Роль бюджета в распределении ВВП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной систем государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам Роль бюджета.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

   Введение.

   Сейчас  Российская Федерация находится  в процессе экономического 
становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами. Для нормального существования и развития нашего государства необходимо продумано и грамотно регулировать эти экономические отношения, а вместе с ними и движение денежных средств. Это связано с тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета стимулируются наиболее важные отрасли экономики. В итоге, при помощи бюджета государство может выполнять свои функции. В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной систем государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.

   Необходимо  отметить, что конечным результатом существования любого

   государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

   Глава I Экономическая сущность и роль государственного бюджета.

   1.Государственный  бюджет как экономическая категория.

   Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что собственно представляет собой бюджет государства.

   В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым ГД  ФС РФ 17.07. 1998г. (ред. 30.09.2010г.):

   Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,

   предназначенных для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.1

   В любой стране бюджет - ведущее звено  финансовой системы. Он объединяет главные  доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

   Для бюджета как основного финансового  плана характерны следующие признаки:

   во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле, что его  показатели охватывают фактически все  области и сферы экономического и социального развития. Подобной универсальностью не обладает никакой  другой финансовый план, поскольку все другие финансовые 1Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым ГД  ФС РФ 17.07. 1998г. (ред. 30.09.2010г. 

   планы имеют более узкую сферу действия; во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является координирующим.

     Координация осуществляется через  взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и выделяемые по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

   Бюджет - сложная экономическая категория.

   Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части  стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства1

   Иными словами -государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

  Финансовые  отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части 1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.152

  финансовых  отношений, выражается в том, что  они, во-первых, возникают в фазе распределения 

   общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.

   Взгляд  на бюджет как экономическую категорию  получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей  стала точка зрения, согласно которой  с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ¾ как его финансовый план.

   Основными задачами бюджета являются:

   1) перераспределение национального  дохода и ВВП ;

   2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

   3)финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной

   политики;

   4) контроль за образованием и  использованием централизованного  фонда

   денежных  средств.

   Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. 1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.152

   Регулируя, таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

   Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: (1) образование доходов бюджета; (2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

   В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

   Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части НД, на этой основе возникают финансовые взаимоотношения предприятия и государства. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятия.

   Финансовое  обеспечение социальной сферы и  осуществление социальной политики государства. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется в непроизводственную сферу, для этого создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования и т.д.1

   Контроль  за образованием и расходованием денежных средств государства, предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

   Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною

   1Курс экономики Б.А. Райзберг, 2000

   бюджета (расходной части) распределяется и  перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами

   производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

   Сущность  бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Содержание этих функций, сфера и объект их действия характеризуют специфику бюджета как экономической категории. Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения всеобщих нужд.

   Содержание  распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделами общественного производства. Бюджет в основном отображает вторичное перераспределение, то есть после первичного распределения валового внутреннего продукта на основные его составные осуществляется вторичное перераспределение с помощью налогов и предоставление за счет бюджета гражданам общественных благ и услуг. К таким благам принадлежат оборона страны, национальная безопасность и правопорядок, благоустройство, защита окружающей среды, образование, здравоохранение, наука, культура и т.п.1 Никакое другое звено финансовой системы не осуществляет такое разного и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Сфера действия распределительной функции бюджета определяется тем, что в отношения

   1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.162

   с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

   Контрольная функция дает возможность узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают в  распоряжение государства, как фактически составляются пропорции в распределении  бюджетных средств,эффективно ли они используются. Основу контрольной функции представляет движение бюджетных ресурсов, которые отображаются в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.

   Специфика контрольной функции бюджета  заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят в структурных звеньях экономики.

   Правовая  характеристика бюджета связана  с его законодательным регулированием. Бюджет выступает документом (финансовым планом), в котором подается роспись доходов и расходов государства и органов местного самоуправления на бюджетный период.

   Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию  в следующих составляющих:

   -как  относительно самостоятельная экономическая  категория;

   -как  централизованный фонд денежных  средств государства;

   -как  инструмент воздействия на экономику  (через бюджетный механизм);

Информация о работе Роль бюджета в распределении ВВП