Роль государственного бюджета в решении социальных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении роли государственного бюджета в решении социальных задач. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственного бюджета;
- изучить историю развития бюджетной системы в Российской Федерации;
- выявить основные источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;
- проанализировать федеральный и региональный бюджет за 2007 – 2010 г.;
- выявить наиболее важные социальные задачи, решаемые федеральным бюджетом;
- рассмотреть структуру государственных расходов, в том числе и в социальной сфере;
- исследовать эффективность решения социальных задач федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-исторические основы исследования государственного бюджета 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции 7
1.2 История развития бюджетной системы в Российской Федерации 11
1.3 Формирование доходов и реализация расходов бюджета 14
2 Решение социальных задач на основе государственного бюджета в современных российских условиях 21
2.1 Роль федерального бюджета в решении социальных задач 21
2.2 Расходы бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу 30
2.3 Решение социально-экономических задач в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 34
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

В РФ согласно этому подходу  бюджетные расходы можно классифицировать следующим образом:

1) общегосударственные  вопросы; 

2) национальная оборона; 

3) национальная безопасность  и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика; 

5) жилищно-коммунальное  хозяйство; 

6) охрана окружающей  среды; 

7) образование; 

8) культура, кинематография, средства массовой информации;

9) здравоохранение, физическая  культура и спорт; 

10) социальная политика;

11) межбюджетные трансферты24.

Бюджетные расходы классифицируются в соответствии с экономическим  характером операций на основе:

а) учитывается возмездная или безвозмездная производимая операция;  
б) на какие цели, текущие или капитальные, предназначены расходы;  
в) какие секторы или подсекторы экономики получают трансферты.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие и на  капитальные.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Они включают в себя затраты на государственное потребление (текущие расходы государственных учреждений, содержание государственных отраслей народного хозяйства, экономической и социальной инфраструктуры, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, выплату процентов по государственному долгу, транспортные платежи и другие расходы. Во всех звеньях территориальных бюджетов текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы  – платежи с целью приобретения капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов. Они  представляют собой те расходы бюджетов, которые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития, главные статьи расходов которого - строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных, землеустроительных работ и др.25

Классификация бюджетных  расходов по ведомственному признаку является группировкой расходов бюджета, отражающей распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета. Подобная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.

Многообразие видов  расходов бюджетов обуславливает различные  формы предоставления бюджетных  средств, к  которым согласно Бюджетному кодексу РФ относятся:

- ассигнования на содержание  бюджетных учреждений;

- средства на оплату  товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансферты населению;

- бюджетные кредиты  юридическим лицам (в том числе  налоговые кредиты, отсрочки и  рассрочки по уплате налогов  и платежей, других обязательств);

- субвенции и субсидии  юридическим, физическим лицам;

- межбюджетные трансферты;

- кредиты и займы  внутри страны за счет государственных  внешних заимствований;

- кредиты иностранным  государствам;

- средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственные или муниципальные гарантии26.

Подводя итог анализу  структуры доходов и расходов бюджета, можно сказать, что параметры  бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и  бюджетный «климат» страны.

После приведенных выше аргументов можно сделать следующие выводы:

1. Бюджет государства  имеет многосторонний подход  в его рассмотрении. Обобщая мнения  разных точек зрения во временном  использовании данного понятия  можно утверждать, что государственный  бюджет  - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций  государства.

2. Государственный бюджет выполняет две основные функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную. Данные функции выражают весь процесс формирования и распределения бюджетных средств.

3. Исторические  корни  понятия бюджет были заложены  уже в 14-15вв. И с того времени шло развитие данного понятия, и в течение всего периода развития, данный термин, означал разное понимание, но смысл оставался для всех одним и тем же – план государства по доходам и расходам.

Исходя из вышеперечисленных  выводов становится очевидным, что государственный бюджет является составной компонентой экономического развития страны. Для более детального рассмотрения на практической основе и выявления проблемных аспектов развития проанализируем бюджет в решении определенных социальных задач и проблем в Российской Федерации и в Республике Башкортостан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Решение социальных задач на  основе государственного бюджета  в современных российских условиях

 

2.1 Роль федерального бюджета в решении социальных задач

 

Экономический кризис затронул Российскую Федерацию в 2009 г. в гораздо большей степени, чем прогнозировало Правительство РФ годом ранее. Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в то числе посредством инструментов бюджетной политики27.

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Можно четко выделить социальные задачи, решение которых  стоит перед федеральным бюджетом.

1. Многие граждане не могут реализовать свои профессиональные знания, найти такую работу, которая позволяла бы иметь достойную зарплату и развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы. 
 2. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности.

3. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой многоотраслевой комплекс, затрагивающий интересы каждого человека, влияющий на его жизненный уровень в зависимости от стоимости и качества услуг. Повышение устойчивости, надежности и финансовой стабильности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения, помощь государства в решении жилищных проблем граждан – задача, требующая неотложного решения.

4. За первое десятилетие  XXI века принципиально изменилось  представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться за грань нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь «средний класс», образованные и хорошо зарабатывающие люди, в своей массе остается неудовлетворенным уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования и здравоохранения, сохраняется низкое качество, не остановлено расползание принудительной платности в этих сферах.

5. В условиях значительного  сокращения численности населения  трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Если мы хотим сохранить и тем более качественно улучшить ситуацию - другого выхода у нас просто нет. Люди разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, «бюджетники» - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального и социального роста.

Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране28.

Анализ бюджетных расходов за 2005-2011 гг. свидетельствует о повышении расходов на социальные цели (Приложение А).

Совокупные затраты  на социальные отрасли и социальную политику в 2005 г. составили 483 млрд. руб., а к 2011 г. – 1658,6 млрд. руб., получается что социальные расходы возросли в 3 раза. Наглядно из таблицы видно, что наиболее заметные изменения в сторону повышения коснулись таких разделов как: «Образование» (с 0,8 % до 1,1 % ВВП); «Здравоохранение, физкультура и спорт» (с 0,4 % до 0,9 % ВВП); «Культура» (с 0,2 % до 0,3 %). По оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющего высокого уровня инфляции, а также увеличения тарифов на энергоносители, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования 29.

По проведенным расчетам номинального роста расходов федерального бюджета на социальные задачи с 2005 по  2011 гг., можно выявить следующее (Приложение Б):

1) Самый больший рост пришелся на ЖКХ с 2011 к 2005 гг. на 3370 % , это самый высокий показатель, по сравнению с другими разделами. Это говорит о том, что государственный бюджет из год в год увеличивал финансирование на эту сферу;

2) Самый низкий показатель пришелся на культуру в 2010, по сравнению с предыдущим годом, он уменьшился, когда другие показатели по различным разделам бюджет на социальную сферу увеличивались.

3) В целом можно сказать, что бюджетные средства на социальную сферу с 2005 г. по 2011 г. возросли на 343, 3%. Это объясняется тем, что государство обеспокоено положением каждого гражданина и общества в целом.

Рассмотрим каждый раздел социальный сферы подробнее.

Расходы федерального бюджета  по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» с 2005 г. по 2007 г. увеличивались, а с 2008 г. наблюдается снижение расходов. Если в 2007 г. расходы бюджета составляли 294,9 млрд. руб., то к 2008 г. уже 129,5 млрд. руб. Такой поворот событий связан, с последствиями мирового финансового кризиса (рисунок 1).

Во время экономического кризиса доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в федеральном бюджете  снизилось с 0, 9% до 0,3% ВВП30.

 

Рисунок 1 – Расходы  федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» за 2005 – 2011гг, млрд. руб.

 

Инвестиции на ЖКХ  в основном проходят по федеральной  целевой программе «Жилище», в  рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Его реализация предусмотрена по 4 направлениям, связанным с повышением доступности жилья, увеличением объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличением объемов жилищного строительства, модернизации коммунальной инфраструктуры и выполнением государственных обязательств перед отдельными категориями граждан31.

В 2009 г.  Фонд содействия реформированию ЖКХ передало 65 миллиардов рублей в федеральный бюджет. Эти средства нужны были для решения актуальных задач, стоящих перед государством, в непростой экономической ситуации. При этом ни, о каком ограничении или сокращении действующих программ капитального ремонта и расселения аварийного жилья речи и не шло. Средства, которые фонд перечислил в бюджет в 2009 г., были возвращены госкорпорации в 2010 (50 млрд. руб.), а в 2011 была возращена остальная сумма, то есть, 15 млрд. руб. Таким образом, все предусмотренные на период до 2012 г. программы фонда должны были быть выполнены в полном объеме.

Расходы на «Здравоохранение» из года в год увеличиваются. Общие расходы по данному разделу  к 2010г. составили – 464,1 млрд. руб., в то время как, в 2005 – 88,2 млрд. руб., то есть расходы возросли в 5 раз (рисунок 2).

 

Рисунок 2  – Расходы  федерального бюджета по разделу  «Здравоохранение, физкультура и  спорт»  за 2005 – 2011гг, млрд. руб.

 

Расходы на образование в 2005 г. составляли - 162,1 млрд. руб., то к 2011 г. - 552,4 млрд. руб., это говорит о том, что бюджетные средства на образование повысились, почти в 3 раза (рисунок 3).

 

Рисунок 3 - Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» за 2005 – 2011гг, млрд. руб.

 

Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность  и бесплатность начального профессионального  и послевузовского профессионального  образования в федеральных государственных  образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Информация о работе Роль государственного бюджета в решении социальных задач