Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении роли государственного бюджета в решении социальных задач. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственного бюджета;
- изучить историю развития бюджетной системы в Российской Федерации;
- выявить основные источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;
- проанализировать федеральный и региональный бюджет за 2007 – 2010 г.;
- выявить наиболее важные социальные задачи, решаемые федеральным бюджетом;
- рассмотреть структуру государственных расходов, в том числе и в социальной сфере;
- исследовать эффективность решения социальных задач федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.
Введение 3
1 Теоретико-исторические основы исследования государственного бюджета 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции 7
1.2 История развития бюджетной системы в Российской Федерации 11
1.3 Формирование доходов и реализация расходов бюджета 14
2 Решение социальных задач на основе государственного бюджета в современных российских условиях 21
2.1 Роль федерального бюджета в решении социальных задач 21
2.2 Расходы бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу 30
2.3 Решение социально-экономических задач в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 34
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 44
Главный финансовый документ страны — бюджет на 2012 г. и плановый период 2013–2014 гг. — можно считать бюджетом повышения качества жизни. Его основные приоритеты — социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал, стимулирование инновационного развития страны, повышение безопасности. Несмотря на то что предложенный проект бюджета исходит из умеренно оптимистичного прогноза развития экономики, предусмотрен рост расходов по всем основным социальным отраслям (таблица 3)41.
В 2012 г. расходы на образование по сравнению с 2011 г. вырастут на 7,8 %, на здравоохранение — на 9,4 %. Особенно заметно увеличение расходов на социальную политику — 24,3 %. По отдельным статьям рост еще выше. Соответственно объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных и иных социально значимых обязательств в 2012 г. составит 642,9 млрд. руб., что на 43,6 % больше объема 2011 г. При этом предусматривается ежегодное увеличение размеров социальных пособий и компенсаций исходя из прогнозного уровня инфляции. Предложенный вариант бюджета предусматривает увеличение объема ассигнований на пенсионное обеспечение в 2012 г. на 35,5 % по сравнению с 2011 г. Планируется, что размер трудовых пенсий вырастет более чем на 9 %, социальных — на 14 %, а пенсии военных пенсионеров — в 1,5 раза42.
Таблица 3 - Структура и динамика расходов федерального бюджета на социальную сферу за 2011-2014гг, млрд. руб.
Года |
2011 |
2012 (проект) |
2013 (проект) |
2014 (проект) | ||||
млрд.руб |
% к предыдущему году |
млрд.руб |
% к предыдущему году |
млрд.руб |
% к предыдущему году |
млрд.руб |
% к предыдущему году | |
Всего расходов федерального бюджета |
11022,5 |
108,9 |
12198,3 |
110,7 |
13431,9 |
110,1 |
14293,9 |
106,4 |
ЖКХ |
232,5 |
90,4 |
99,7 |
42,9 |
86,3 |
86,6 |
62,2 |
72,1 |
Образование |
552,4 |
120,7 |
559,9 |
101,4 |
521,5 |
93,2 |
467,6 |
89,7 |
Культура, кинематография |
87,6 |
118 |
80,9 |
92,4 |
78,5 |
96,9 |
76,4 |
97,4 |
Здравоохранение |
466,8 |
107 |
498,8 |
106,9 |
454 |
91 |
445 |
98 |
Физкультура и спорт |
42,4 |
125,8 |
38,7 |
91,3 |
30,7 |
79,3 |
24,4 |
79,5 |
СМИ |
61,4 |
111,4 |
62,6 |
102 |
56,4 |
90,1 |
50,3 |
89,1 |
Социальная политика |
294,5 |
107 |
379,9 |
120,4 |
410,2 |
108 |
413,4 |
100,8 |
Итого |
1658,6 |
1720,5 |
1637,6 |
1539,3 |
||||
Удельный вес соц. сферы |
15,1 |
14,1 |
12,2 |
10,7 |
По таблице 3 видно, что больший удельный вес социальные расходы составляли в 2011г., и в проектные годы доля расходов на социальные задачи снижаются.
Основные предложения, касающиеся усиления адресности социальной поддержки, повышения качества и доступности социальных услуг, стимулирования политики развития регионов, нашли свое отражение в бюджете.
