Регулирование деятельности транснациональных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ роли транснациональных банков в мировых процессах, определение крупнейших ТНБ, современных направлений и форм их деятельности, а также законодательных актов, регулирующих деятельность ТНБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Транснациональные банки – финансовая база международного бизнеса……………………………………………………………………………..3
Понятие и этапы становления ТНБ……………………………………….3
Крупнейшие ТНБ…………………………………………………………..5
Тенденции развития международной банковской деятельности……….8
Глава 2. Особенности деятельности транснациональных банков……………13
2.1. Виды услуг и операций, осуществляемых ТНБ………………………...13
2.2. Современные организационно-правовые формы международной банковской деятельности………………………………………………………..16
2.3. Офшорная банковская деятельность………………………………………20
Глава 3. Регулирование деятельности транснациональных банков………….24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТНБ 2011.docx

— 69.59 Кб (Скачать документ)

Банки-невидимки (shell-banks) получили свое название по причине виртуальности своего существования. Они не имеют физических офисов, соответственно служащих, здания, банковского оборудования и т.д. Они «работают» только на бумаге. Вместе с тем регулярно составляется баланс, уплачиваются налоги, осуществляются расчёты и ведется прочая обычная для любого банка деятельность. Такие банки размещаются чаще всего в офшорах и нужны их учредителям для сокращения издержек. Для органов надзора любой страны такой тип зарубежного банковского учреждения представляет наибольшую трудность в контроле.

 

2.3. Офшорная  банковская деятельность.

Офшорный банковский бизнес следует рассматривать как разновидность  офшорного предпринимательства  вообще. Наряду с офшорной страховой, инвестиционной, трастовой, общеторговой видами деятельности, офшорным судоходством развивается банковский бизнес. Последний получил необычайно широкое распространение, поэтому его нередко полностью отождествляют с офшорным предпринимательством, хотя это не так, по видам оно гораздо шире.

Офшорный банковский бизнес для участвующих в нем компаний имеет очевидные преимущества:

— низкое налогообложение;

— облегченная и ускоренная регистрация компании;

— отсутствие валютного  регулирования и прямого контроля со стороны офшорного государства;

— конфиденциальность всех проводимых операций.

Основным принципом офшорного  предпринимательства (не путать с вышеназванными условиями) в банковском, как и  в других видах деятельности, является нерезидентский характер бизнеса, или, по-другому, отсутствие права заключения хозяйственных сделок с резидентами офшорной страны (зоны). Офшорным банкам, как правило, запрещены кредитные и депозитные операции с резидентами офшора, другие сделки в местных валютах.

География основных офшорных зон такова. В Карибском бассейне находятся Багамские, Виргинские, Каймановы острова, Барбадос, Гренада. В Средиземноморье: Андорра, Гибралтар, Монако, Сан-Марино и др. В Африканском регионе: Сейшелы, Либерия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Аомынь, Сянган, Сингапур, Малайзия и др.

Офшорный банковский бизнес появился в 1965 г., когда Банк Англии разработал специальное законодательство для Багамских островов, находящихся под юрисдикцией Британской короны. Зарегистрированные здесь офшорные банки получили право обслуживать нерезидентов в иностранных валютах. Этот опыт позднее переняли другие страны Западной Европы, США для своих островных территорий или отдельных регионов страны (например, в США штат Делавер).

Сегодня в мире функционирует  около 80 офшорных территорий и более 6000 офшорных банков. Через них проходит не меньше половины международного потока капитала. Из года в год растут офшорные активы международных банков.

Позиция отдельных офшорных стран меняется: в одних зонах  сокращается численность зарегистрированных компаний, в других наблюдается бурный рост. Изменяется и специализация офшоров по показателям наиболее распространенных видов деятельности. Основные факторы, воздействующие сегодня на развитие офшорного бизнеса: проблема отмывания «грязных» денег и повышение открытости офшоров под давлением развитых стран; интеграционные процессы, сокращающие число офшоров; ситуация в мировом хозяйстве в целом и пр.

Жесткую политику развитых стран в отношении офшоров  можно понять: ежегодно в виде недополученных налогов в бюджет эти страны теряют не менее 80 млрд дол., а если учесть криминальный капитал, выводимый из-под надзора государственных органов, то негативные экономические последствия еще более ощутимы. Вместе с тем не следует считать офшоры «абсолютным злом» в мировом хозяйстве. Как уже было показано, своим появлением они обязаны развитым странам, и до сих пор целый ряд офшорных островных государств находится в юрисдикции, а значит, полностью зависит от развитых стран. Так, Нормандские острова Гернси, Джерси, Сарк и остров Мэн являются административными единицами Соединенного Королевства. Остров Кергелен и Французская Полинезия подчиняются Французской Республике, Макао (Аомынь) и остров Мадейра — территории Португалии.

Существование офшоров стимулирует  международную экономическую активность национальных компаний развитых стран. Снижая налогооблагаемую базу, такие  компании увеличивают объемы производства в этих странах, занятость и другие показатели. Не будем забывать, что огромные по своей величине международные активы офшорных компаний только зарегистрированы здесь и зафиксированы по счетам международных банков. Их реальное местонахождение — экономика развитых стран и отчасти развивающихся.

