Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании механизмов функционирования Резервного фонда Российской Федерации и анализе движения финансовых ресурсов фонда.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
рассмотреть понятие, сущность резервного фонда и его роль в финансовой системе Российской Федерации;
рассмотреть особенности формирования, управления и использования средств Резервного фонда;
провести анализ финансовых ресурсов Резервного фонда;
выявить основные проблемы функционирования Резервного фонда на современном этапе и рассмотреть пути их преодоления.
В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов РФ утвердило:
1) нормативную валютную структуру средств Резервного фонда в следующем составе: доллар США - 45%; евро - 45%; фунт стерлингов - 10%.
2) текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Резервного фонда:
а) для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро: минимальный срок до погашения - 3 месяца, максимальный срок до погашения - 3 года;
б) для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов: минимальный срок до погашения - 3 месяца, максимальный срок до погашения - 5 лет.
Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Резервного фонда долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Резервного фонда в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.
Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.
Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.
Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.
С 2009 г. по 2012 г. действует особый порядок использования средств Резервного фонда, в соответствии с которым Правительство РФ вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Российской Федерации проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Резервного фонда.
2. Анализ движения финансовых ресурсов Резервного фонда РФ
2.1 Анализ формирования, управления и использования финансовых ресурсов Резервного фонда на современном этапе
Абсолютный размер нормативной величины Резервного фонда определяется как 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. С учетом данной нормы в законах о федеральном бюджете на 2008-2010 гг. нормативная величина Резервного фонда была утверждена на 2008 г. в сумме 3500,0 млрд. руб., на 2009 и 2010 гг. - 3969,0 млрд. руб. и 4480,0 млрд. руб. соответственно. Фактические же показатели состояния счетов Резервного фонда указаны в таблице 1, откуда следует, что в 2010 году нормативная величина отличается от фактической на 2649,49 млрд. рублей в сторону понижения.
Таблица 1. Совокупный объем средств Резервного фонда
Дата |
В млрд. долл. США |
В млрд. рублей |
относительное отклонение от предшествующего показателя |
01.01.2008 |
125,19 |
3057,85 |
|
01.01.2009 |
137,09 |
4027,64 |
31,71% |
01.01.2010 |
60,52 |
1830,51 |
-54,55% |
01.01.2011 |
25,44 |
775,21 |
-57,65% |
01.12.2011 |
25,60 |
801,77 |
3,43% |
Как видно из таблицы 1 с 2009 года наблюдается устойчивая тенденция снижения совокупного объема финансовых средств Резервного фонда. Так с 1 января 2009 по 1 декабря 2011 сокращение в абсолютном выражении составило 2256,08 млрд. рублей (99,59 млрд. долл. США) или 73,81%.
Наибольшее сокращение наблюдалось на протяжении 2009 и 2010 года, снижение составило 55,85% и 57,96% соответственно. Это объясняется тем, что большая часть средств из Резервного фонда в эти годы ушла на покрытие дефицита бюджета.
На протяжении 2011 года ситуация немного стабилизовалась и на конец года прирост финансовых ресурсов Резервного года составил 3,31%, суммарный объем средств составил 801,77 млрд. рублей, что составляет около 3% от ВВП России.
Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда на 1 декабря 2011 г. составили:
Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда представлена в таблице 2.
Таблица 2. Сумма доходов от размещения средств Резервного фонда (млрд. рублей)
Год |
Доходы |
Относительное отклонение от предшествующего года |
2009 |
68,37 |
|
2010 |
51,99 |
-23,96% |
2011 |
12,51 |
-75,94% |
Как видно из таблицы 2 доходы фонда от размещения средств с 2009 по 2010 снизились в абсолютном выражении на 16,38 млрд. рублей, т.е. на 23,96%. В текущем году тенденция снижения доходов от размещенных средств продолжилась, так за период с 15 января по 1 декабря 2011 г. совокупный доход составил всего лишь 12,51 млрд. рублей, снижение в абсолютном выражении составило 39,48 млрд. рублей или 75,94%.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
На начало 2011 года общий объем размещенных средств (инвестиций) Резервного фонда составил 113,88 млрд. долл. США, структура которых выглядит следующим образом:
Для сравнения инвестиции резервного фонда Норвегии составляют 545,73 млрд. долл. США и их структура следующая (только зарубежные активы):
Как видно из предоставленных показателей инвестиции Резервного фонда России менее диверсифицированы, нежели инвестиции норвежского аналога. Так 80% инвестиций Резервного фонда РФ вложены в облигации, т.е. в долговые ценные бумаги, в частности облигации США, Великобритании и некоторых стран Европы с наивысшим кредитным рейтингом. Доходность по таким облигациям является достаточно низкой, около 3-4%. В период мирового
финансового кризиса 2008-2009 годов данная инвестиционная стратегия полностью себя оправдала, при этом по мере выхода России из кризиса необходимо разработать стратегию управления фондом, которая позволила бы не только сохранить средства фонда, но и преумножить их. Для сравнения, средства норвежского фонда преимущественно вложены в акции. Причем, в отличие от российских управленцев, норвежцы не брезгуют и ценными бумагами российских компаний. По состоянию на 2010 г. норвежский фонд вложил средства в 57 российских компаний, среди которых Газпром (0,65%) и ЛУКОЙЛ (1,07%).