В частности, увеличены расходы на решение такой острой проблемы, как нехватка мест в детских садах. В прошлом году начали работать программы поддержки развития дошкольных учреждений в регионах, на реализацию которых в 2011 г. из федерального бюджета был выделен 1 млрд. руб. В ближайшие два года только в рамках Федеральной целевой программы развития образования регионы получат на эти цели 2 млрд. руб. И еще 8 млрд. на развитие детских дошкольных учреждений выделяется регионам в форме кредитов, при этом за них устанавливается специальная плата — на треть ниже ставки рефинансирования Центробанка на дату заключения соглашения о предоставлении кредита. По экспертным оценкам, все это поможет ввести в следующем году в стране около 20 тыс. новых мест в дошкольных учреждениях, а сами затраты принесут реальную отдачу.
Рост расходов на охрану семьи и детства в новом бюджете значительно опережает увеличение расходов по многим другим статьям. Только в 2012 г. на это предусматривается 172,1 млрд. руб., что на 25,2 % выше расходов 2011 г. Предусмотрен последовательный рост материнского капитала — с 387 640 руб. в 2012 г. его размер к 2014 г. возрастет (с учетом роста на уровень инфляции) до 429 400 руб. Будут увеличены размеры всех пособий, в том числе до 12 400 руб. в 2012 г. пособие при рождении ребенка. Выплаты по уходу за детьми предусмотрено проиндексировать с 1 января 2012 г. на 6 %. Эта мера особенно важна для неработающих граждан, которых не затрагивает социальное страхование: предполагается, что численность этой категории получателей пособия по уходу за ребенком до полутора лет составит более 1,1 млн. человек43.
Много внимания уделено поддержке детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Рост расходов на их обучение предусмотрен для каждой ступени образования, включая высшее. А для детей-инвалидов выделяется 2,5 млрд. руб. в 2012 г. на дистанционное образование в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Задача интеграции инвалидов в общественную жизнь принципиальна. В этом — основное назначение расходов на социальную защиту инвалидов в новом бюджете. Поэтому наряду с традиционными статьями расходов на исполнение обязательств по ежемесячным выплатам, социальным стипендиям, обеспечению техническими средствами реабилитации в бюджете значительную часть занимают расходы, связанные с государственной программой «Доступная среда». К 2014 г. затраты на нее по сравнению с 2012 г. должны вырасти более чем в четыре раза: с 2,3 млрд. руб. в 2012 и 2013 гг. до 10 млрд. руб. в 2014 г.
Среди важнейших приоритетов бюджета — поддержка старшего поколения. Предусмотрен рост пенсий, а также увеличение прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. В 2012 г. его размер составит 5564 руб. и достигнет к 2014 г. 6782 руб. Свое место в бюджете нашла и поддержка инициативы партии «Единая Россия» по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, получающим пенсии по старости и по инвалидности. В 2012 г. на софинансирование направленных на это социальных программ субъектов РФ предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые бюджету Пенсионного фонда, в сумме не менее 1 млрд. руб44.
Сокращение социальных дифференциаций, преодоление разрыва в доступе к социальным услугам, в обеспеченности жильем, по уровню доходов — эти задачи в бюджете 2012–2014 гг. также выходят на первый план. Социальные расходы направлены как на защиту интересов людей, нуждающихся в социальной поддержке, так и на решение социальных задач других групп населения, на рост и развитие среднего класса.
Более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах должна стать оплата эффективного труда в сфере оказания государственных и муниципальных услуг. В частности, в рамках программ модернизации будет продолжен рост зарплат учителей и медицинских работников. Кроме того, в 2012–2014 гг. будет ежегодно выделяться по 11,45 млрд. руб. на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, на поощрение лучших учителей — по 200 млн. руб.
9,7 млрд. руб. отводится в 2012 г. на финансовое обеспечение денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи. Субсидии на финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи участковыми врачами-терапевтами, педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими сестрами составят в 2012 г. 21,6 млрд. руб.
Особого упоминания заслуживают статьи расходов, направленные на решение жилищных проблем. На это выделяется 179 млрд. руб. 18 млрд. из них пойдет на завершение программы обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны. На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет расходоваться в 2012–2014 гг. по 6,2 млрд. руб. ежегодно. В рамках программы «Жилище», которая остается в числе основных государственных программ в бюджете, будет продолжена поддержка молодых и многодетных семей в улучшении жилищных условий, в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов, а также средств материнского капитала. Предполагается, что те ассигнования, которые предусмотрены на выплату материнского капитала для использования с целью улучшения жилищных условий, обеспечат потребности 340–350 тыс. человек в год45.
