Резервный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования Резервного фонда Российской Федерации и анализе движения финансовых ресурсов фонда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть понятие, сущность резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации;
рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Резервного фонда;
провести анализ финансовых ресурсов Резервного фонда;
выявить основные проблемы функционирования Резервного фонда на современном этапе и рассмотреть пути их преодоления.

Работа состоит из  1 файл

анализ средств.rtf

— 790.30 Кб (Скачать документ)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

 

Общей предпосылкой для создания Резервного фонда РФ являлась высокая зависимость экономики и финансовой системы России от экспортных цен на топливно-энергетические ресурсы. Вследствие этого формируемый Резервный фонд должен обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд национального благосостояния - аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Опыт работы Резервного фонда Российской Федерации оказался успешным. Фонд позволил сохранить сбалансированность бюджета, сгладить колебания совокупного внутреннего спроса, снизить инфляционное давление и сдерживать удорожание национальной валюты.

Таким образом, введение в действие в Российской Федерации механизма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния фактически означает переход от краткосрочного сглаживания эффекта колебаний внешней конъюнктуры к долгосрочной стабилизации условий развития российской экономики. Условием такой стабильности будет служить последовательный перевод части природных активов в финансовую форму, что служит залогом их последующего эффективного и рационального использования для замещения выпадающих нефтегазовых доходов.

Изложенные моменты обуславливают актуальность курсовой работы, а также определяют ее цель и задачи.

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования Резервного фонда Российской Федерации и анализе движения финансовых ресурсов фонда.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • рассмотреть понятие, сущность резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации;
  • рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Резервного фонда;
  • провести анализ финансовых ресурсов Резервного фонда;
  • выявить основные проблемы функционирования Резервного фонда на современном этапе и рассмотреть пути их преодоления.

Объектом исследования курсовой работы является Резервный фонд Российской Федерации.

Предметом - практика управления финансовыми ресурсами Резервного фонда РФ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

1. Резервный фонд Российской Федерации

 

1.1 Понятие, сущность Резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации

 

Государственный резервный фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и для государственных нужд в долгосрочной перспективе.

Начиная с 2001 года федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом, т.е. его доходы превышали расходы, по этой причине в 2004 году был создан специальный финансовый резерв, так называемый Стабилизационный фонд, за счет которого государство в периоды спада экономики планировало покрывать возможный дефицит бюджета.

Стабилизационный фонд являлся частью механизма в формировании доходов федерального бюджета РФ. Он аккумулировал поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (в частности нефть и нефтепродукты). Управление средствами Фонда вело Министерство финансов РФ, в свою очередь, порядок управления определялся Правительством.

К 2008 году экономическая ситуация сложилась так, что конъюнктурных доходов, зачисляемых в Стабилизационный фонд, было недостаточно для обеспечения бюджетной и макроэкономической устойчивости. Поэтому в январе 2008 г. была осуществлена фондовая реформа - Стабилизационный фонд РФ был преобразован в Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния РФ.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Стоит отметить, что Резервный фонд, как финансовое институциональное образование применяется не только в России. Такие фонды часто учреждают сильно зависимые от цен на сырье государства, вынужденные создавать «подушку безопасности» на случай внезапного обвала цен: Венесуэла, Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и другие. Примечательно, что сегодня ни одно государство не хранит деньги такого фонда в родных валюте и активах. Причины этого очевидны. Во-первых, такой протекционизм может привести к тому, что в случае кризиса страна лишится всего и сразу. Во-вторых, каждый лишний рубль в экономике разогревает инфляцию. В-третьих, редкий актив в нестабильных экономиках приносит доход.

История насчитывает примеры, как успешных резервных фондов, так и совершенно неэффективных. Ярким представителем второй группы являлся Венесуэльский инвестиционный фонд, ресурсы которого вкладывались в акции венесуэльских же госпредприятий, многие из которых были заведомо убыточными. В результате нестабильность внутреннего промышленного сектора обанкротила фонд. В Нигерии в 90-х гг. сложилась аналогичная ситуация. Решив инвестировать доходы от продажи черного золота в нефтяное же производство, на деле правительство получило четырехкратное замедление темпов роста экономики и трехкратный рост инфляции.

Первопроходцем и выдающимся примером блестящего управления фондом нефтяных доходов является Норвегия. Именно ее впечатляющие успехи в свое время и вдохновили российских финансистов во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным на создание отечественного аналога. Благодаря многим факторам Норвегии удалось за десять лет эффективного управления фондом превратиться из страны, где внешний долг составлял 30% от ВВП, в высокоразвитое государство с нулевой инфляцией. Стратегия скандинавской страны была предельно простой: половина средств - в акции иностранных компаний с наивысшим кредитным рейтингом, вторая половина - в облигации развитых зарубежных государств. Благодаря относительной стабильности на фондовых рынках до 2008 г. Норвегия последовательно увеличивала свой фонд на 4,5% в год, а доходы направляла на пенсионную программу и развитие альтернативных источников энергии, мудро помня о том, что нефть - исчерпаемый ресурс. И все это на фоне беспрецедентной информационной прозрачности: по сей день любой может зайти на сайт Центробанка Норвегии и справиться о том, во что вложена каждая крона.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики - экономический эффект, связывающий разработку природных ископаемых с падением промышленного производства.

Приток капитала в страну увеличивает потребительский спрос, однако испытывающая давление голландской болезни промышленность не успевает за ростом доходов, что усиливает инфляцию.

Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

Особая значимость Резервного фонда РФ проявилась при падении цен на нефть и в период мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., позволив России не допустить в неблагоприятный для ее экономики период ухудшения социально-экономического положения в стране.

Так, к началу мирового кризиса российская экономика сформировала значительный запас финансовой и долговой устойчивости, а также демонстрировала положительную динамику макроэкономических показателей. Значительные объемы профицита федерального бюджета и положительные счета текущих операций в последние годы позволяли наращивать объемы золотовалютных резервов, наполнять ускоренными темпами Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, сокращать внешние государственные долговые обязательства Российской Федерации. В результате к началу 2009 года объем золотовалютных резервов составлял 384 млрд. долларов США, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на 1 марта 2009 года - 7,8 трлн. рублей или 16,2% ВВП, а государственный долг сократился с 14,3% ВВП на конец 2005 года до 6,8% ВВП на начало 2009 года.

 

1.2 Формирование, управление и использование средств Резервного фонда

 

Резервный фонд РФ формируется за счет средств федерального бюджета образованных от нефтегазовых доходов. Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10% прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком России.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  1. путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
  2. путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенными являются: финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом РФ, предельные доли, установленные Правительством, нормативные доли, утвержденные Минфином России, долговые обязательства иностранных государств, долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков, долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами, депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Информация о работе Резервный фонд Российской Федерации