Роль финансов в воспроизводственном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучить роль финансов в воспроизводственном процессе.
Объектом курсовой работы является категория финансов. Предметом исследования являются основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и функции финансов;
Проанализировать основные направления использования финансов в общественном производстве;
Выявить роль финансов в воспроизводственном процессе;
Определить пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе.

Содержание

Введение 3
1. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 5
1.2 Понятие и сущность финансов 5
1.2 Функции финансов 7
1.3 Финансы и расширенное воспроизводство 10
2. РОЛЬ ФИНАНСОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА 12
2.1Участие финансов в воспроизводственном процессе 12
2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе 16
2.3 Роль финансов в воспроизводственном процессе 20
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ 27
Заключение. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин..docx

— 63.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

    1. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

 

 
Общественный прогресс предполагает две формы развития – революционную  и эволюционную. Можно привести много  примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим. Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.

Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие  достигается стимулированием ускорения  темпов роста и совершенствования  технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства  предприятий, новых отраслей. Финансы  обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в  производство. Они участвуют в  формировании и качественном изменении  главной производительной силы общества – его работников[12].

Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного  производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое  состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в  сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы  способствуют достижению производительными  силами такого уровня, когда неизбежен  переход к иным общественным формам организации экономической и  социальной жизни человека. Финансы  создают материальные предпосылки  для такого перехода.

Финансы способствуют появлению новых политических движений и партий, обеспечивают эффективное  их участие в общественной жизни, революционном преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как партия использует систему доходов и расходов для  укрепления своего организационного единства, широкого распространения своих  программных взглядов среди различных  социальных групп и общественных движений.

Преимуществами  эволюционного развития общественного  прогресса являются: замена старых общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы; возможность  избежать бессмысленных разрушений в период революции; возможность  проведения реформ в условиях благоприятной  идеологической обстановки.

Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным  способам организации финансов. При  этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы[13].

Парламентские, мирные формы борьбы политических сил  и идей требуют значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной  деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате страна несёт  определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными  и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой  борьбы. Гражданская война требует  огромных военных расходов и подрывает  нормальные источники доходов, что  приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.

Расстройство  финансов приводит к разрушению денежного  обращения, инфляции, натурализации  хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствия финансового  кризиса в годы войны ещё долго  отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании гражданской  войны восстановление этих объектов требует огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.

Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых компаний по разрушению до основания  старых структур, чтобы на их месте  построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных  сил заводят страну в тупиковую  ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в конце двадцатых  и тридцатые годы, когда проводились  «реформы» в области государственного кредита. 

Движения  к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной экономией материальных, трудовых и  финансовых ресурсов и на этой основе – ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся материальным и духовным благополучием большинства своих граждан. 

Для осуществления  реформ в обществе должны быть объективные  и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое  непосредственное участие. Механизм этого  участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении  предпосылок социальной революции.

Финансовые  рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления  социальной революции: налоги, государственные  расходы, процент по государственным  ценным бумагам, процент по вкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна дифференциация налогов, страховых  платежей, процента по вкладам и  других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом.

Финансы Российской Федерации находятся в состоянии  глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении  валютного курса рубля по отношению  к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней  задолженности страны[12].

Задача состоит  в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения  структурной перестройки народного  хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения  и все финансовые отношения в  целях достижения финансовой стабилизации.

Одна из важных задач государства – решение  проблемы экономического роста, в котором воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регионов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются, прежде всего, в экономической сущности финансов, в их распределительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления  эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве:

1) распределение  финансовых ресурсов для финансового  обеспечения воспроизводственного  процесса;

2) использование  финансов в системе платежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3) использование  финансов как инструмента экономического стимулирования производства и труда.

4) финансирование  бюджетных расходов государства,  в том числе на содержание  государственного аппарата управления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренных законом о федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 В заключение курсовой работы необходимо сделать краткие выводы по изученной  проблеме и описать наиболее важные рассмотренные в курсовой работе вопросы.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Также можно  сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную  необходимость финансовых отношений   разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования       финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

В курсовой работе мною были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и  контрольная – эти функции  осуществляются финансами одновременно. Нельзя  забывать, что помимо этих двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства  через финансы в процесс воспроизводства,  стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических              и социальных  отношениях.

Таким образом, главное назначение финансов в том, чтобы обеспечить путем образования денежных фондов не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за их расходованием.

Финансовые  отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру воспроизводственных  отношений в обществе. В современных  условиях формы финансовых отношений  претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства  в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен  и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного  хозяйства, создание адекватной системы  финансовых отношений.

Роль финансов можно свести к трем основным направлениям: 

1.Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства.

2. Финансовое  регулирование экономических и  социальных процессов.

3. Финансовое  стимулирование эффективного использования  всех видов экономических ресурсов.

Проблема  функционирования финансов состоит  в том, что финансы находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны, и поэтому государство должно решить ряд задач:

    • решение проблемы экономического роста, в котором воплощается расширенное воспроизводство;
    • остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства;
    • преодолеть бюджетный дефицит;
    • совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.

Таким образом, в  курсовой   работе раскрыты следующие вопросы:

    • Социально экономическая сущность и функции финансов
      • Дано понятие финансов;
      • Перечислены функции финансов.
    • Роль финансов в обеспечении эффективности воспроизводственного процесса
      • Показано участие финансов в воспроизводственном процессе;
      • Определена роль финансов в воспроизводственном процессе.
    • Определены проблемы и пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

    1. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: [Электронный  ресурс]. – режим доступа:  www.minfin.ru
    2. Официальный сайт федеральной службы Государственной статистики: [Электронный ресурс]. – режим доступа:  http://www.gks.ru
    3. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций/ Под ред. И.М. Мерзлякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. 
    4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. Пособие.- М.: ИНФРА-М, 2010. 
    5. Л.А. Дробозина. Финансы: Учебник для вузов— М.: ЮНИТИ, 2001.
    6. С. Жуков Россия: экономическое развитие и императивы глобализации // МЭМО – 2009 - №1 – с. 25-34.
    7. Е.В.Красникова. Макроэкономика. Учебное пособие.– М: ТЕИС, 2009.
    8. Н. Лебедев. Российская экономика в 2010 г. // Общество и экономика – 2011 - №1 – с.28-40.
    9. Левин У.П. Финансы и кредит. – М.: Инфра-М, 2010.
    10. Литовских А.М. Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: ФЭМП, 2009.
    11. Л. Л. Любимов, И. В. Лившиц "Основы экономики", Москва "Просвещение", 2009.
    12. В. Морозов. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики - 2009 - №1 – с.4-68.
    13. В.А. Москвин. Финансовая система России: основные факторы и экономическая политика // Деньги и Кредит – 2011 - №8.
    14. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
    15. В.М. Родионовой. Финансы - М.: Финансы и статистика, 2009.
    16. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/.- М.: «Проспект», 2010.
    17. Смородина М.И. Финансы и кредит: Курс лекций. – М.: МГТУ, 2012. 
    18. В. Соколов. ЭКО-новости. // Интерфакс ВРЕМЯ – 2009 - №6. 
    19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред.проф.Поляка.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,9-изд.2011.-512
    20. Янова П. Р. Финансовая стабилизация в России. М.: Прогресс- Академия, 2009.
    21. И.И. Яснева. Финансы. М.: ЮНИТИ, 2010.

Информация о работе Роль финансов в воспроизводственном процессе