Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание

Значительную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……... 3
Экономическая сущность и функции бюджета государства………………………………………………………………….6
Роль бюджета государства в национальной экономике………………………………………………………………..….13
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации...........................................................................................................18
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы…………………………………………………..…….…...23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

   В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина бюджетного фонда зависит от факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях и др.

   В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических фондах.

   Итак, можно сделать вывод, что совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет также понятие бюджета.

   В хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

   В соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемой с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Федеральным законом нового бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и так далее.

   Итак, целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач деятельности и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Однако следует отметить, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

   Существенным признаком бюджета является его плановость. Следовательно, бюджет - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Квотирование бюджета и разграничение функций между законодательной и исполнительной властью придают бюджету характер политического документа. Бюджет представляет собой программу управления, предложенную исполнительной властью на одобрение парламента.

   Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета.

   Можно сделать вывод, что бюджет является специфическим, универсальным финансовым планом, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

   Бюджет - это план, но не основной финансовый план государства, каким его считают многие экономисты. Основным финансовым планом государства является сводный финансовый баланс. Бюджетные ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе, включающем всю совокупность финансовых ресурсов, мобилизованных в стране, а также направления их расходования.

   Следует отметить, что в виду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни, его составление, утверждение и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также является законом. В России бюджет утверждается законодательными органами власти: Государственной думой и Советом Федерации и подписывается Президентом Российской Федерации.

   Экономическое значение бюджета заключается в том, что он формирует значительную часть конечного спроса, за счет его средств образуется заметная доля доходов населения, приобретаются крупные объемы продукции (особенно военного назначения), увеличиваются материальные резервы и осуществляются капитальные вложения.

   В рамках бюджета предоставляются субсидии, дотации, кредиты с целью поддержки определенных предприятий, научных исследований, оказывается помощь другим странам. В рамках бюджета формируется и обслуживается государственный долг. Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно влияет на формирование важнейших экономических и финансовых показателей: объема производства, суммы инвестиций, реальных доходов, величины денежной массы и т. д.

   Итак, можно сделать вывод, что бюджет - это сложная категория финансов государства. Формирование и развитие бюджета связано с развитием НД страны и его перераспределением. Следует отметить, что в современных условиях бюджет выступает в качестве: экономической категории, фонда и плана. Бюджет выполняет ряд важных функций для экономики, которые описываются в этой главе. Итак, можно сказать, что бюджет один из основных инструментов проведения экономического, социального и политического развития общества.  

2. Роль бюджета государства  в национальной  экономике 

    Для того чтобы выяснить какую роль занимает бюджет в национальной экономике, проанализируем структуру доходов РФ с 2000 по 2008 годы.

“Таблица 1”

“Динамика основных показателей бюджетной системы в 2000-2007 годах”

                          Доходы      Расходы      Баланс   
   2000           2 091 448   1 976 934     114 514  
   2001           2 683 673   2 419 350    264 323        
   2002           3 519 228   3 422 320    96 908       
   2003            4 138 750   3 967 233    171 517 
   2004             5 430 766   4 669 548    761 218    
   2005             7 611 586   5 941 380   1 670 207  
   2006               9459 570    7 357 888   2 101 681  
   2007               11 763 256  9 928 930  1 834 326

Федеральный бюджет

Доходы Расходы Баланс
1 029 200 1 132 100          102 900
1 321 903 1 593 978          272 075
2 012 151 2 204 728          192 575
2 358 546 2 586 191          227 645
2 698 867 3 428 873          730 006
3 512 183 5 125 093 1 612 910
4 284 803 6 278 888 1 994 085
5 983 036 7 779 104          1 796069

Консолидир. бюджеты регионов

Доходы Расходы         Баланс
1 065 857 1 330 153       -264 296
1 322 401 1 330 153        -7 752
1 633 648 1 687 140        -53 493
1 930 423 1 984 252        -53 830
2 403 158 2 371 947         31 211
2 997 559 2 940 427 57 132
3 797 334 3 657 755         139 579
4 841 785 4 803 308 38 478

Внебюджетные  фонды

Доходы Расходы Баланс    ВВП
785 112 665 881             119 231   7 302
832 259 820 920             11 339     9 039
1 060 914 1 057 352 3 562 10 863
1 256 474 1 72 783      183 691           13 285
1 374 784 1 305 727 69 057 17 048
1 799 514 1 712 274 87 240 21 625
2 321 624 2 26 781 205 194          116 430       
2 714 151 2 543 859 170 292         32987
 

Консолидир. Бюджет

       Доходы Расходы Бапанс
2000    28.6% 27.1% 1.6%
2001 29.7% 26.8% 2.9%
2002 32.4% 31.5% 0.9%
2003 31.2% 29.9% 1.3%
2004 31.9% 27.4% 4.5%
2005 35.2% 27.5% 7.7%
2006 35.3% 27.5% 7.8%
2007 35.7% 30.1% 5.6%

Федеральный бюджет

Доходы Расходы Баланс
15.5% 14.1% 1.4%
17.6% 17.8% 3.0%
20.3% 14.6% 1.8%
19.5% 18.5% 1.7%
20.1% 15.8% 4.3%
23.7% 16.2% 7.5%
23.4% 16.0% 7.4%
23.6%                     18.1% 5.4%
 
 
 
 
 

Консолидир. бюджеты регионов

Доходы                 Расходы Баланс
14.6%           18.2%              -3.6%
14.6%            14.7%             -0.1%
15.0%             15.5%             -0.5%
14.5%          14.9%                -0.4%
14.1%           13.9%                0.2%
13.9%            13.6%                0.3%
14.2%             13.7%                 0.5%
14.7%             14.6% 0.1%

Внебюджетные  фонды

Доходы    Расходы Баланс
10.8% 9.1% 1.6%
9.2% 9.1% 0.1%
9.8% 9.7% 0.0%
9.5% 8.9% 0.5%
8.1% 7.7% 0.4%
8.3% 7.9% 0.4%
8.7% 8.2% 0.4%
8.2% 7.7% 0.5%

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации