Широкое использование финансов предприятий
для регулирования воспроизводственных пропорций
не исключает участия в данном процессе страхования, роль которого
все больше возрастает (используется в
случае ощутимого ущерба от наступления
страховых событий), банковского кредита
(при временной нехватке собственных финансовых
ресурсов), бюджета.
Все более
возрастающее значение для экономики
имеет государственное регулирование
общественного производственного процесса.
Государство имеет множество возможностей
вмешательства в экономику. С помощью
налогов (ставок обложения, порядка исчисления,
предоставления льгот) оно стремится влиять
на уровень обеспеченности предприятий
собственными финансовыми ресурсами.
Использует государство и другие финансовые
рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции:
амортизационную политику, бюджетное
финансирование различных целевых затрат,
систему социального страхования и др[8].
Особая роль в государственном
механизме регулирования народнохозяйственных
пропорций отводится бюджетной системе.
При этом части бюджетных отношений - по
поводу формирования доходов бюджета
(платежи в бюджет) и их расходования (финансирование)
- имеют свое особенное значение в процессе регулирования.
Платежи в бюджет влияют в основном на
формирование собственной финансовой
базы предприятий (через налоговые ставки,
льготы, санкции) и, следовательно, регулируют
лишь величину доли собственных финансовых
ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего
субъекта хозяйствования. Бюджетное же
финансирование (в разных его формах) увеличивает
финансовые возможности предприятий за
счет привлечения общегосударственных
ресурсов. Посредством использования
особых принципов финансирования, применения
разных форм и методов предоставления
субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований
государство может оказывать стимулирующее
воздействие на процессы производства
и воспроизводства[1].
Таким образом,
каждое звено финансовой системы
представляет собой определенную сферу
финансовых отношений, а финансовая
система в целом - совокупность различных
сфер финансовых отношений, в процессе которых
образуются и используются фонды денежных
средств.
Для регулирования
отраслевых пропорций используются финансы предприятий
и государственный бюджет. При этом предприятия
воздействуют на отраслевую структуру
через финансовый рынок, находя посредством
его зоны наиболее выгодного приложения
финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении:
покупают ценные бумаги других предприятий,
предоставляют свои временно свободные
средства взаймы банкам и государству
и т.д. Государство же регулирует отраслевую
структуру общественного производства,
используя свой бюджет и внебюджетные
фонды, проводя активную амортизационную
политику, влияя на цены[2].
В регулировании
территориальных пропорций принимают
участие главным образом государственные
и местные финансы, а также частично финансы предприятий.
Само регулирование осуществляется путем
предоставления дотаций и субвенций нижестоящим
бюджетам, формирования и использования
территориальных фондов регулирования,
различных форм государственного кредита
и т. п. Влияние финансов предприятий на
территориальную структуру общественного
производства сказывается в расширении
зоны предпринимательства, инвестировании
средств в развитие городов и населенных
пунктов.
2.3 Роль
финансов в воспроизводственном процессе
Финансы являются
oднoй из вaжнeйшиx экoнoмичeскиx кaтeгoрий,
oтрaжaющeй экoнoмичeскиe oтнoшeния в прoцeссe
сoздaния и испoльзoвaния дeнeжныx срeдств.
Иx вoзникнoвeниe прoизoшлo в услoвияx пeрexoдa
oт нaтурaльнoгo xoзяйствa к рeгулярнoму тoвaрнo-дeнeжнoму
oбмeну и былo тeснo связaнo с рaзвитиeм гoсудaрствa
и eгo пoтрeбнoстeй в рeсурсax. Oдним из глaвныx
признaкoв финaнсoв являeтся иx дeнeжнaя фoрмa
вырaжeния и oтрaжeниe финaнсoвыx oтнoшeний
рeaльным движeниeм дeнeжныx срeдств. Рeaльнoe
движeниe дeнeжныx срeдств прoисxoдит нa втoрoй
и трeтьeй стaдияx вoспрoизвoдствeннoгo прoцeссa
— в рaспрeдeлeнии и oбмeнe. Нa втoрoй стaдии
движeниe стoимoсти в дeнeжнoй фoрмe прoисxoдит
oбoсoблeннo oт движeния тoвaрoв и xaрaктeризуeтся
ee oтчуждeниeм (пeрexoдoм из рук oдниx влaдeльцeв
в руки другиx) или цeлeвым oбoсoблeниeм (в
рaмкax oднoгo влaдeльцa) кaждoй чaсти стoимoсти.
Нa трeтьeй стaдии рaспрeдeлeннaя стoимoсть
(в дeнeжнoй фoрмe) oбмeнивaeтся нa тoвaрную
фoрму. Oтчуждeния сaмoй стoимoсти здeсь нe
прoисxoдит.
