Роль финансов в решении социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:51, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность финансов;
охарактеризовать функции финансов;
рассмотреть элементы финансового механизма;
раскрыть роль финансов в регулировании развития экономики России.

Содержание

Введение
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике
1.1 Сущность и необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений
1.2 Функции финансов в рыночной экономике
2. Финансовый механизм и его элементы
3. Роль финансов в решении социальных проблем
3.1 Воздействие финансов на экономику Российской Федерации
3.2 Использование финансов для решения социальных проблем
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Финансы в рыночной экономике.docx

— 39.76 Кб (Скачать документ)

Экономика страны как  сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда  ее части и подразделения (отрасли, виды производств, территории и т.д.) подчинены потребностям общества и  органично функционируют во взаимодействии друг с другом.

Согласованность разных частей экономики достигается путем  ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных  структурных подразделений с  помощью перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются  необходимые финансовые предпосылки и для осуществления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностями общества.

Финансовое воздействие  на экономические процессы осуществляется через покрытие возникающих затрат финансовыми ресурсами, аккумулируемыми  субъектами хозяйствования и государством. Финансовые ресурсы формируются  во всех подразделениях общественного  производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды  целевого назначения. Они являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального  и культурного уровня жизни народа. Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности воздействия финансов на развитие экономики, приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной  структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура  финансовых ресурсов в свою очередь  связаны с уровнем развития производства и его эффективностью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эффективность, тем больше при  прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает  предпосылки для его роста  и совершенствования. От того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, зависит повышение  технического уровня производства, рост его масштабов, создание предпосылок  для повышения производительности труда.

Финансовое воздействие  на развитие экономики осуществляется методами самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании  собственных финансовых ресурсов субъектами хозяйствования. При недостаточности  собственных средств организация (предприятие) может либо сократить  некоторые свои расходы, либо привлечь заемные средства. Кредитование - это  такой способ финансового воздействия  на производство, при котором расходы  субъекта хозяйствования покрываются  за счет ссуды банка, предоставляемой  на принципах срочности, платности  и возвратности. Государственное  финансирование осуществляется на безвозвратной  основе за счет средств бюджетных  и внебюджетных фондов, формируемых  на разных уровнях государственного управления в процессе распределения  и перераспределения части национального  дохода.

Во многих случаях  рыночный механизм вообще не приемлем. Это относится к монополистической  деятельности, согласованию частных  и государственных интересов. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в  соответствии с общегосударственными интересами. В кризисных ситуациях  рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому одновременно с  методом саморегулирования большое  влияние на развитие экономики оказывает  государственное регулирование. Необходимость  государственного вмешательства обусловлена  решением задач, связанных с удовлетворением  потребностей всего общества, - обеспечением структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений  экономического развития, расширением  и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры. Государственное регулирование  основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия  на процессы общественного развития: государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной  политики, деятельности различных государственных  структур. Например, с помощью механизма  налогообложения, государственного кредитования и финансирования государство побуждает  субъектов хозяйствования развиваться  в том направлении, которое удовлетворяет  потребностям общества[12].

В регулировании  экономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия, страхование, государственный бюджет и др. Использование  финансов в процессах регулирования  экономики обеспечивает изменения  воспроизводственной, отраслевой и  территориальной структур общественного  производства.

В регулировании  воспроизводственных пропорций  главным инструментом являются финансы  предприятий. С их помощью достигается  регулирование воспроизводственной  структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения  между средствами, направляемыми  на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. В  регулировании воспроизводственных  пропорций не исключается участие  страхования (в случае ущерба от наступления  страховых событий), банковского  кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при  использовании механизма налогообложения, выделения бюджетных субсидий и  др.).

Процесс регулирования  воспроизводственной структуры  в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные  фонды целевого назначения. Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью  налоговой системы стремится  влиять на уровень обеспеченности предприятий  собственными финансовыми ресурсами. Государство использует также и  другие финансовые рычаги: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему  социального страхования и другие рычаги.

Межтерриториальное  перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней  экономического и социального развития регионов страны, достижению прогрессивных  сдвигов в размещении производительных сил на территории страны[13].

