Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:52, курсовая работа
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной систем государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.
Введение.
Сейчас
Российская Федерация находится
в процессе экономического
становления. Поэтому, очень важно правильно
и грамотно создавать нормативно-правовую
базу экономическим отношения и структурам
экономического регулирования государства.
Одним из механизмов регулирования является
бюджетная система государства и включённый
в нее государственный бюджет. Бюджет
государства можно рассматривать с трёх
точек зрения: как экономическую категорию,
с правовой точки зрения и в материальном
смысле. Если рассматривать бюджет как
экономическую категорию, то это экономические
отношения связанные с денежными фондами.
Для нормального существования и развития
нашего государства необходимо продумано
и грамотно регулировать эти экономические
отношения, а вместе с ними и движение
денежных средств. Это связано с тем, что
бюджет является источником финансирования
многих составных частей государства,
таких как: армия, наука, культура и т.д.
С помощью бюджета стимулируются наиболее
важные отрасли экономики. В итоге, при
помощи бюджета государство может выполнять
свои функции. В России создана достаточно
развитая бюджетная система, основанная
на государственном устройстве, закреплённая
в Конституции РФ и другими актами, с применением
принципов финансово – бюджетного федерализма.
Но ещё осталось много нерешенных вопросов
в структуре бюджетной системы и не выработаны
отлаженные механизмы функционирования
и взаимоотношений бюджетов различных
уровней. В настоящее время необходимо
больше уделять внимание бюджетной систем
государства, так как сильная устойчивая
система регулирования денежных потоков
способствует надёжному функционированию
государства, гармоничному развитию экономических
и социальных отношений, росту благосостояния,
как государства, так и его граждан.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого
государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.
Глава I Экономическая сущность и роль государственного бюджета.
1.Государственный бюджет как экономическая категория.
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что собственно представляет собой бюджет государства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым ГД ФС РФ 17.07. 1998г. (ред. 30.09.2010г.):
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1
В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.
Для
бюджета как основного
во-первых,
бюджет является универсальным финансовым
планом в том смысле, что его
показатели охватывают фактически все
области и сферы экономического
и социального развития. Подобной
универсальностью не обладает никакой
другой финансовый план, поскольку все
другие финансовые 1Бюджетным
кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым
ГД ФС РФ 17.07. 1998г. (ред. 30.09.2010г.
планы
имеют более узкую сферу
Координация осуществляется
Бюджет - сложная экономическая категория.
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства1
Иными словами -государственный бюджет- это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как составной части 1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.152
финансовых отношений, выражается в том, что они, во-первых, возникают в фазе распределения
общественного производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и использование централизованных финансовых ресурсов.
Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства ¾ как его финансовый план.
Основными задачами бюджета являются:
1)
перераспределение
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3)финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной
политики;
4)
контроль за образованием и
использованием
денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. 1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.152
Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: (1) образование доходов бюджета; (2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).
В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.
Государственное регулирование и стимулирование экономики. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части НД, на этой основе возникают финансовые взаимоотношения предприятия и государства. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятия.
Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства. Посредством бюджета национальный доход перераспределяется в непроизводственную сферу, для этого создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования и т.д.1
Контроль за образованием и расходованием денежных средств государства, предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною
1Курс экономики Б.А. Райзберг, 2000
бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами
производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.
Сущность
бюджета как экономической
Содержание
распределительной функции
1Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской- М.: Юрайт, 2002 стр.162
с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.
Контрольная функция дает возможность узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически составляются пропорции в распределении бюджетных средств,эффективно ли они используются. Основу контрольной функции представляет движение бюджетных ресурсов, которые отображаются в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходов.
Специфика контрольной функции бюджета заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, которые происходят в структурных звеньях экономики.
Правовая
характеристика бюджета связана
с его законодательным
Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию в следующих составляющих:
-как
относительно самостоятельная
-как
централизованный фонд
-как
инструмент воздействия на