Тaким oбрaзoм,
нa втoрoй стадии воспроизводства
имеет место одностороннее движение
денежной формы стоимости, а на третьей
— двустороннее движение стоимостей,
одна из которых находится в денежной
форме, а другая — в товарной.
Областью возникновения и функционирования
финансов является вторая стадия воспроизводственного
процесса, на которой происходит распределение
стоимости общественного продукта
по целевому назначению и субъектам
хозяйствования, каждый из которых
должен получить свою долю в произведенном
продукте. Поэтому, важным признаком
финансов как экономической категории
является распределительный характер
финансовых отношений. Финансы существенно
отличаются от других экономических
категорий, функционирующих на стадии
стоимостного распределения: кредита,
заработной платы и цены. Первоначальной
сферой возникновения финансовых отношений
являются процессы первичного распределения
стоимости общественного продукта,
когда эта стоимость распадается
на составляющие ее элементы и происходит
образование различных форм денежных
доходов и накоплений[9].
Дальнейшее
перераспределение стоимости между
субъектами хозяйствования и конкретизация
целевого ее использования тоже происходит
на основе финансов. Распределение и перераспределение
стоимости с помощью финансов обязательно
сопровождается движением денежных средств,
принимающих специфическую форму финансовых
ресурсов. Они формируются у субъектов
хозяйствования и государства за счет
различных видов денежных доходов, отчислений
и поступлений, а используются на расширенное
воспроизводство, материальное стимулирование
работающих, удовлетворение социальных
и других потребностей общества. Финансовые
ресурсы выступают материальными носителями
финансовых отношений, что позволяет выделить
финансы из общей совокупности категорий,
участвующих в стоимостном распределении.
Это происходит вне зависимости от общественно-экономической
формации, хотя формы и методы, с помощью
которых образуются и используются финансовые
ресурсы, менялись в зависимости от изменения
социальной природы общества.
Условием
функционирования финансов является наличие
денег, а причиной появления финансов
служит потребность субъектов хозяйствования
и государства в ресурсах, обеспечивающих
их деятельность. Финансы незаменимы
потому, что позволяют приспособить
пропорции производства к нуждам
потребления, обеспечивая в сфере
хозяйствования удовлетворение постоянно
меняющихся воспроизводственных потребностей.
Это происходит с помощью формирования
денежных фондов целевого назначения.
Развитие общественных потребностей приводит
к изменению состава и структуры
денежных (финансовых) фондов, создаваемых
в распоряжении субъектов хозяйствования.
С помощью государственных финансов происходит
регулирование масштабов общественного
производства в отраслевом и территориальном
аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение
других общественных потребностей. Финансы
объективно необходимы, так как обусловлены
потребностями общественного развития.
Государство же может, учитывая объективную
необходимость финансовых отношений,
разрабатывать различные формы их использования:
вводить или отменять различные виды платежей,
изменять формы использования финансовых
ресурсов и т. д. Государство не может создавать
то, что объективно не подготовлено ходом
общественного развития. Оно устанавливает
только формы проявления объективно назревших
экономических отношений. Без финансов
невозможно обеспечить индивидуальный
и общественный кругооборот производственных
фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевую и территориальную структуру
экономики, стимулировать быстрейшее
внедрение научно-технических достижений,
удовлетворять другие общественные потребности.
Финансы предприятий непосредственно
связаны с движением денежных средств.
Поэтому часто понятие финансов предприятий
ассоциируется с денежными средствами,
финансовыми ресурсами. Однако сами по
себе денежные средства, финансовые ресурсы
не раскрывают сущности финансов, если
не выявить те отличительные свойства,
которые характеризуют экономическую
природу финансов[8].
Таким общим
свойством, лежащим в основе финансов,
являются закономерности воспроизводственного
процесса и денежные отношения, возникающие
между участниками общественного
производства на всех стадиях воспроизводственного
процесса, на всех уровнях хозяйствования,
во всех сферах общественной деятельности.
Однако не все денежные отношения относятся
к финансовым. Денежные отношения превращаются
в финансовые, когда движение денежных
средств приобретает относительную самостоятельность.
Это происходит в процессе формирования,
распределения, использования денежных
доходов и фондов по целевому назначению
в форме финансовых ресурсов.
Следовательно,
объектом финансов предприятий
выступают экономические отношения,
связанные с движением денежных
средств формированием и использованием
фондов денежных средств. Субъектами
являются предприятия и организации,
бюджетные и банковские учреждения,
внебюджетные фонды, страховые
и аудиторские организации, другие
хозяйствующие субъекты, являющиеся
юридическими лицами. В воспроизводственном
процессе (производство, распределение,
обмен и потребление) происходит
распределение стоимости валового
внутреннего продукта (выручка от
реализации продукции) по целевому
назначению и между субъектами
хозяйствования, каждый из которых
получает свою долю в произведенном
продукте в денежной форме.
Таким образом, деньги создают
условия для появления финансов
как самостоятельной сферы денежных
отношений, как системы производственных
отношений[12].