Крупнейшим офшорным банковским центром по числу зарегистрированных банков и объему их международных  активов и пассивов являются Каймановы  острова. Здесь зарегистрировано свыше 500 офшорных банков, располагающих 1,2 трлн дол. в активах. Свыше 300 банков зарегистрировано на островах Гернси, Джерси и Мэн с активами 125 млрд дол., 353 млрд дол. и 57 млрд дол. соответственно. На Багамах размер офшорного банковского капитала достигает 286 млрд дол.

В офшорных зонах наибольшее распространение получили три вида банковских лицензий: ≪А≫, ≪В≫ и ≪С≫. Лицензия типа ≪А≫ выдается на срок от 1 года до 5 лет, и ее действие автоматически пролонгируется, если банк не нарушает условия деятельности. Лицензия дает право осуществлять

операции с резидентами  и нерезидентами страны в любых  иностранных валютах. Такая лицензия доступна небольшому числу наиболее авторитетных и крупных международных банков.

По лицензии типа ≪В≫ работает большинство офшорных банков, она офшорная в классическом понимании этого термина, т.е. запрещает внутриэкономические операции, но разрешает нерезидентскую деятельность почти в любых иностранных валютах и с любыми нерезидентами.

Лицензия типа ≪С≫ устанавливает ряд ограничений по видам иностранных валют и типам нерезидентов, с которыми можно проводить операции. Вместе с тем получить такую лицензию офшорному банку проще всего. Нередко по такой лицензии работают офшорные банки, создаваемые богатыми частными лицами для управления своими финансами.

Глава 3. Регулирование деятельности транснациональных банков.

Можно выделить три уровня регулирования международной банковской деятельности: международный, национальный и микроуровенъ (саморегулирование). Национальный уровень является, несомненно, определяющим, поскольку, как и в регулировании любого другого международного бизнеса, межгосударственные соглашения – многосторонние, двусторонние, в рамках международных организаций и интеграционных группировок по линии министерств финансов, центральных банков и т.д. — направлены лишь на унификацию или гармонизацию, т.е. сближение норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности таких банков и регламентацию требований к ним в разных странах. Саморегулирование базируется на внутренних правилах и процедурах конкретного банка, нацелено на реализацию международной стратегии банка.

Из наиболее важных международных соглашений, относящихся к рассматриваемой проблематике, следует назвать Приложение по финансовым услугам к ГАТС в рамках Всемирной торговой организации; соглашения, подготовленные Базельским комитетом по банковскому надзору (Швейцария); а также ряд директив и инструкций, направленных на объединение банковских систем в рамках Европейского союза.

В 1995 г. странами — членами  ВТО было разработано первое и  основное Приложение к ГАТС по финансовым услугам. Как и другие соглашения ВТО, в основе договорённостей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприятствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договорённостей, если они угрожают целостности и стабильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц. Поставленная цель либерализации международной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков достигается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран — членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основные административные инструменты регулирования) в данной области являются:

— по типам юридических  лиц, например, уже упомянутый выше запрет на деятельность филиалов иностранных банков;

— на участие иностранного капитала, когда устанавливается  в процентном отношении максимально  возможная доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение, в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для российской банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была отменена самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна, поскольку иностранные банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банковского капитала России;

— по количеству иностранных  поставщиков услуг;

— особые требования в лицензировании, например, по составу учредителей;

— квоты на общую стоимость  операций или активов иностранных банков и др.

Кроме того, страны — члены  ВТО стремятся, как это и записано в Соглашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг.

В области регулирования  международной торговли услуг в  целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к косвенным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п.

Точно так же, как и  в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих.

Политика такого рода двойных  стандартов четко прослеживается в  их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развивающихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость национальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банковское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусматривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбережения американцев.

Законодательство многих развитых стран, прежде всего ЕС, уже  в 1995 г. соответствовало требованиям ГАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны согласились на более либеральный вариант национального регулирования. Так, в Протоколе к ГАТС по финансовым услугам 1997 г., вступившем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Филиппины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в банковском секторе, Индия — увеличить лимиты на выдачу лицензий иностранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так называемую экономическую целесообразность присутствия иностранных банков на национальном рынке и т.д.

Базелъские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран — учредителей Банка международных расчетов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство крупного международного банка того времени — западногерманского банка «Банкхаус Херштатг» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов национального регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей.

Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший  в национальную экономику филиал транснационального банка может развернуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ — это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не от эффективности банковской деятельности в принимающей стране, а от жизнеспособности материнского банка и всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны.

Полномочия же национальных органов банковского регулирования и контроля ограничены национальными границами. По этой причине возникла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требования к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятельностью всей сети ТНБ и устранить фрагментарность странового контроля за международными финансовыми операциями.

В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в национальные банковские законодательства.

Конкордат 1975 г. содержал следующие  положения:

1) надзор за деятельностью  иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания;

2) ни одно банковское  учреждение не должно избежать  надзора;

3) надзор за ликвидностью  находится в компетенции органов  государства пребывания;

4) надзор за платежеспособностью  находится в компетенции органов  государства происхождения, когда  в стране функционирует филиал иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания, если создан дочерний банк;

Информация о работе Регулирование деятельности транснациональных банков