Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - раскрыть роль фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи данной курсовой работы заключается в том, чтобы:
- показать причины создания фонда обязательного медицинского фонда в России, основные этапы его развития, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов, охарактеризовать современную систему их организации;

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------
Фонды обязательного медицинского страхования( ФОМС), их цели, задачи и система организации-----------------------------------------------5
1.1 Причины создания ФОМС в России и основные этапы их развития----------5
1.2 Цели, задачи и функции ФОМС-------------------------------------------------------7
1.3 Система организации ФОМС----------------------------------------------------------11
Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации-------------------------17
2.1 Формирование доходов и расходов Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования------------------------------------17
2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2009-------------------23
2.3 Структура доходов и расходов Федерального ФОМС в 2009г-----------------28
Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации-------------------------------------------33
3.1 Проблемы действующей системы обязательного медицинского страхования-----------------------------------------------------------------------------------33
3.2 Предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования-----------------------------------------------------------------------------------36
Заключение-------------------------------------------------------------------39
Список используемой литературы---------------------------------------41
Приложения----------------------------------------------

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

       Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  создан для финансирования территориальных программ обязательного медицинского страхования.

       Руководство деятельностью фонда осуществляют правление и исполнительный директор. Контроль осуществляет ревизионная  комиссия, а состав правления утверждается законодательным (представительным) органом власти субъекта Федерации.

       На  основании изученных материалов можно сделать вывод, что Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения.

       Фонды аккумулирует все установленные  законодательством источники финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования, капитализируют временно свободные средства и отвечают за полное и своевременное финансирование медицинских учреждений.

       Роль  Федерального фонда ОМС в системе  обязательного медицинского страхования  заключается в том, что он большей  частью расходуется на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных  фондов ОМС. Другим крупным направлением расходования средств Фонда являются расходы на финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

2.1 Формирование доходов и расходов Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования

       Главным источником формирования Федерального и территориального фондов обязательного  медицинского страхования является единый социальный налог. Он носит целевой характер, поскольку предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог предполагает унификацию налоговой базы для уплаты взносов плательщиками во все государственные социальные внебюджетные фонды. Для исчисления и уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплачиваемых доходов. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида плательщика.

               Финансовые средства Федерального и территориальных фондов образуются за счет:

       1) части единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

       2) ассигнований из Федерального бюджета на выполнение Федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

       3) добровольных взносов юридических  и физических лиц;

       4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

       5) нормированные страховые запасы финансовых средств Федерального и территориального фондов;;

       6) взносы территориальных фондов  на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;

       7) средства, предусматриваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

       6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

             Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.

             Временно свободные  финансовые средства Федерального фонда  в целях защиты их от инфляции размещаются  в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.

             Доходы от использования  временно свободных финансовых средств  и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в его уставе.

             Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание  его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда.

             Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из Федерального бюджета на следующий год не учитываются.

             Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда.

       Собранные средства направляются через органы федерального казначейства на счета фонда обязательного медицинского страхования.

             «Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом». [10,с.91]

       Расходование  средств Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с их бюджетами, утвержденными, соответственно, Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

       Во  исполнение бюджета ФФОМС финансовые средства направляются на:

             1) финансирование отдельных мероприятий для системы ОМС, осуществляемых ФФОМС централизованно;

             2) реализацию мер социальной поддержки граждан по обеспечению лекарственными средствами;

             3) софинансирование страховых взносов на ОМС неработающего населения;

             4).регулирование финансовых условий деятельности территориальных ФОМС в рамках программы ОМС.

       Национальный  проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в 2005г. в рамках реализации четырёх национальных проектов. Финансируется за счет средств из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

       Цели  проекта:

  • Укрепление здоровья граждан
  • Повышение доступности и качества медицинской помощи
  • Развитие первичной медицинской помощи
  • Возрождение профилактического направления в здравоохранении
  • Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

       В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

  • подготовка и переподготовка врачей общей практики
  • повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

       С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно  выплачивается 10 тыс. руб., медицинским  сестрам, работающими с ними, — 5 тыс. руб. С 1 июля 2006 года персонал.

  • укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

       В рамках обеспечения населения высокотехнологичной  медицинской помощью запланировано:

  • повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи
  • строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

       В 2009 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 13003,7 млн. руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями.

       На  2010-2011 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 10585,1млрд. руб. [3]

       Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие  выплаты, получаемые медперсоналом, в  противоречие ст. 139 Трудового кодекса  не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения.

       Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд. Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по "северной надбавке". Проблемы с финансированием продолжались в 2008 и 2009 году, часть расходов была переложена на плечи региональных, городских и даже муниципальных властей, что не способствовало достижению целей проекта.

       На  начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности  «Терапия», 2298 — «Педиатрия» и 597 — «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд. руб.

       В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

       По  итогам 2009 года продолжительность жизни  в России увеличилась до 69 лет. (cм. приложение № 2) В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов. Фонд в 2011 и 2012 годах направляет в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидии на софинансирование региональных программ модернизации здравоохранения субъектов. Российской Федерации и в федеральный бюджет межбюджетные трансферты с целью увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству, для предоставления бюджетных ассигнований подведомственным им Федеральным государственным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, на финансовое обеспечение реализации программ модернизации Федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь. 

2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2003-2009

       Имеются следующие данные об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в РФ (Таблица 1): 

       Таблица 1

       Данные об исполнении бюджета ФФОМС в РФ

       Год доходы, млн. руб. расходы, млн. руб.
       2003        5795,3        5806,9
       2004        6812,8        6761,4
       2005        8300,3        7150,6
       2006        12552,4        11940,6
       2007        15781,7        15817,7
       2008        16262,1        16870,6
       2009        12656,2        13003,7
       Сумма 
       
       78160,8 
       
       77351,5 
       

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства