Роль финансов в решении социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность финансов;
охарактеризовать функции финансов;
рассмотреть элементы финансового механизма;
раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.

Содержание

Введение
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике
1.1 Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений
1.2 Функции финансов в рыночной экономике
2. Финансовый механизм и его элементы
3. Роль финансов в решении социальных проблем
3.1 Воздействие финансов на экономику Российской Федерации
3.2 Использование финансов для решения социальных проблем
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Финансы в рыночной экономике.docx

— 39.76 Кб (Скачать документ)

Состав и объем  жизненных благ, предоставляемых  через общественные фонды потребления, зависят в первую очередь от структуры  расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируется  основная часть средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна существенно возрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении доли расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетных ресурсов. В странах  с высоким уровнем потребления  удельный вес расходов на социальные нужды в государственном бюджете  составляет 45-55%.

Непосредственно с  общественными фондами потребления  связаны благотворительные и  близкие к ним по назначению социальные фонды. Роль данного источника в  удовлетворении потребностей общества будет увеличиваться, ибо рынок  неизбежно порождает социальную дифференциацию граждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группа людей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями  и организациями. Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядке благотворительности.

В понятие уровня жизни составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственные условия включают техническую вооруженность и  технологию трудового процесса, профессиональную и общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и  техники безопасности. Экономические  условия труда подразумевают  в первую очередь мотивацию человека к активной трудовой деятельности.

Побудительные мотивы к труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условиях рыночного хозяйствования главным инструментом финансового  воздействия на стимулирование трудовой активности становится участие работников в распределении чистой прибыли  предприятий и в управлении производством  исходя из доли владения совместным имуществом.

С помощью финансов создаются условия и для подготовки трудовых ресурсов через систему  финансирования учебных заведений. Источниками финансирования могут  выступать средства центрального и  местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средства заинтересованных в подготовке кадров предприятий  и организаций. Важную роль играют средства благотворительных и других специальных  целевых фондов. Финансирование может  осуществляться и на спонсорских  началах[15].

Отлаженный механизм налоговых и социальных льгот  служит мощным стимулом наращивания  частными владельцами своего производственного  потенциала, совершенствования техники  и технологии, улучшения качества продукции и услуг, стимулирования трудовых усилий.

Воздействие финансов на улучшение производственных условий  труда осуществляется на основе направления  денежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства, стимулирование внедрения прогрессивных  технологий, снижение доли неквалифицированных, тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Помимо собственных  средств предприятий и организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организаций и  частных лиц, а на государственных  предприятиях - бюджетные субсидии.

Государство содействует  развитию производства на передовой  научно-технической основе через  систему налогообложения хозяйствующих  субъектов, при которой из облагаемой прибыли подлежит исключению часть  осуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательских  работ, подготовку и освоение новых  прогрессивных технологий и видов  продукции, опытно-конструкторских  работ. Важное значение имеет и практика включения в себестоимость продукции  расходов, связанных с ускоренной амортизацией основных фондов, одновременным  прекращением начислений и списанием  на себестоимость амортизационных  отчислений по оборудованию и другим видам основных фондов, если по ним  истекли нормативные сроки эксплуатации.

Для охраны труда  и соблюдения техники безопасности работ на предприятиях осуществляются постоянные текущие расходы, связанные  с обеспечением нормального режима трудовой деятельности (соблюдение техники  безопасности, требований соответствия уровню квалификации). Эти расходы  обеспечиваются на основе коллективных договоров как за счет средств  фондов социального назначения, формируемых  из остающейся у предприятия чистой прибыли, так и за счет имеющихся  в распоряжении профсоюзов средств.

Непосредственно с  охраной труда связано развитие социальной инфраструктуры предприятий  и регионов. Государство при этом предоставляет предприятиям и организациям существенные налоговые льготы при  условии их участия в финансировании социальных нужд (например, уменьшение подлежащей налогообложению прибыли  на величину затрат, связанных с  содержанием находящихся на их балансе  объектов здравоохранения, образования, культуры и др.). Однако указанная  льгота предоставляется в пределах социальных расходов, устанавливаемых  местными органами власти. Другая часть  расходов на социальные нужды зависит  от прибыли, остающейся у предприятия  после уплаты налогов. Это материальная помощь нуждающимся работникам, оплата дополнительных отпусков, в частности  женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсии, поощрения работников учреждений социальной инфраструктуры.

Одним из важнейших  показателей развития общества и  уровня жизни его граждан являются социальные гарантии, охватывающие наиболее существенные стороны материального  и социального жизнеобеспечения людей. Государство устанавливает  в этой области нижние границы, в  рамках которых оно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиями в  условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работников в случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощи нетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций  в связи с рождением детей  и необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частью граждан.

