Региональные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:41, контрольная работа

Описание

Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Содержание

1. Инвестиционная политика региона: сущность, задачи, принципы…………..2
2. Инвестиционная привлекательность региона: содержание понятия…………5
3. Соотношение регионов России по уровню инвестиционной привлекательность………………………………………………………………....12
4. Список литературы……………………………………………………………...21
5. Приложение……………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

Моя контрольная.docx

— 79.82 Кб (Скачать документ)

8) инновационный (уровень  внедрения достижений научно-технического  прогресса);

9) туристический (наличие  мест посещения туристами и  отдыхающими, а также мест развлечения  и размещения для них).

Все эти виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона определяется как взвешенная сумма частных потенциалов.

Инвестиционный  риск – качественная характеристика, показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:

  • экономического - тенденции в экономическом развитии региона;
  • финансового - степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий;
  • политического - распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти;
  • социального - уровень социальной напряженности;
  • экологического  - уровень загрязнения окружающей среды, включая и радиационное;
  • криминального - уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;
  • управленческого - качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы;
  • законодательного - юридические условия инвестирования в те или иные сферы и отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. При расчете этого риска учитываются как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а так же документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.

Чем ниже место, занимаемое регионом в рейтинге, тем больше проблем ему придется решать. Регионы  же, находящиеся в середине шкалы  рейтингов, имеют соответственно больше шансов на продвижение вверх.

Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на исследование их конъюнктуры, динамики и перспектив развития потребностей общества в продукции  этих отраслей. Именно потребности  общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей. Так, традиционно  приоритетными в Российской Федерации  являются топливно-энергетический комплекс (ТЭК), машиностроение, транспорт и  строительство.

Для краткосрочной, недолговременной оценки инвестиционной привлекательности  отраслей в качестве основного показателя принимается уровень прибыльности используемых активов, рассчитанный как  прибыль от реализации продукции, отнесенная к общей сумме активов, либо как  балансовая прибыль, отнесенная к общей  сумме используемых активов.

Общая оценка инвестиционной привлекательности отраслей рассчитывается с учетом инфляционных процессов, банковских ставок, уровней инвестиционных рисков. Таким образом, инвестиционная привлекательность  отрасли представляет собой совокупность различных объективных признаков, свойств, средств и возможностей отрасли, обусловливающих платежеспособный спрос на капиталообразующие инвестиций конкретной отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение регионов России по уровню инвестиционной

привлекательности

Экономический рост в российской экономике, происходящий с начала 2000-х гг., во многом опирается на усиление инвестиционной активности регионов и компаний. Однако экономический и инвестиционный рост происходит весьма неравномерно в региональном разрезе. Неравномерное распределение инвестиций в основной капитал между регионами Российской Федерации отражает исторические реалии советского периода и тенденции постсоветского развития. Субъекты Федерации значительно различаются по отраслевой и воспроизводственной структуре инвестиций, видам инвестируемых основных фондов, источникам инвестиций и т.д.

Среди субъектов Федерации  по инвестиционной активности заметно выделяется небольшая ведущая группа регионов, в которых сконцентрировано более 60% всех инвестиций в основной капитал РФ; они лидируют также по величине капиталовложений на душу населения. Данный кластер финансово сильных регионов с крупной промышленностью, взявших курс на формирование экономических реформ, характеризуется также высокими показателями затрат на технологические инновации (Приложение 1).

Такой высокий уровень  концентрации инвестиций в небольшой  группе субъектов Федерации означает, что в большинстве остальных  регионов инвестиционная ситуация складывается хуже. Наименьшие объемы инвестиций привлекают регионы с низким уровнем экономического развития – преимущественно аграрно-индустриальные республики Северного Кавказа и  национальные образования Сибири и  Дальнего Востока, в которых незначительна  роль добывающей промышленности.

Заметно различаются российские регионы и по источникам финансирования инвестиций. В относительно благополучных  в экономическом отношении регионах с развитой промышленностью и  значительным количеством успешно  работающих компаний более высока доля собственных средств в инвестировании (Татарстан, Пермский край и Самарская область, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). В Москве велика доля бюджетного финансирования, то есть поддержка инвестирования из столичного бюджета. Для Санкт-Петербурга, где хорошо развита финансово-кредитная инфраструктура, характерна большая доля в источниках инвестирования заемных средств. Роль заемных средств также высока в экспортно-ориентированных регионах (Астраханской, Белгородской, Сахалинской, Томской областях, Ямало-Ненецком автономном округе), предприятиям которых банки и иные кредитные организации предоставляют кредиты, так как они обеспечены и, как правило, возвращаются в срок.

