Роль финансов в воспроизводственном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить роль финансов в воспроизводственном процессе.
Объектом курсовой работы является категория финансов. Предметом исследования являются основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и функции финансов;
Проанализировать основные направления использования финансов в общественном производстве;
Выявить роль финансов в воспроизводственном процессе;
Определить пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе.

Содержание

Введение 3
1. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 5
1.2 Понятие и сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 7
1.3 Финансы и расширенное воспроизводство 10
2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 12
2.1Участие финансов в воспроизводственном процессе 12
2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе 16
2.3 Роль финансов в воспроизводственном процессе 20
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ 27
Заключение. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин..docx

— 63.60 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что в  условиях административно-командной  системы эффективность использования  государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем не установленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать  оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных  результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в  народном хозяйстве. Государственные  финансы, прежде всего бюджетная  система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Финансовые  ресурсы – это совокупность всех денежных средств, финансовых активов, которыми располагает государство, все хозяйствующие субъекты для  покрытия своих затрат.

Первым и  основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов на общегосударственном  уровне (макроуровне) является национальный доход. С помощью его распределения  и перераспределения создаются  централизованные фонды денежных средств.

Часть национального  дохода формируется и остается в  распоряжении предприятий, то есть создаются  децентрализованные фонды денежных средств на микроуровне, которые  расходуются на развитие предприятия.

Объемы фондовых ресурсов, как правило, больше, чем  национальный доход, так как кроме  стоимости прибавочного продукта они  включают амортизационные отчисления.

Кроме указанных  источников важными источниками  формирования финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального  страхования, имущественного и личного  страхования и другие внебюджетные фонды.

Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются  за счет части национального богатства, вовлеченного в оборот, то есть средства от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступления  от внешнеэкономической деятельности, а также за счет средств от продажи  ценных бумаг[7].

Таким образом, в конце первой главы можно сделать вывод, что главное назначение финансов в том, чтобы обеспечить путем образования денежных фондов не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за их расходованием.

 

    1. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

    1. Участие финансов в воспроизводственном процессе

 

Финансовое  обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения  национального дохода. Материальными  носителями финансовых распределительных  отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели распределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения[19].

Государство использует финансы как действенное  орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным общественным продуктом и национальным доходом.

Основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:

– частный  бизнес – производители материальных и нематериальных благ и услуг;

– население  – потребители этих ценностей;

– государство  как институт, создающий условия  для максимизации полезностей частного бизнеса и населения[20].

Основные  взаимосвязи между ними могут  быть описаны с помощью таких макроэкономических показателей, как:

– валовой  внутренний продукт (ВВП – текущая  стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных  в течение определенного периода  времени (главным образом, года) на экономической территории страны);

– национальный доход (НД – вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

– инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике в процентах);

– сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотношение доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците):

– при превышении расходов над доходами, либо в профиците – при превышении доходов над расходами);

– сальдо текущих  операций (соотношение совокупной кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

– потребительский  и отложенный спрос населения (часть  национального дохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегается соответственно);

– сальдо торгового  и платежного балансов (результат  операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефицита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов[21].

При помощи финансов государство обеспечивает целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства. Перспективное регулирование экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода[14].

Финансы практически  используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления .

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на увеличение основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства[15].

Использование финансов на предприятиях осуществляется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании  денежных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).

Особое место  занимают финансовые отношения между  государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, то есть предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные денежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и так далее) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций), формируется государственный бюджет и региональные бюджеты. При этом предприятия (организации) при определенных условиях получают финансовую поддержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета[17].

Существенное  значение в системе платежно-расчетных  отношений имеют финансовые отношения  между предприятиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают взаимосвязи не только между экономическими субъектами, но и государственными организациями по поставкам продукции и товаров для государственных нужд.

Финансы используются в отношениях между предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов[16].

Финансовые  отношения между государством и  организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).

В стране действуют  различные общественные организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

Применяется широкий спектр финансовых отношений  между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводу получения от государства  различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование, лечение, покрытие расходов на другие цели, предоставляемые населению бесплатно, полностью либо частично[11].

2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе

 

Финансовые  отношения в российской экономике  находятся в постоянном развитии и выступают объектом реформирования под влиянием многообразия форм собственности  и ее дальнейших преобразований (реорганизации, структуризации, концентрации, интеграции и т.д.), естественных монопольных  структур (отраслей) хозяйства, региональных и других особенностей условий хозяйствования[3]. 
В экономической науке особое внимание уделяется разработке адекватного формированию финансовых отношений предприятия финансового механизма.

Воспроизводственный процесс включает в себя 4 стадии: 

1) производство 

2) обмен 

3) распределение 

4) потребление 

В воспроизводстве  участвуют различные экономические  субъекты: 

  • домашние хозяйства 
  • хозяйствующие субъекты 
  • государство 

У всех экономических  субъектов воспроизводственного процесса есть доходы и расходы, т.е. все они имеют своеобразные бюджеты, состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникают профициты этих бюджетов, а у других – дефицит. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов[10].

Все доходы субъектов  экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на: 

  • первичные 
  • вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. 

Они образуются: 

1) у организаций  в форме прибыли, остающихся  в их распоряжении и амортизационных  отчислений; 

2) у работников  в форме чистой оплаты труда,  остающейся после уплаты налогов  и обязательных платежей, выплат  из чистой прибыли акционерам, выплат из внебюджетных фондов; 

3) у государства  – в форме перераспределенных  фондов организаций и населения  в бюджет и внебюджетные фонды. 

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождается распределением и перераспределением этих фондов необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов.

Возникающие у отдельных экономических субъектов  профициты бюджета перераспределяются: 

  • с помощью государственных финансов, т.е. часть доходов, аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов; 
  • с помощью финансовых посредников, это коммерческие и сберегательные банки, частные пенсионные фонды, страховые компании и т.д.; 
  • с помощью финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы, приносящих доход – ценные бумаги. 

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление, осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Таким образом, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов[16].

Информация о работе Роль финансов в воспроизводственном процессе