Специальные условия ипотеки, повышающие ее доступность, должны быть созданы для школьных учителей. Ряд регионов берет на себя выплату первоначального взноса. Для реализации этой технологии в бюджете предусмотрены в 2012–2013 гг. ежегодные субсидии в сумме 1,5 млрд. руб. субъектам РФ на возмещение части затрат при предоставлении ипотечного кредита учителям общеобразовательных школ.
Выполнение этих задач в первую очередь будет зависеть от регионов. Поэтому особое внимание при рассмотрении бюджета депутаты уделяют разделам, касающимся межбюджетных отношений. В новом проекте они представлены весьма полно, а их конкретные показатели позволяют оценить, в какой мере и по каким основаниям субъекты РФ получат федеральную поддержку. Это имеет огромное значение для дотационных регионов, поскольку дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов дает возможность разработать конкретные меры для решения задач социально-экономического развития.
Также следует иметь в виду, что впервые бюджет сверстан и будет исполняться в условиях внедрения новых форм финансового обеспечения услуг, оказываемых федеральными государственными учреждениями. С 2012 г. они начинают переходить на новые организационно-правовые формы работы, приобретая статус казенных, бюджетных или автономных. Соответственно регионы получат субсидии на выполнение целого ряда важнейших социальных задач46.
В целом можно сказать, что государственный бюджет действительно решает социальные задачи, такие как: обеспечение ремонта жилья, предоставление бесплатного школьного образования, развитие культуры, обеспечение больниц нужными лекарствами. Не будь этих выделенных средств из государственного бюджета, населению не по силу было бы справиться со столь значительными
Заключение
В курсовой работе рассмотрены
основные вопросы, раскрывающие сущность
бюджета, изложены его основные функции,
рассмотрены источники
В результате написания курсовой работы выявлены следующие выводы:
1. Бюджет, как основное звено бюджетной политики является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
2. Сущность бюджета, проявляется в его функциях. Бюджету, как и всей системе финансов, присущи 2 функции – распределительная и контрольная.
3. В сложившихся условиях рыночной экономики приоритетными должны быть социальные расходы, так как именно государство обязано обеспечить социальную поддержку незащищенных слоев населения, а также расходы, определяющие жизнеспособность государства на данном этапе и в перспективе. За счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др. И расходы на эту сферу (социальную) увеличиваются из года в год. Если, например, в 2005 г. они составляли- 483 млрд. руб., то к 2011 г. уже -11658,6 млрд. руб., это говорит о том, что к 2011 г. социальные расходы увеличились почти в 4 раза. Это объясняется тем, что растущие социально – культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования.
4. По данным расчета
номинального роста расходов
федерального бюджета на
5. Но все, же большая часть социальных расходов приходится на региональный и местный бюджеты. На примере бюджета Республики Башкортостан можно увидеть что, расходы в решении социальных проблем составляют около 75% всех расходов бюджета данного региона.
6. Особенности федерального бюджета на плановый период 2012-2014 гг. и регионального бюджета Республики Башкортостан на 2011 г. в решении социальных задач, указывают, что увеличиваются расходы на здравоохранение, социальную политику почти в два раза по сравнению с предыдущим годом. Этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников. На социальные цели будет направляться примерно треть всех расходов. В целом же бюджет на 2012-2014 гг. остается социально направленным.
7. На сегодняшний день,
существует ряд социальных
Здравоохранению в Российской Федерации уделяется должное внимание. Все больницы нашей страны снабжаются всеми необходимыми оборудованиями и лекарствами для диагностики и лечения населения. В настоящее время привлекаются новые врачи в сельские местности, путем вознаграждения в сумме 1 млн. руб. за 5 лет.
Выделенные денежные средства из бюджета увеличиваются из года в год на социальные выплаты (материнский капитал, пенсии, пособия по безработице, пособие по инвалидности, стипендии). Это обеспечивает рост уровня доходов граждан, что в конечном итоге позитивно сказывается на уровне их потребления и качестве жизни.
Информация о работе Роль государственного бюджета в решении социальных задач