Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:48, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства.
Задачи данной курсовой работы заключается в том, чтобы:
- показать причины создания фонда обязательного медицинского фонда в России, основные этапы его развития, раскрыть цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов, охарактеризовать современную систему их организации;
Введение-----------------------------------------------------------------
Фонды обязательного медицинского страхования( ФОМС), их цели, задачи и система организации-----------------------------------------------5
1.1 Причины создания ФОМС в России и основные этапы их развития----------5
1.2 Цели, задачи и функции ФОМС-------------------------------------------------------7
1.3 Система организации ФОМС----------------------------------------------------------11
Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации-------------------------17
2.1 Формирование доходов и расходов Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования------------------------------------17
2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005-2009-------------------23
2.3 Структура доходов и расходов Федерального ФОМС в 2009г-----------------28
Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации-------------------------------------------33
3.1 Проблемы действующей системы обязательного медицинского страхования-----------------------------------------------------------------------------------33
3.2 Предложения по модернизации системы обязательного медицинского страхования-----------------------------------------------------------------------------------36
Заключение-------------------------------------------------------------------39
Список используемой литературы---------------------------------------41
Приложения----------------------------------------------
Источник: www.gks.ru– Федеральная служба государственной статистики
Определить:
1. Среднегодовой уровень доходов и расходов.
2. Среднегодовой темп роста, прироста доходов и расходов.
3. Рассчитать ожидаемую сумму доходов 2010,2011,2012гг. при условии, что среднегодовой темп доходов сохраниться на предстоящие три года.
4.
Построить график доходов и расходов ФОМС.
1. Среднегодовой уровень доходов и расходов(средняя интервального ряда):
а)
млн. руб.
б)
млн. руб.
2. Среднегодовой темп роста, прироста:
а) доходов:
или
повышение 110,2%
б) расходов
или
повышение 110,6%
Средний абсолютный прирост:
а) доходов
млн. руб.
б)
расходов
млн. руб.
Вывод:
За период 2003-2009г. доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно повышались на 110,02%, т.е на 1143,483 млн. руб..
За
период 2003-2009г. расходы бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
ежегодно повышались на 110,06%, т.е на 1199,467млн.
руб.
3. а) Ожидаемая сумма доходов 2010,2011,2012гг.:
млн.руб. – ожидаемая сумма доходов в 2010г.
млн. руб. – ожидаемая сумма доходов в 2011г.
млн. руб.– ожидаемая сумма
доходов в 2012г.
б)Ожидаемая
сумма расходов2010,2011,
млн.руб. – ожидаемая сумма расходов в 2010г.
млн. руб. – ожидаемая сумма расходов в 2011г.
млн. руб.– ожидаемая сумма
расходов в 2012г.
4. Формирование доходов и расходов Федерального ФОМС в период 2003-2009 регулировалось Федеральными законами №165-ФЗ, № 171-ФЗ, № 243-ФЗ , № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2003- 2009 год», и плановый период 2010 , 2011 и 2012 годов».
В соответствии со ст. 2 Закона о бюджете на 2009 г. доходы бюджета Фонда на 2009 год формируются за счет следующих источников:
1)
налогов, подлежащих
2) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) средств Федерального бюджета, передаваемых в Фонд на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными средствами и на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в соответствии с законодательством Российской Федерации, - в размере, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год»;
4)
прочих доходов, подлежащих
Бюджет ФОМС на 2009 г. исполнен по доходам в сумме 126 562 369,8 тыс. рублей, по расходам в сумме 130 037 389,3 тыс. рублей млн руб. с превышением доходов над расходами в сумме 3 475 019,5 тыс. рублей.
Млн, руб
Год
Рис.
2. График динамики доходов бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
за период 2003-2009г и плановый период 2010-2012г.
Из
рис.2. видно, что в 2009г. было небольшое
понижение суммы доходов, а с 2003г. по
2008г. доходы постоянно увеличивались.
Понижение суммы доходов связанно с уменьшением
безвозвездых поступлений( в 2008г- 7317,5млн.
руб., а в 2009г. – 3789,3млн. руб.) Также из-за
задолженности налоговых поступлений,
из них единый социальный налог, зачисляемый
в бюджет фонда. «Задолженность по единому
социальному налогу на 1 января 2009г. по
сравнению с 1 января 2008г. увеличилась
на 7,2%» [16]
Млн, руб
Год
Рис.
3. График динамики расходов бюджета Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
за период 2003-2009г и плановый период 2010-2012г
Из
рис. 3. Видно, что в 2009г. было небольшое
понижение суммы расходов, а с 2003г.
по 2008г. расходы постоянно увеличивались.
Это связано с уменьшением доходов в 2009г.
2.3 Структура доходов и расходов Федерального ФОМС в 2009г
Бюджет Фонда по доходам исполнен за 2009 год в сумме 126 562 369,8 тыс. рублей.
Налоги на совокупный доход зачислены в бюджет Фонда в сумме 977 569,4 тыс. рублей.