Наиболее высока доля бюджетных  источников финансирования капиталовложений в слаборазвитых регионах, так  как они малопривлекательны для  частных инвесторов.

Основная часть расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации направляется на текущие нужды (выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального  хозяйства и государственного управления), и лишь незначительная часть расходов – на инвестиции.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики, региональных инвестиционных программ являются Москва, Санкт-Петербург, Новгородская, Нижегородская, Свердловская, Самарская, Псковская области, республики Саха-Якутия, Коми, Татарстан.

Инвестиционная привлекательность  в рейтинге оценивается по 2 параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает в общероссийском рынке, риск – какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из 9 частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный – из 6 частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообщества.

В проводимом нами опросе приняли участие  специалисты Deutsche Bank, МСП Банк, ВЭБа, банка «Траст», «Деловой России», Российско-германской внешнеторговой палаты, Фонда «Сколково» и Независимого института социальной политики. Эксперты определяли вес  той или иной составляющей в интегральном показателе риска и потенциала (см. рис.2).

Использовались  статистические данные по состоянию  на 1 января 2011 года.

     Рис. 2. Экспертные веса компонентов риска и потенциала

                                        Источник: "Эксперт РА"

 

Риски вложений в субъекты РФ и в целом в страну снижаются. Масштабные госпрограммы остаются локомотивами, за которыми следуют частные инвесторы. Основной риск для последних – низкое качество госуправления.

Владимир Горчаков

Нынешний, 16-й по счету, рейтинг  инвестиционной привлекательности  регионов России зафиксировал очевидный  факт: преодоление кризиса улучшило условия для инвестиций. Наиболее четко это просматривается в  снижении интегрального показателя инвестиционного риска страны в  целом (см. рис.3). Кстати, появление общестранового индикатора – новшество рейтинга 2010–2011 годов. К тому же накопившиеся за последние годы качественные изменения инвестиционной среды в регионах подвигли нас к апгрейду методики составления рейтинга. Это, конечно, привело к некоторым переменам в позициях регионов по итогам рейтинга прошлого, однако не слишком изменило их расположение друг относительно друга, а главное – не изменило основные выявленные тенденции. Каковы же эти тенденции?

Рис. 3. Интегральный инвестиционный риск страны и все его составляющие снижаются, но по-прежнему самые высокие риски для инвесторов в России связаны с гос. управлением

Источник: "Эксперт РА"

 

Регионы России можно сгруппировать  по соотношению инвестиционного  риска и инвестиционного потенциала:

1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще. Это свидетельствует о том, что регионы с незначительным потенциалом при существующей в России ситуации не в состоянии создать устойчивые низко-рисковые условия инвестирования.

2) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

3) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без   исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено   со  значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например,    специализацией    на   добывающих отраслях промышленности). Регионы, относящиеся к этому типу, представлены как преимущественно промышленно развитыми территориями (Нижегородская, Пермская, Самарская, Иркутская области и др.), так и наиболее крупными промышленно-аграрными (Краснодарский край, Волгоградская, Саратовская, Ростовская области). При условии существенного снижения экологической, социальной, криминальной и законодательной составляющих инвестиционного риска, к ним со временем вполне может присоединиться и Красноярский край. Эти регионы обладают всеми предпосылками для экономического роста и должны образовать «каркас» новой территориальной структуры хозяйства страны.

В приоритетном развитии этих субъектов РФ как раз и должна заключаться региональная социально-экономическая  и структурно-инвестиционная политика нового российского правительства. Ее успешная реализация позволит этим регионам выступить в роли «локомотивов»  экономики, а в перспективе, возможно, стать интеграторами активно  обсуждаемого сейчас процесса укрупнения субъектов Федерации.

4) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

5) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения   составляющим.   Соответственно   инвестирование   сюда сопряжено со  значительными  объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п.), а также с рядом субъективных   факторов    (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

6) Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

7) Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока малопривлекательными для инвесторов.

При анализе инвестиционного  потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной «консервативностью». В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило  лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи.

Вообще роль российских крупных  компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли  региона привел, как правило, к  увеличению роли этих отраслей в экономике  регионов (иначе говоря, к росту  зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей – нефтяной, угольной и других.

Информация о работе Региональные финансы