Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:56, курсовая работа
Цель исследования состоит в выявлении роли государственного бюджета в решении социальных задач. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственного бюджета;
- изучить историю развития бюджетной системы в Российской Федерации;
- выявить основные источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;
- проанализировать федеральный и региональный бюджет за 2007 – 2010 г.;
- выявить наиболее важные социальные задачи, решаемые федеральным бюджетом;
- рассмотреть структуру государственных расходов, в том числе и в социальной сфере;
- исследовать эффективность решения социальных задач федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.
Введение 3
1 Теоретико-исторические основы исследования государственного бюджета 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции 7
1.2 История развития бюджетной системы в Российской Федерации 11
1.3 Формирование доходов и реализация расходов бюджета 14
2 Решение социальных задач на основе государственного бюджета в современных российских условиях 21
2.1 Роль федерального бюджета в решении социальных задач 21
2.2 Расходы бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу 30
2.3 Решение социально-экономических задач в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 34
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 44
Основное место в структуре расходов занимали бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% - в 2008 г., 77,8% - в 2009 г., 74,9% - в 2010 г. (таблица 1).
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран.
Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Дошкольное образование |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Общее образование |
1,0 |
1,2 |
4,6 |
Начальное профессиональное образование |
3,9 |
3,9 |
3,4 |
Среднее профессиональное образование |
9,6 |
9,9 |
9,9 |
Переподготовка и повышение квалификации |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
Высшее профессиональное образование |
77,7 |
77,8 |
74,9 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Прикладные научные |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Другие вопросы в области образования |
4,9 |
4,2 |
4,2 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В 2009-2011 гг. продолжалась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составляли в 2009-2011 гг. 286,2 млрд. руб.
На реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2010 г. было выделено 144,1 млрд. руб. В 2010 г. в реализацию мероприятий по организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП были включены 22 региона России, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги М–5 «Урал», М–9 «Кавказ» и М–60 «Уссури». Общий объем финансирования мероприятия в 2010 г. – 3,38 млрд. рублей.
На развитие службы крови в 2010 г. из федерального бюджета выделено 4,5 млрд. руб.
Основными факторами
повышения социально-
Анализ расходов на раздел «Культура, кинематография», показывает сокращение объема и доли расходов в 2010 г. (рисунок 4). Это обусловлено уменьшением ассигнований, на проведение разовых мероприятий в данной сфере, сокращением в этот период бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также расходов инвестиционного характера в связи с завершением в 2008 г. второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения зданий Государственного академического Большого театра России, реконструкции зданий Московского художественного театра им. А.П. Чехова и в 2009 г. – строительства второй сцены Государственного академического Мариинского театра.
Рисунок 4 - Расходы федерального бюджета по разделу: «Культура, кинематография» за 2005 – 2011гг, млрд. руб.
Расходы по разделу «социальная политика» в 2010 г. выросли более чем на 10%. Но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников (рисунок 5).
Рисунок 5 – Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» за 2005-2011гг., млрд. руб.
С 1 января 2010 г. на 10% проиндексированы пособия: единовременное пособие при рождении ребенка (10 988,85 руб.); единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (10 988,85 руб.); единовременное пособие будущим мамам, вставшим на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности (412,08 руб.); ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (7458 руб.); единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (17 402 руб.)33.
С 1 января 2010 г. полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей переданы на региональный уровень. Общий объем финансирования оздоровительной кампании детей составил 34,5 млрд. руб., что на 11,2% больше, чем в 2009 г. На отдых и оздоровление детей в трудной жизненной ситуации из федерального бюджета в 2010 г. выделено 4,1 млрд. рублей - в 3 раза больше, чем в 2009 г.
С учетом всех выплат (пенсии и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) уровень материального обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны в 2010 г. - более 23 тыс. руб. (23 279 руб. и 23 403 руб. в месяц).
Государство полностью выполнило свои обязательства по обеспечению инвалидов войны бесплатным автотранспортом. В 2010 г. принято важное решение - всем инвалидам, кому автомобили были выданы в бессрочное безвозмездное пользование, предоставлено право оформить автомобили в собственность.
Ежегодно государством выделяются средства из федерального бюджета на поддержку общественных организаций инвалидов. В 2010 г. выделено 800 млн. руб. С 2011 г. сумма будет увеличена до 950 млн. руб.
В 2010 г. в России произошло самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет, средний размер трудовой пенсии по старости составил 8182 руб. Рост пенсий был достигнут благодаря валоризации (средняя сумма увеличения у получателей трудовой пенсии по старости составила 1090 руб.) и проведенной в апреле 2010 г. индексаций пенсий (на 6,3%). С января 2010 г. не осталось пенсионеров, чье пенсионное обеспечение было бы ниже прожиточного минимума пенсионера.
К концу 2010 г. средний размер социальных пенсий составил 4 757 руб. в месяц. Их увеличения были осуществлены с 1 апреля 2010 г. на 8,8% и с 1 июля 2010 г. на 3,41%34.
