Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:52, курсовая работа
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими актами, с применением принципов финансово – бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной систем государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.
-как
основной финансовый план
-как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.
2.Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетной системой называется совокупность бюджетов всех уровней (в России - федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, т.е. бюджетов органов местного самоуправления) и государственных внебюджетных фондов.1
Бюджетная система включает:
времени
бюджеты 21 республики, 9 краев, 46 областей,
2 городов федерального значения— Москвы
и Санкт-Петербурга, одной автономной
области, 4 автономных округа
. Каждый из этих 83 субъектов РФ имеет на
своей территории муниципальные образования,
представленные муниципальными районами,
городскими округами (к числу которых
отнесены наукограды и закрытые административно-
Бюджетная система РФ строится на определенных принципах (ст.28 БК РФ), из всей совокупности которых выделяют следующие три группы.
единства;
1А .С. Булатов Экономика. Учебник. 2002г..
Значение этих единых для бюджетной системы РФ принципов возрастает в условиях расширения самостоятельности и ответственности органов власти и местного самоуправления на всех этапах бюджетного процесса.
3. Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения).
Понятие бюджетного федерализма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Основа бюджетного федерализма — автономность всех трех уровней бюджета, например, через закрепление за ними собственных налогов. Однако она редко достигается полностью из-за того, что налоговые поступления обычно не могут обеспечить все расходы региональных и местных бюджетов. В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от таких субсидий, тем больше проблем возникаетв межбюджетных отношениях Что касается России, то в консолидированном бюджете на долю территориальных бюджетов приходится более 1/2 доходов (схожая ситуация и в США). Одна часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные бюджеты, другая — целиком в федеральный бюджет, а налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий и акцизы распределяются между федеральным бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных бюджетов заметную долю составляют неналоговые доходы (от использования или продажи собственного имущества), а также бюджетные ссуды, субсидии и дотации от бюджетов более высокого уровня.
Хотя у территориальных бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более высокого уровня или за счет выпуска собственных ценных бумаг.
4. Понятие бюджетных целевых фондов.
Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 году, когда подобный статус был закреплён за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.
Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 2009 г. включены следующие целевые фонды: развитие инфраструктуры, культура России, программа «Жилище», программа «Мировой океан», Социальная поддержка инвалидов, Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы», Программа «Государственная граница Российской Федерации», Социальное развитие села, Повышение безопасности дорожного движения, Развитие государственной статистики России, программа «Новое поколение», Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды, Наука, инновации и передовые технологии, Региональный паритет. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюджетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за использование какого-либо ресурса, облачённые в налоговую форму.
5. Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Эти средства находятся в распоряжении центральных и территориальных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социальной поддержки населения. Внебюджетные фонды создаются в основном в социальных целях и финансируются за счет социальных налогов и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и, следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно создать видимость уменьшения дефицита бюджета1.
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России - это Федеральный дорожный фонд.
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не в "общий котел" госбюджета, а расходовались строго по назначению - на строительство и содержание дорог, геологоразведку и.т.д.
В бюджетной системе стран с федеративным устройством можно выделить три уровня: бюджет центрального (федерального) правительства, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты) и бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты). В остальных странах бюджетная система имеет два уровня: бюджет центрального правительства и местные бюджеты.
Если
сложить вместе бюджет центрального
(федерального) правительства и бюджеты
территорий, т.е. бюджеты субъектов
федерации и местных органов
самоуправления, то этот свод бюджетов
называется консолидированным бюджетом.
В России во второй половине 90-х гг. его
доходы составляли 24-25% по отношению к
ВВП, а расходы -28-34%. В 2009г расходы расширенного
бюджета составили 2807,1 млрд. рублей или
34,2% ВВП, на 7,8 п.п. ВВП выше расходов в 2008
году (2335,9 млрд. рублей). Доходы консолидированного
бюджета составили 2667,5 млрд. рублей или
32,5% ВВП по сравнению с 2977,0 млрд. рублей
(33,7% ВВП) в предыдущем год.
1А..СБулатов Экономика. Учебник. 2002г..
Наконец, если к консолидированному бюджету добавить государственные внебюджетные фонды, то получим так называемый бюджет расширенного правительства. В России во второй половине 90-х гг. его доходы составляли 33-34% по отношению к ВВП, а расходы - 37-43%. Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг. в странах Центральной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Словения) доходы бюджета расширенного правительства находились на уровне 45-48% по отношению к ВВП; в Юго-Восточной Европе (Албания, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния) - 31-38%; в странах Балтии - 33%; в Белоруссии - 41- 43%; в Средний Азии - 20-22%; в Закавказье - 11-13%. Добавим, что иногда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом.
Хотя у территориальных бюджетов возникают дефициты, обычно они покрываются из бюджетов более высокого уровня или за счет выпуска собственных ценных бумаг
Глава II Роль бюджета в распределении валового внутреннего продукта
1. Доходы бюджетов
Общие положения Бюджетного кодекса РФ о доходах бюджетов предусматривают, что доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
В Российской Федерации консолидированный государственный бюджет и баланс доходов и расходов внебюджетных государственных фондов показывают источники и объемы централизуемых государством финансовых ресурсов и определяют направления их использования. Всего через консолидированный государственный бюджет и внебюджетные государственные фонды централизуется около 39% годового ВВП России. Такой уровень централизации финансовых ресурсов для решения общегосударственных и социальных задач в целом соответствует мировой практике. Так, в среднем по группе развитых стран уровень налоговых изъятий к ВВП составляет 36,0%, в странах Восточной Европы — 37,5%, в России — 39,5%.
Как показывает опыт экономического развития и международные сопоставления, объем централизации финансовых ресурсов в России достиг своего оптимума1. Анализ консолидированного государственного бюджета и внебюджетных фондов показывает значительное влияние государственного спроса на развитие экономики. Несмотря на то, что доля государства в структуре конечного использования ВВП в последние годы составляет 15—16%, влияние бюджетной политики государства на развитие экономики значительно выше. Достаточно сказать, что доля денежных средств, получаемых населением из бюджетов различных уровней, составляет в настоящее время порядка 34% всех доходов населения. Развитие страны и бюджет в значительной мере определяются конъюнктурой мировых рынков.
В России, где в последнее время более трети произведенного ВВП перераспределяется через систему государственных бюджетов (и за эту принудительную услугу взимается соответствующая плата — около 5% ВВП), доходы расширенного бюджета России в 2009 г. составляют около 33% Бюджетные доходы формируются на основе норм не только бюджетного, но и налогового законодательства, состоящего из правовых актов федерального, регионального и муниципальных уровней.2
Доходы бюджетов включают три группы:
1.
.
1) налоговые доходы
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные поступления.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и
сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и др.
К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.1
Так, налоговые доходы федерального бюджета формируются за счет федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налоговый кодекс РФ установил деление всех налогов на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги в соответствии со ст.13 НК РФ включают: