Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:34, курсовая работа

Описание

Значительную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……... 3
Экономическая сущность и функции бюджета государства………………………………………………………………….6
Роль бюджета государства в национальной экономике………………………………………………………………..….13
3. Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации...........................................................................................................18
Заключение…………………………………………………………………...…21
Список литературы…………………………………………………..…….…...23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)
 

    Рассмотрим “Таблицу 1”, которая позволит нам проанализировать уровень доходов бюджета РФ с 2000 по 2007 года.

     Можно сказать, что доходы бюджетной системы в последние годы лежат в пределах от 31,9 до 35,7 процентов ВВП. Отметим, что в условиях 2007 года 57% всех доходов поступало в федеральный бюджет, 30% в региональные бюджеты и 13% - во внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского и социального страхования). Однако следует отметить, что это распределение существенно зависит от внешней конъюнктуры, поскольку в федеральном бюджете аккумулируются нефтегазовые доходы, существенно зависящие от мировых цен на нефть и газ.

     Следует отметить, что начиная с 2000 года в России было проведено существенное реформирование налоговой системы. Реформа затронула как институциональные аспекты отношений между налогоплательщиками и государством, так и принципы уплаты и ставки отдельных налогов. Радикальным изменениям подверглись все основные виды налогов. Из основных изменений в налоговом законодательстве необходимо выделить следующие:

    1. Вместо отдельных взносов во внебюджетные фонды с 2001 года был введён Единый социальный налог (ЕСН), призванный упростить администрирование. Ставка первого диапазона налога изначально была установлена на уровне 35,6%, а с 2005 года снижена до 26%;  

    2. Унифицирована ставка налога на доходы физических лиц - 13%;

    3. В 2002 году вместо трех налоговых платежей (плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат) был введён налог на добычу полезных ископаемых;

    4. С 2004 года снижена ставка НДС с 20% до 18%.

    Таким образом с 2000 года ярко проявляется регулирующая роль бюджета в национальной экономике РФ, т.е. налоговое регулирование межбюджетной обеспеченности. Рассмотрим подробнее влияние регулирующих свойств бюджета на российскую экономику, в частности налоговые доходы бюджета. Как видно из «Таблицы 1», снижение ставок ключевых налогов не привело к сокращению бюджетных доходов. Это произошло благодаря тому, что одновременно было повышено налогообложение нефтегазового сектора. Реформирование экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых в этом секторе позволило увеличить изъятие природной ренты, образующейся в результате роста мировых цен на энергоносители. Перенос налоговой нагрузки с обрабатывающего на сырьевой сектор позволил ослабить негативное влияние удорожания сырья на мировых рынках на конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Рассмотрим уровень налоговой нагрузки в РФ.

   В общем можно сказать, что бюджет играет важную роль в национальной экономике, особенно в области налогового регулирования.

3. Совершенствование  бюджетных отношений  в Российской Федерации

К важным преобразованием в области финансовое обеспечение государственных обязательств и общенациональных приоритетов можно отнести замену бюджетирования по ресурсам на бюджетирования по результатам, которое подразумевает помимо прозрачности и подконтрольности распределения и использования финансовых ресурсов, повышение эффективности их распределение и использования, т.е. концентрацию средств на решении приоритетных задач и наиболее эффективное и экономное их использование. Для повышение эффективности планирования расходов предусмотрен ряд изменений. Отметим ряд основных изменений: закон о федеральном бюджете будет приниматься федеральной Думой не в четырех, а в трех чтениях, при этом действующие обязательства закреплены в бюджете, а новые решения принимаются только по объему и составу принимаемых обязательств; утвержденные программы включаются в реестр расходных обязательств и подлежат безусловному финансированию в объеме согласно паспорту программы и ряд других. В рамках этой программы также предусмотрено повышения качества бюджетной отчетности и ответственности за достижение результатов, повышение качества финансового менеджмента.

     В области социальной политики предусмотрен ряд важных преобразований. Повышение уровня жизни и снижение социального неравенства обеспечено путем реализации следующих мер, предусмотренных в Бюджетном послании, и реализуются при формировании проекта федерального бюджета:

  1. Определение сроков поэтапного превышения минимальной оплаты труда не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда составляющий в 2007 году 2300 рублей, будет повышен с 1 декабря 2008 года - 3000 руб., с 1 октября 2009 года - 3500 руб. К началу 2011 года минимальный размер оплаты труда будет превышать прожиточный минимум и составит 5 238 руб.

  2. При осуществлении проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» особое внимание следует уделить на расширение государственной поддержки создания коммунальной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства. На эти цели предусмотрено в 2008 - 5,9 млрд. руб., 2009 - 7,1 млрд. руб., 2010 - 23,3 млрд. руб.