В кризисных 2008-2010 гг. Россия потратила огромные средства на поддержание пенсионеров и представителей других наименее защищенных слоев населения. Это, понятно, привело к росту внешнего долга и воскрешению дефицита бюджета страны. Но и здесь ситуация не столь удручающая. Бюджетный дефицит России в процентном отношении к ВВП в 2010 г. составил 4,8. Тогда как в Еврозоне дефицит составил 6,2%, в США 8,9%, в Индии 5,5%. Китай и Бразилия закончили год также с бюджетным дефицитом, однако в этих странах он остался в пределах 2,2-2,3%.
Кризис не повод начинать
экономить на тех, кто более всего
нуждается в поддержке государс
Таким образом, если социальная политика России будет развиваться по направлениям, обозначенным высшими должностными лицами РФ, тогда будет заложена основа выполнения двух основных принципов устойчивости страны: экономической целесообразности и социальной справедливости, – что является фундаментом для построения правового государства.
2.1 Расходы бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории 36.
Основные расходы региональных бюджетов на: жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, городское благоустройство, дорожное хозяйство); здравоохранение; образование. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Республика Башкортостан обладает устойчивой, централизованной и хорошо управляемой финансовой системой. Бюджетная политика в Республике Башкортостан направлена на повышение налогового потенциала, концентрацию расходов бюджета на важнейших задачах социально-экономического развития, обеспечение населения максимально полным и качественным набором бюджетных услуг.
В Республике Башкортостан почти 75% бюджетных расходов направляются в социальную сферу (рисунок 6).
Рисунок 6 - Распределение бюджетных расходов Республики Башкортостан на социальную сферу, %
Общие расходы бюджета в 2010 г. – 76 745,6 млн. руб., в 2011 г. – 96 906, 8 млн. руб.
На приобретение медикаментов, продуктов питания, коммунальные услуги, на реализацию мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и другие меры социального обеспечения пошло 12 300,4 млн. рублей, в 2010 г. – 14560, 4 млн. руб37.
Положительные итоги исполнения республиканского бюджета-2010, накопленные централизованные резервы позволили обеспечить выполнение в полном объеме запланированных социальных обязательств бюджета республики. Без задержек выплачивались пособия, компенсации, заработная плата работникам бюджетной сферы, повышенная с 1 января 2009 г. в результате введения новых систем оплаты труда. При этом в целом расходы на социальное обеспечение граждан увеличились, по сравнению с уровнем 2008 г., на 50,1%. Расходы на медицинское страхование неработающего населения возросли на 30,2%. Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы в 2009 г. составили 45 253 млн. руб.. Это больше, чем в 2008 г., на 3 049,2 млн. руб.
На поддержку жилищного строительства и обеспечение жильем отдельных категорий граждан в 2009 г. было выделено 5,7 млрд. руб. – в 1,6 раза больше, чем годом ранее. На мероприятия, связанные с подготовкой жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурного назначения к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг., направлено 16,1 млрд. руб. 4,1 млрд. из них пошло на капитальный ремонт многоквартирных домов38.
За последние 10 лет (2000-2010 гг.) ежегодное финансирование системы здравоохранения Башкортостана возросло в 5 раз. Только в 2010 г. на строительство объектов здравоохранения за счет средств республиканского бюджета направляется 2005 млн. руб. В 2009 и 2010 гг. фактические расходы на охрану здоровья одного жителя республики составляло более 6 тыс. рублей39.
Рисунок 7 - Динамика расходов на социальную сферу в Республике Башкортостан за 2010-2011гг., млрд. руб.
Объем доходной части бюджета Республики Башкортостан на 2011 г. составляет – 81,5 млрд. руб., расходной – 96,9 млрд. руб., дефицит бюджета – 15,4 млрд. руб. Социальные расходы в этом году, по сравнению с предыдущим годом увеличиваются, но не значительно.
Больше всего выросли расходы на такие разделы из бюджета: «Здравоохранение»; «Социальная политика» - почти в два раза. Наоборот, дело обстоит с разделами «ЖКХ» и «Культура» там расходы сократились почти в два раза. Что касается раздела «Образование», то расходы в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом, уменьшаются (таблица 2).
Таблица 2 – Структура социальных расходов бюджета Республики Башкортостан за 2010-2011 гг., млрд. руб.
2010 |
2011 |
2011 к 2010,% | |
ЖКХ |
3,9 |
2 |
51,2 |
Здравоохранение, физкультура и спорт |
9,5 |
17,5 |
184,2 |
Образование |
28,5 |
19,9 |
69,8 |
Культура |
3,6 |
1 |
27,7 |
Социальная политика |
8,4 |
14,3 |
170,2 |
Итого |
53,9 |
54,7 |
101,5 |
Большая часть расходов из бюджета по разделу «Образование» направляются на начальное профессиональное образование – 1973,532 млн. руб., далее на среднее профессиональное образование – 1491,061 млн. руб., дошкольное образование – 349 млн. руб. и на высшее образование – 128 млн. руб.
Если смотреть по
ведомствам, то больше всего повезло
министерству здравоохранения –
Таким образом, большая часть расходов бюджета Республики Башкортостан направляется на социальную сферу. Как сказал президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов: «Мы не сможем всегда из года в год повышать социальные расходы, но, и не намерены их уменьшать, нужно просто найти оптимизацию расходования бюджетных средств». И это действительно так, нельзя уменьшать расходы на растущие социально-культурные потребности граждан, иначе это грозит снижением жизнеобеспеченности населения.
Информация о работе Роль государственного бюджета в решении социальных задач