В 2012-2014 гг. Правительство РФ предполагает перейти к восстановлению использованных в период кризиса средств Резервного фонда и его пополнению за счет дополнительных нефтегазовых доходов.
Что же касается основных источников пополнения Резервного фонда за период с 2008 по 2011 гг., нефтегазовый трансферт сократился с 6,1% ВВП до 4,5% ВВП - пропорционально снижению нефтегазовых доходов - примерно на четверть (с 6,8 до 5,2%. ВВП).
Согласно базовому варианту прогноза Агентства энергетической информации США цены на нефть (пересчитанные на марку «Юралс») в период 2011-2015 г. продолжат падение до уровня 72 долл. США/бар., и затем не превысят 70 долл. США/бар. до 2030 г. При реализации базового варианта текущие нефтегазовые доходы в 2014 году прогнозируются в размере 3,6% ВВП. При этом с некоторой вероятностью может также реализоваться сценарий низких цен, при котором цены снизятся до 56-67 долл. США/бар.
Прогнозы свидетельствуют, что даже при базовом варианте ценовой динамики нефтегазовые доходы федерального бюджета продолжат падение и уже к 2015 г. упадут до уровня 3,6% ВВП, а к 2020 г. составят 3,2% ВВП. Таким образом, для того, чтобы в таких условиях поддерживать стабильные размеры нефтегазового трансферта необходимо уже в настоящий период накопить достаточные размеры Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и выгодно разместить их, чтобы получаемый инвестиционный доход позволял компенсировать сокращающиеся в процентах от ВВП поступления нефтегазовых доходов. Расчеты показывают, что максимальные размеры нефтегазового трансферта, при котором может сохраняться стабильность на долгосрочную перспективу, составляют 3,7% ВВП. Исходя из этого, необходимый размер Резервного фонда должен быть не менее 10% ВВП.
2.2 Проблемы управления финансовыми средствами Резервного фонда и пути их преодоления
резервный финансовый фонд средство
Проведенный анализ показал, что за последнее время наблюдается устойчивая динамика сокращения финансовых ресурсов Резервного фонда РФ, за последние три года она составила 73,81%. Основной причиной такого снижения явился мировой финансовый кризис, ставший для Резервного фонда настоящим испытанием. С одной стороны, его финансовые ресурсы были направлены на финансирование бюджетного дефицита, благодаря чему Россия уже в 2010 году исполнила бюджет без дефицита. Для сравнения: бюджетный дефицит Ирландии в 2010 г. составил 32,4%, Греции - 10,5%, Великобритании - 10,4%, США - 8,9%. С другой стороны, многие сетовали на то, что в тяжелые для экономики кризисные годы внутренний сектор так и не увидел желанной господдержки.
Однако многие эксперты и аналитики отмечают о наличии других проблем, сложившихся в процессе управления средствами Резервного фонда. Так на сегодняшний день существует два способа пополнения Резервного фонда, первый из них, он же и основной это нефтегазовые трансферты, но при сложившейся ситуации на мировом рынке нефти их объем постепенно снижается.
Вторым способом увеличения объема Резервного фонда является эффективное инвестирование. Сегодня Россия предпочитает вкладывать средства Резервного фонда в облигации (долговые бумаги с фиксированным, но невысоким доходом), тогда как та же Норвегия после кризиса сделала стратегический выбор в пользу акций. Сегодня доходность Резервного фонда довольно низкая и многие эксперты предлагают расширять линейку активов, в которые вкладываются средства Резервного фонда, за счет более доходных и рискованных. Однако и. о. министра финансов Антон Силуанов недавно заявил, что рисковые инструменты в условиях «мировой турбулентности» включать очень опасно и Министерство финансов на такой риск не пойдет.
C одной стороны Резервный фонд существует для того, чтобы гарантировать стабильность финансирования расходов бюджета, и если вкладывать средства Резервного фонда в рисковые активы, то их можно потерять. Поэтому вложение средств Резервного фонда в более рискованные активы не совсем оправдано. Однако сейчас более эффективно страховаться от будущих кризисных проявлений, развивая реальный сектор, инвестировать деньги в собственное производство товаров.
С другой - принятие решения вкладывать накопленные резервы в рыночные инструменты было бы правильным. Неспокойное время на фондовых рынках - это лишь временное состояние, причем оно является естественной фазой развития фондового рынка. Более важным является то, что происходит на рынках в долгосрочной перспективе: если посмотреть на рынок более глобально, то станет ясно, что долгосрочный растущий тренд сохраняется.