  3. Увеличение расходов на образование и здравоохранение должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов по повышению качества и доступности соответствующих услуг. Таким образом, планируется поэтапный переход федеральных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда и формирования бюджетных ассигнований на основе государственного задания по оказанию государственных услуг.

  4. Развитие системы ипотечного кредитования. Дальнейшее развитие получит действующая система предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному кредитованию». Общий объем гарантий составит в 2008-2010 годах составит 108 млрд. руб., в том числе 28 млрд. руб., 36 млрд. руб., 44 млрд. руб. соответственно по годам.

  Фундаментальные условия в области бюджетной политики, необходимые для поддержания макроэкономической стабильности, сформулированы в Бюджетном кодексе. Для федерального уровня положения кодекса предусматривают, с 2008-2010, фиксацию размеров нефтегазового трансферта на уровне 6,1% ВВП; 5,5%; 4,5% соответственно, а начиная с 2011 года на уровне 3,7 процента ВВП и ограничения на величину ненефтегазового дефицита в размере до 1%ВВП. Введенный в 2008 году механизм управления нефтегазовыми доходами сделал последствия отклонения фактических цен на нефть от прогнозных значений менее существенными с точки зрения располагаемых средств бюджетной системы.

  Итак, можно сделать вывод, что не все преобразования принесут необходимого результата. Так, усовершенствования в области социального развития мы считаем недостаточными. Они носят в некоторой мере лишь проектный характер, не увязанный с другими макроэкономическими показателями. А вот сферу выравнивания бюджетов регионов коснуться достаточно глубокие преобразования, которые мы считаем, могут принести результат.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Бюджет играет важную роль в развитии национальной экономики. Рассмотрев формирование и функции бюджета, мохно сделать вывод, что бюджет - это сложная категория финансов государства. Формирование и развитие бюджета связано с развитием НД страны и его перераспределением. Следует отметить, что в современных условиях бюджет выступает в качестве: экономической категории, фонда и плана. Бюджет выполняет ряд важных функций для экономики.  Можно сказать, что бюджет один из основных инструментов проведения экономического, социального и политического развития общества.

   Бюджетное устройство РФ включает в себя три составляющие: бюджетную систему; бюджетные права; принципы разграничения бюджетных полномочий и межбюджетного регулирования. Следует отметить, что бюджетная система состоит из трёх уровней: федерального, регионального и местного бюджетов. Можно сказать, что межбюджетные отношения РФ составляют сложную и многоуровневую систему отношений. Механизм межбюджетных отношений включает: принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетного регулирования. Отметим, что основной проблемой межбюджетных отношений и бюджета в целом является неодинаковое экономическое, политическое и социальное развитие регионов, которое компенсируется за счет различных фондов. 

  Кроме  того, были рассмотрены, структура доходов и расходов бюджета, условия их сбалансированности. Можно сказать, что классификация бюджета наглядно отражает источники доходов бюджета и направления расходования средств. В современном российском бюджете большое место занимают нефтегазовые доходы, за счет которых формируется резервный фонд, фонд национального благосостояния. Рассмотрев статьи расходов бюджета можно сказать, что бюджет оказывает большое влияние на национальную экономику, развитие политической и социальной структуры. Большое значение для стабильного развития экономики и других сфер деятельности государства является сбалансированность бюджета (равенство доходов и расходов).

  Бюджет играет важную роль в национальной экономике, особенно в области налогового регулирования. В результате налоговой реформы произошло изменение уровня ряда налогов, которое повлияло на структуру налоговых доходов бюджета. Главный источник налоговых доходов нефтегазовый сектор. Важно отметить, что национальная экономика РФ зависима от цен на нефть.

  В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Несмотря на неустойчивое положение в результате мирового кризиса, федеральный бюджет РФ остается сбалансированном за счет средств Резервного фонда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс».
 
  1. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ / СПС «КонсультантПлюс».
 
  1. Воронова  Н.А. Лекции по дисциплине финансы. - Барнаул: ВЗФЭИ, 2005.
 
  1. Годин А.М. Бюджетная система РФ. - М: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
 
  1. Сорокина  Т.В. Государственный бюджет.- М.: «Инфра-М», 2004.
 
 
  1. Бюджетная система России / Под ред. Г.П. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
 
 
  1. Финансы / Под ред. М.В. Романовского. - М.: Юрайт - Издат, 2006.
 
  1. Брук П. Реформа бюджетного процесса: достижения и перспективы // Бюджет, № 1, 2006, с. 18-21.

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации