Резервный фонд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования Резервного фонда Российской Федерации и анализе движения финансовых ресурсов фонда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть понятие, сущность резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации;
рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Резервного фонда;
провести анализ финансовых ресурсов Резервного фонда;
выявить основные проблемы функционирования Резервного фонда на современном этапе и рассмотреть пути их преодоления.

Работа состоит из  1 файл

анализ средств.rtf

— 790.30 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно констатировать, что инвестиционная стратегия управления ресурсами Резервного фонда полностью себя оправдала в период мирового финансового кризиса 2008-2009, при этом в настоящий момент необходимо разработать более агрессивную стратегию управления фондом, в соответствии с которой доходность по вложениям была бы выше.

Однако, для того, чтобы инвестиции российского фонда были приняты за рубежом сначала, необходимо устранить риски, связанные с непрозрачностью фонда. Особое внимание к себе суверенные инвестиционные фонды привлекают секретностью операций. Европейские страны, а также США опасаются, что стратегические инвестиции суверенных фондов могут быть использованы для достижения политических целей правительствами арабских стран, Китая и России. Потому в развитых странах все чаще слышны голоса в поддержку протекционистских мер, которые бы ограничили деятельность таких фондов. Конечно, некоторые фонды, например в Норвегии, Малайзии, Сингапуре, являются весьма прозрачными - они регулярно публикуют информацию о размере активов, норме прибыли и составе инвестиционного портфеля. Многие компании рассматривают эти фонды в качестве надежных инвесторов. Однако российский Резервный фонд к таким не относится. Согласно Федеральному закону от 30.09. 2010 №245-ФЗ с января 2010 г. Министерство финансов не публикует информацию о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также о зачислении средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Поэтому российские инвестиции попросту могут быть не допущены к западным рынкам. Для того чтобы повысить прозрачность суверенного фонда благосостояния РФ необходимо разработать релевантную форму отчетности и транспарантную структуру управления фондом, это в свою очередь позволит устранить риски, связанные с недоверием запада.

Поэтому предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния в следующих направлениях:

  • доступность базовой информации о фондах;
  • публикация результатов ежегодного аудита независимыми аудиторскими организациями;
  • доступность информации о приобретениях фонда, о географическом распределении активов и о финансовых результатах фонда;
  • наличие постоянно обновляемого интернет-сайта;
  • открытость структуры управления фондом;
  • доступность информации об инвестиционных намерениях фондов.

Стоит сказать и о рекомендуемых мерах по совершенствованию инвестиционной стратегии Резервного фонда. На первом плане инвестиционной стратегии стоит задача максимизации доходности инвестируемых средств в долгосрочной перспективе. Поэтому поддержание умеренного уровня риска и широкая диверсификация вложений в различные классы активов являются необходимыми условиями ее достижения.

Как уже отмечалось, в основном средства российского фонда инвестируются в низкорисковые активы, такие как долговые обязательства правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США. По многочисленным оценкам независимых экспертов эффективность управления средствами Резервного фонда России находится на крайне низком уровне. Так, к примеру, за 2006-2008 гг. потери денежных средств фонда составили около 133 млрд. рублей, что соизмеримо с объемом годового финансирования системы образования.

Приводимый некоторыми экономистами аргумент о необходимости вложения средств Резервного фонда РФ в зарубежные активы для снижения инфляции, критикуется оппозиционными экономистами по следующим основаниям:

  • для снижения инфляции в первую очередь необходимо развитие конкуренции, в то время как текущая государственная политика ведет к увеличению роли государства и не способствует снижению монополизации;
  • ставки по вложениям в государственные облигации других стран в первую очередь в США, существенно ниже ставок, кредитов, привлекаемых государственными компаниями (Газпром, Роснефть и др.), таким образом, объем денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличивается объем процентных расходов.

Таким образом, мы видим, что инвестиционная стратегия российского правительства в отношении Резервного фонда является достаточно консервативной. Она предполагает вложения, в основном, за пределами страны в высоколиквидные активы, имеющие соответственно низкий уровень доходности. Поэтому для повышения доходности средств Резервного фонда рекомендуется рассмотреть следующие предложения.

1) По географическому сегменту: необходимо рассмотреть рынки развивающихся стран, а именно стран Азии. На данный момент 100% инвестиций фонда уходит в страны запада. Рекомендуется для начала 5% инвестировать в Азию. Как показывает опыт, инвестиции в рынки Азии обеспечивают достаточно высокую и стабильную доходность. По оценкам фондовых менеджеров JPMorgan Asset Management, китайская и индийская экономики продолжат развиваться довольно быстрыми темпами, даже, несмотря на существенное замедление экономик остальных стран Азии.

2) В разрезе сегментов рынка необходимо инвестировать в новый для российского фонда сегмент недвижимости. В период финансового кризиса 2008-2009 годов цены на недвижимость сильно упали, и таким образом, по мере выхода из кризиса недвижимость будет оставаться недооцененной первое время.

3) В качестве инструментов инвестирования также могут быть предложены высокодоходные облигации (корпоративные), акции компаний, котирующихся на фондовом рынке.