Непосредственной
сферой возникновения финансовых отношений
предприятий являются процессы первичного
распределения стоимости валового
внутреннего продукта (С+ V + т) (1) когда
она распадается на: стоимость
материальных затрат (C), необходимого
продукта (V), прибавочного продукта (т).
При этом происходит образование различных
форм денежных доходов и фондов (m1, m2). С
помощью финансов в общественном производстве
происходит движение денежных средств,
принимающих специфическую форму — финансовых
ресурсов, формирующихся у хозяйствующих
субъектов и государства.
В воспроизводственном
процессе финансы предприятий как
экономическая категория проявляют
и выражают свою сущность, свое внутреннее
свойство через следующие функции:
— формирование финансовых ресурсов
в процессе производственно-хозяйственной
деятельности; — использование финансовых
ресурсов для обеспечения текущей
производственной деятельности, при
выполнении своих обязательств перед
финансово-банковской системой, для
социально-экономического развития предприятия;
— контроль за формированием и
использование финансовых ресурсов
в воспроизводственном процессе.
Движение денежных потоков количественно
отражает все стадии воспроизводственного
процесса путем формирования, распределения
и использования денежных доходов,
различных целевых денежных фондов.
Благодаря этому свойству с помощью
финансов постоянно можно установить
возможные стоимостные диспропорции,
наличие дефицита средств, неплатежи,
нецелевое использование средств,
убытки и другие негативные явления
в производственно-хозяйственной
деятельности предприятия[8].
Таким образом,
финансы обладают потенциальной
возможностью контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий. Задача
финансовой службы предприятий использовать
указанное свойство финансов для
организации действенного финансового
контроля. Контроль за формированием
и использованием финансовых ресурсов
следует понимать как внутреннюю
присущую финансам способность объективно
отражать количественные и стоимостные
пропорции производства и реализации
продукции, работ и услуг. Направление
и использование финансовых ресурсов,
связанные с выполнением обязательств
предприятий перед финансово-кредитной
системой и хозяйствующими субъектами,
также являются объектом контроля. Денежный
контроль во взаимоотношениях между предприятиями
и организациями проводится при оплате
поставляемых товаров, оказании услуг,
выполнении работ, соблюдении условий
хозяйственных соглашений. Следовательно,
финансы являются важным элементом в системе
управления экономикой. Без финансов невозможно
обеспечить индивидуальный кругооборот
производственных фондов на расширенной
основе, внедрять научно-технические достижения,
стимулировать инвестиционную деятельность,
регулировать структурную перестройку
экономики.
Таким образом,
роль финансов состоит в том, чтобы приспособить
пропорции производства к нуждам производственного
и личного потребления, а также обеспечить
потребности государства и хозяйствующих
субъектов в финансовых ресурсах. Развитие
общественных потребностей приводит к
изменению состава и структуры финансовых
источников, оставляемых в распоряжении
субъектов хозяйствования.
На макроуровне
с помощью финансов обеспечивают:
- общественный кругооборот фондов на
расширенной основе;
- создание общегосударственного фонда
финансовых ресурсов (в форме бюджетных
средств);
- регулирование отраслевой и территориальной
структуры производства;
- стимулирование быстрейшего внедрения
научно-технических достижений в народное
хозяйство, т. е. перевод его на инновационный
путь развития;
- удовлетворение других общественных
потребностей (социальной сферы, обороны
страны, поддержание правопорядка и т.
д.) в финансовых ресурсах.
На
микроуровне (на уровне предприятий
и корпораций) роль финансов сводится
к следующему:
- обслуживание индивидуального кругооборота
фондов, т. е. смены форм стоимости. В процессе
такого кругооборота денежная форма стоимости
трансформируется в товарную, и после
завершения процесса производства и реализации
готового продукта товарная форма стоимости
вновь выступает в первоначальной денежной
форме (в форме выручки от продажи товаров);
- распределение выручки от продажи товаров
(работ, услуг) после уплаты косвенных
налогов в фонд возмещения материальных
затрат (включая амортизационные отчисления),
фонд оплаты труда (включая взносы в государственные
внебюджетные фонды в форме единого социального
налога) и чистый доход, выступающий в
форме прибыли;
- перераспределение чистого дохода на
платежи в бюджет (налог на прибыль и иные
налоги, уплачиваемые из прибыли) и прибыль,
оставляемую в распоряжении предприятий
на их нужды;
- использование прибыли, оставляемой
в распоряжении (чистой прибыли), на фонды
потребления, накопления и резервный,
а также на другие цели, предусмотренные
в финансовых планах (бюджетах);
- контроль за соблюдением соответствия
между движением материальных и денежных
ресурсов в процессе индивидуального
кругооборота фондов, т. е. за состоянием
платежеспособности и ликвидности баланса
предприятия[7].