Решение указанных  задач непосредственно связано  с установлением соответствующего финансового механизма. В частности, для этого созданы такие звенья, как государственный фонд социального  страхования, федеральный и территориальный  фонды обязательного медицинского страхования, выступающие экономической  основой для обеспечения выплат соответствующих социальных компенсаций  и оказания медицинской помощи; предусматриваются  в соответствующих бюджетах средства на трудоустройство членов общества, потерявших работу, на предоставление для части граждан бесплатного  государственного жилья, а также  дотаций на содержание жилищного  хозяйства.

Новым направлением в области социальных гарантий стала  индексация доходов и компенсация  потерь населения в связи с  инфляцией. Порядок индексации доходов  и компенсации потерь населения  на территории Российской Федерации  установлен соответствующими федеральными законами. 

Заключение

Таким образом, суммируя все изложенное в данной курсовой работе, можно сделать вывод, что  финансы возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения в  связи с развитием государства  и его потребностей в ресурсах.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы  путем создания денежных доходов  и фондов обеспечить не только потребности  государства и предприятий в  денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы отражают уровень  развития производительных сил в  отдельных странах и возможности  их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики  страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального  дохода финансы характеризуются  своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями  в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и  услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при  уплате ими налогов в бюджетную  систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей. 

Библиографический список

1.  Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Финансы. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. - 760 с.

2.  Барин В.Г.  Необходимость разработки теоретических  проблем функций финансов в  рыночных условиях // Финансы. - 2004. - №3. - С.11-12

3.  Белоусов А.Р.  Использование финансовых ресурсов  через денежные фонды // Финансы. - 2004. - №4. - С.29

4.  Берлин С.И.  Теория финансов: Учебник. - М.: Аст, 2007. - 387 с

5.  Бирданская  Г.Д. Ограничения финансового  контроля // Финансы. - 2008. - №1. - С. 19

6.  Болотин В.В.  Финансовый механизм в России  и его проблематика // Финансы. - 2006. - №3. - С.23

7.  Дробзина Л.А.  Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник. - М: ЮНИТИ, 2005. - 434 с.

8.  Жадов Р.В.  Специфика финансового механизма  в России // Финансы. - 2007. - №4. - С.23

9.  Ковалева В.В.  Финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 564 с.

10.  Ключевая А.В.  Необходимость финансов в рыночных  условиях // Финансовая газета. - 2007. - №6. - С.21

11.  Колпакова Г.И.  Финансы, денежное обращение,  кредит. - М.: Проспект, 2007. - 432 с.

12.  Налимова О.Р.  Необходимость правового обеспечения  финансового механизма в России // Финансы и кредит. - 2007. - №8. - С.23-25

13.  Нешитой А.С.  Финансы: Учебник. - М.: Дашков и  К, 2007. - 512 с.

14.  Осипов В.Р.  Расширение функций финансов  в товарно-денежных условиях // Финансы. - 2005. - № 10. - С.22

15.  Фаран Т.М.  Роль финансов в решении социальных  проблем // Финансовая газета. - 2007. - №3. - С.28-29. 

[1] Нешитой А.С.  Финансы. - М.: Дашков и К, 2007. –  с.9

[2] Белоусов А.Р.  Использование финансовых ресурсов  через денежные фонды // Финансы.  – 2004. - №4. – С.29

[3] Ковалева В.В.  Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.15

[4] Рожков Н.Т. Специфика  влияния финансов на экономику  страны в России // Финансовая  газета. - №1. – С.14-15

[5] Ключевая А.В.  Необходимость финансов в рыночных  условиях // Финансовая газета. –  2007. - №6. – С.21

[6] Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – с.34

[7] Осипов В.Р. Расширение  функций финансов в товарно-денежных  условиях // Финансы. - № 10. – С.22

[8] Барин В.Г.Необходимость  разработки теоретических проблем  функций финансов в рыночных  условиях// Финансы. – 2004. - №3.- С.11-12

[9] Жадов Р.В. Специфика  финансового механизма в России // Финансы. – 2007. - №4. – С.23

[10] Налимова О.Р  Необходимость правового обеспечения  финансового механизма в России // Финансы и кредит. – 2007. - №8. – С.23-25

[11] Рованов П.О.  Роль финансового механизма в  экономике страны // Финансы. - №1. –  С.11-13

[12] Нешитой А.С.  Финансы. - М.: Дашков и К, 2007. –  с.9

[13] Ковалева В.В.  Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2005. – с.29

[14] Бабич А.М., Павлова  Л.Н. Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. – с.195

[15] Фаран Т.М. Роль  финансов в решении социальных  проблем // Финансовая газета. - №3. – С.28-29

Информация о работе Роль финансов в решении социальных проблем