Данная мера, поможет снизить уровень риска инвестиционного портфеля фонда. Это связано с тем, акции и облигации из различных стран и отраслей обладают низкой корреляцией и портфель менее подвержен волатильности.

4) Рекомендуется снизить нормативную валютную структуру средств суверенного фонда РФ в долларах с 45% до 40% в пользу активов, номинированных в японских йенах. Данный шаг будет способствовать диверсификации вложений и снижению уровня риска за счет того, что в портфель будут включены активы, на которые имеется устойчивый спрос со стороны институциональных инвесторов.

 

 

Заключение

 

Основной результат проведенного исследования заключается в достижении цели и решении задач, поставленных в курсовой работе. Наиболее важные выводы состоят в следующем.

Государственный резервный фонд - это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и для государственных нужд в долгосрочной перспективе.

Резервный фонд Российской является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд РФ формируется за счет средств федерального бюджета образованных от нефтегазовых доходов. Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья;
  • вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и газ;
  • вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами. С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Проведенный анализ показал, что за последнее время наблюдается устойчивая динамика сокращения финансовых ресурсов Резервного фонда РФ за последние три года (с января 2009 по декабрь 2011) она составила 73,81%, что в абсолютном выражении равно 2256,08 млрд. рублей (99,59 млрд. долл. США). Основной причиной такого снижения явился мировой финансовый кризис, ставший для Резервного фонда настоящим испытанием.

Однако указанная причина не единственная, по многочисленным оценкам независимых экспертов эффективность управления средствами Резервного фонда России находится на крайне низком уровне. Так, к примеру, за 2007-2008 гг. (докризисный период) потери денежных средств фонда составили около 133 млрд. рублей.

На сегодняшний день в связи падением цен на мировом рынке нефти наблюдается снижение нефтегазовых доходов Резервного фонда, поэтому крайне необходимым является изменение инвестиционной стратегии в управлении ресурсами фонда. В основном средства российского фонда инвестируются в активы с меньшим риском, но и с низким доходом, такие как долговые обязательства правительств США и Европы.

Неслучайно были приведены результаты и направления норвежского аналога, инвестиционная стратегия которого направлена на размещение средств в акции крупных компаний, доля которых в инвестиционном пакете фонда составляет 60%.

Поэтому предлагается совершенствовать существующие механизмы функционирования Резервного фонда РФ в следующих направлениях:

  • расширить структуру размещения средств фонда, во первых присмотреться к акциям компаний с наивысшим кредитным рейтингом, во вторых необходимо рассмотреть рынки развивающихся стран, а именно стран Азии. На данный момент 100% инвестиций фонда уходит в страны запада. Как показывает опыт, инвестиции в рынки Азии обеспечивают достаточно высокую и стабильную доходность.
  • обеспечить открытость и прозрачность управления Резервным фондом, что позволит многим компаниям рассматривать Резервный фонд РФ в качестве надежного инвестора.

Умеренное применение предложенных мер позволит в дальнейшим увеличить доходность Резервного фонда и избежать неоправданных рисков.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 27.06.2011).
  2. Агапова Т.А. Современная финансовая система РФ // Государство и право. - №6, 2008.
  3. Александров И.М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2007.
  4. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации. - М.: «ИНФРА-М», 2008.
  5. Виговский Е.В. Вопросы экономической безопасности при управлении ресурсами Резервного фонда РФ // Право и безопасность, 2011, №2.
  6. Грачева Е.Ю. Финансовое право в вопросах и ответах. - М.: Проспект, 2009.
  7. Данилина М.В. Изменение в стратегии формирования и использования резервного фонда и фонда национального благосостояния // Финансы и кредит, №10, 2008 г.
  8. Дроздов О.И. Разделение Стабилизационного фонда РФ на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния // Финансы и кредит. 2009. №12.
  9. Дроздов О.И. Резервный фонд: формирование, использование и управление в 2009 года // Финансы и кредит, 2010, №5.
  10. Ермакова Е.А. Проблемы управления валютными резервами государства // Финансы и кредит, 2009, №4.
  11. Киреев В.Л. Концепция использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ // Аудит и финансовый анализ. 2009. №4.
  12. Крохина Ю.А. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Инфра-М, 2008.
  13. Кузнецова Ж.С. Финансово-правовые основы управления средствами Резервного фонда РФ // Вестник РГЭУ. 2010. №4.
  14. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: «Дашков и Ко», 2007.
  15. Поляк Г.Б., Государственные и муниципальные финансы. - М.: «Юнити-Дана», 2007.
  16. Пупынин К.Н. Определение суверенных инвестиционных фондов с точки зрения различных финансовых институтов // Вестник Университета ГУУ. - М. 2011. - №9
  17. Ржевская Т.Г. Финансовая система и пропорциональность российского бюджета. - М.: Юнити-Дана, 2008.
  18. Саттарова А.А. К вопросу о возможных стратегиях использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Финансовое право, 2008, №7.
  19. Сухарев А.Н. Финансовые резервы Российской Федерации: объем, структура и размещение // Финансовая аналитика. 2010. №14.
  20. Сухарев А.Н. Резервный фонд РФ: опыт 2008-2009 гг. и перспективы // Финансы и кредит. 2010. №18.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Резервный фонд Российской Федерации