Поступления сумм недоимки, пеней, иных финансовых санкций по взносам в Фонд в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 г., составили 15 268,1 тыс. рублей.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет из территориальных фондов обязательного медицинского страхования составили 3 253 038,6 тыс. рублей. Прочие неналоговые доходы Фонда составили 1 199,7 тыс. рублей. Средства Федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда поступили в сумме 33483151,0 тыс. рублей.
Структура доходов ФФОМС в 2010 году значительно отличается структуры доходов ФФОМС за предыдущие годы. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов составил налог, взимаемый в связи применением упрощенной системы налогообложения.
«Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2010г. - 105 851 220,0 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4 734 000,0 тыс. рублей. Общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 110 851 220,0 тыс. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей. Источником финансирования дефицита бюджета Фонда в 2010 году являются остатки средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2010 года». [3]
Из рис. 4. видно, что наибольший удельный вес в общей сумме доходов в 2009г. составили налоговые доходы, из них единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда, - 88 832 142,9 тыс. рублей или 70,1% от общего объема доходов. Также большую часть (26 %) в общей сумме доходов составили средства Федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов- 33483151,0 тыс. руб. от общей суммы доходов.
Расходы бюджета Фонда в 2009 году с учетом привлеченных остатков средств бюджета Фонда, образовавшихся на 1 января 2009 г., составили 130 037 389,3 тыс. рублей.
Расходы Фонда на осуществление выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС составили 91 643 420,8 тыс. рублей:
дотации в соответствии с Законом о бюджете территориальным фондам ОМС составили 85 687 064,3 тыс. рублей;
средства
нормированного страхового запаса составили
5 956 356,5 тыс.р.
Рис. 4. Структура
доходов Федерального ФОМС в 2009г
На ОМС неработающего населения (детей) в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены субсидии федерального бюджета в сумме 3 822 570,0 тыс. рублей.
На оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни согласно заявкам, представленным Фондом социального страхования Российской Федерации, в 2009 году перечислены средства Фонда в размере 17 000 000,0 тыс. рублей.
В
2009 году Фондом в рамках реализации
приоритетного национального
- на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан направлено 3 788 890,2 тыс. рублей. Неполное использование
- бюджетных ассигнований федерального бюджета является следствием неисполнения рядом субъектов Российской Федерации
- установленных плановых показателей проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;
- на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной
- ситуации, направлены субсидии в сумме 823 626,2 тыс. рублей.
- «неполное использование в 2009 году бюджетных ассигнований на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, связано с уменьшением количества детей, подлежащих диспансеризации, в результате активного внедрения в субъектах Российской Федерации программ по усыновлению, опеке и патронату». [17]
- на завершение расчетов по финансовому обеспечению государственного задания на оказание дополнительной бесплатной медицинской помощи в первом квартале 2009 г. направлены субвенции в размере 1 790,1 тыс. рублей за счет остатка средств на 1 января 2009 г., образовавшегося в бюджете Фонда в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований в 2008 году на указанные цели.
В целях предоставления бюджетам территориальных фондов ОМС трансфертов на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2009 г. N 1163-р в бюджеты территориальных фондов ОМС направлены средства федерального бюджета в сумме 12 350 900,0 тыс. рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда и информатизацию системы ОМС составили 606 192,0 тыс. рублей, из них: на содержание аппарата Фонда 257 571,9 тыс. рублей, на международные культурные, научные и информационные связи 330,1 тыс. рублей, на переподготовку и повышение квалификации кадров 12 326,8 тыс. рублей, на НИОКР 15 430,0 тыс. рублей, на информационное обеспечение системы ОМС 309 747,7 тыс. рублей, на освещение деятельности Фонда в средствах массовой информации 10 785,5 тыс. рублей.
Остатки
средств на счетах Фонда на конец
2009 года составили 7 766 498,7 тыс. рублей с
учетом 5 млрд. рублей, предусмотренных
Федеральным законом от 25 ноября
2009 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов" в целях сохранения на
уровне 2009 года размера дотаций, передаваемых
в 2010 году из бюджета Фонда в бюджеты территориальных
фондов ОМС на выполнение территориальных
программ ОМС в рамках базовой программы
ОМС.
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
3.1 . Проблемы
действующей системы обязательного медицинского
страхования
В настоящее время развитие системы страховой медицины существенным образом сдерживается ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации Программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Программа при этом носит финансово и ответственно разобщенный характер, т.к. определяет несколько источников ее финансирования, к одному из таких относит средства обязательного медицинского страхования, которые должны обеспечивать реализацию составной части программы — Базовую программу обязательного медицинского страхования. Такая финансовая разобщенность приводи к невозможности единого управления процессом реализации Программы и отсутствием четкой ответственности за недостатки и ошибки управления. В Программе отсутствуют конкретные обязательства государства, субъекта РФ или муниципального образования по заказу оказания медицинской помощи и единые условия ее оказания. Программа не предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи. Все это представляет большие трудности для ее реализации, в том числе. и медицинским страховщиком.