) строгий порядок введения и отмены налогов, сборов и других платежей, установления их ставок, льгот, сроков уплаты и т. д. Такой порядок определен Налоговым кодексом РФ (п. 5, 6, 7 ст. 3), где говорится, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом и законодательными актами органов власти соответствующих уровней. Перечень налогов и сборов всех трех уровней строго регламентирован кодексом и не может быть изменен законодательным решением на каком-то «этаже» власти;

л) точная классификация налоговых платежей, взимаемых на территории Российской Федерации, в основу которой положены принципы федерализма.

Кроме того, можно выделить общенаучные принципы, которые, хотя и не отмечены четко в законодательных актах по налогам, но в той или иной степени реализуются в налоговой системе России. Это принципы, в основном разработанные классиками экономической и финансовой науки:

При определении уровня налоговой ставки должны исходить из возможностей налогоплательщиков, т. е. уровня их доходов. Поскольку он неодинаков у разных плательщиков и существует социальная несправедливость, то и ставки должны быть дифференцированными, т. е. прогрессивными. Этот принцип можно сформулировать так: равные налоги на равновеликий объект обложения (прибыль, доход, заработная плата и т, д.). В Налоговом кодексе впервые в России закреплено требование справедливости налогообложения: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога» (п. 1 ст. 3).

Этот принцип справедливости налогообложения финансовая наука рассматривает в двух аспектах: вертикальном и горизонтальном.

Справедливость налогообложения по вертикали означает (то, что мы изложили выше): если равные по социально-экономическому положению плательщики платят равные налоги, то и «неравные» должны платить неравные налоги. Принцип справедливости по горизонтали предполагает взимание налога по единой ставке с лиц с одинаковыми доходами.

Несмотря на долгую продолжительность дискуссии по вопросу сущности принципа справедливости, он остается все еще спорным. Его толкование и применение на практике дифференцируется в зависимости от «места, времени и культуры народа», роли и значения налогов, нужд государства в финансовых средствах, его внешней и внутренней политики и многих других причин, что свидетельствует о развитии науки о налогах и финансах.

— Система и процедура исчисления налогов должны быть простыми, понятными, стабильными, долговременными и удобными как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

— В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющейся общественно-политической ситуации в стране и в мире (наша налоговая система совпадает по основным позициям — таким как НДС, акцизы, таможенные пошлины, налоги на недвижимость, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, — с налоговыми системами стран с рыночной экономикой).

— Требование унифицированности процедуры налогообложения независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, рода деятельности и источника получения доходов зафиксировано в Налоговом кодексе РФ: «Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 3).

— Налоговая система должна быть инструментом не только перераспределения создаваемого национального дохода, но и стимулирования и регулирования экономики и социальной сферы. При введении налогов и нивелировании их элементами должна учитываться, кроме фискальной, экономическая, социальная и политическая целесообразность.

— Необходимо разумное сочетание прямых и косвенных налогов,

закрепленных и регулирующих, общих и специальных, федеральных, региональных и местных, с юридических и физических лиц.

— Во главе угла научного подхода к определению элементов налога должен стоять вопрос эффективного развития всех субъектов воспроизводственного процесса.

Указанные принципы налогообложения в силу социально-экономической, политической нестабильности в обществе, слабой развитости рыночных отношений и целого ряда других причин соблюдаются на практике не в полной мере. Так, при обложении НДС подакцизных товаров сумма акциза не исключается из облагаемого оборота, т. е. нарушен принцип однократности. Налоговый кодекс (ч. II) должен исключить подобного рода недостатки в построении налоговой системы. Принципы налогообложения должны учитывать интересы как государства, так и налогоплательщиков, т. е. служить инструментом сбалансированности налоговой политики правительства.11

 

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день -главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике  экономических,  социальных  и  политических  условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось он тоже не лишён недостатков и сейчас находится на доработке.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

Информация о работе Реформа налоговой системы и ее влияние на экономический рост