Одна из важных задач  современного этапа развития экономики  состоит в том, чтобы при регулировании  отраслевых и территориальных пропорций  оптимально сочетались все методы перераспределения  стоимости - финансовый (в том числе  бюджетный), кредитный, ценовой. Необходимо, чтобы каждый из указанных экономических  методов (инструментов) функционировал в той сфере распределительных  отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и  выполняемыми функциями. Разграничение  сфер функционирования разных стоимостных  регуляторов, усиление их взаимодействия позволяют активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных  направлениях экономической стратегии - для регулирования отраслевых и  территориальных пропорций, обеспечения  структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего  общественного производства. Для  обеспечения надежного и устойчивого  роста экономики, повышения эффективности  общественного производства используются финансы в качестве инструмента  экономического стимулирования. Финансовое стимулирование выступает одним  из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В свою очередь, регулирование  выступает мероприятий и т.п. Санкции  же усиливают материальную ответственность  субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение  требований договорной, расчетной и  финансовой дисциплины.

В нынешней системе  финансовых взаимоотношений как  льготы, так и санкции пока слабо  задействованы на достижение лучших результатов хозяйствования. В действующих  в настоящее время законодательных  актах система льгот не сориентирована на обеспечение приоритетных направлений  развития экономики. Недостаточно результативны  и применяемые финансовые санкции. Главным их недостаток в том, что они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за выполнение договоров поставки. Система финансовых льгот и санкций в данном случае нуждается в совершенствовании с тем, чтобы повысить заинтересованность сторон по договору в укреплении их отношений и повышении двусторонней ответственности за выполнение договорных условий по поставкам продукции.

 

3.2 Использование  финансов для решения социальных  проблем

Социальная сфера  охватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развития является повышение жизненного уровня людей.

Понятие "уровень  жизни" употребляется в широком  и узком значении. В широком  смысле уровень жизни охватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условия труда и стимулы к  труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографических  процессах, размеры и состав собственности  граждан, гарантии материального обеспечения  членов общества и семей, другие предоставляемые  обществом возможности для всестороннего  развития личности. В узком (конкретном) значении "уровень жизни" представляет систему количественных (натуральных  и стоимостных) показателей, характеризующих  объем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевого потребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительного пользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточный минимум, реальные доходы и другие показатели).

Формирование уровня жизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем  потребления материальных и нематериальных благ зависит от величины доходов  граждан и социальной политики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные, а реальные денежные доходы, объем которых зависит  не только от величины оплаты труда, средних  размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, но и от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размера дотирования и других факторов. Реальные доходы граждан  образуются в результате многократного  финансового распределения и  перераспределения стоимости. Они  включают наряду с основными трудовыми  доходами также и определенные суммы  финансовых надбавок и вычетов. В  условиях рыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретают характер финансовых регуляторов денежных доходов населения[14].

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование  денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

повышение общего уровня жизни населения;

достижение социальной справедливости по отношению к различным  категориям и социальным группам  граждан;

обеспечение прожиточного минимума и конституционных гарантий для всех граждан;

стимулирование трудовой и деловой активности населения.

Главными финансовыми  инструментами (регуляторами), с помощью  которых обеспечивается реализация указанных задач, являются: налоговая  система, общественные фонды потребления, благотворительные и близкие  к ним по назначению социальные фонды.

Система налогов, конечно, сама по себе не является источником повышения  жизненного уровня населения, однако она, с одной стороны, создает условия  для их роста, а с другой - регулирует размеры денежных доходов. Косвенные  налоги, и прежде всего налог на добавленную стоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения  в бюджет через потребительские  цены. Преобладание таких налогов  недопустимо, так как приводит к  резкому снижению благосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.

Наиболее эффективно воздействие на размеры денежных доходов населения осуществляется через налогообложение физических лиц. В нашей стране при налогообложении  действует широкая система вычетов  с таким расчетом, чтобы предотвратить  естественное для большей части  граждан стремление к наращиванию  своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительности труда и повышением его качественного уровня. Для  этого необходимо определить характер и уровень вычетов из доходов  физических лиц. Важно также, чтобы  под финансовым воздействием находились дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестирования средств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных  доходов свидетельствует лишь о  неразвитости налоговых отношений.

Важным каналом, через  который осуществляется участие  финансов в повышении благосостояния граждан, являются общественные фонды  потребления. Они выступают финансовой базой реализации конституционных  прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере, и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособий  и предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через  общественные фонды потребления  заключается в их целевом характере, т.е. в непосредственной связи размеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностей определенных групп населения.

Механизм общественных фондов потребления позволяет государству  непосредственно воздействовать на структуру потребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономического положения  различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенных  и малообеспеченных категорий граждан.

Информация о работе Роль финансов в решении социальных проблем