Роль государственного бюджета в решении социальных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в выявлении роли государственного бюджета в решении социальных задач. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие и сущность государственного бюджета;
- изучить историю развития бюджетной системы в Российской Федерации;
- выявить основные источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета;
- проанализировать федеральный и региональный бюджет за 2007 – 2010 г.;
- выявить наиболее важные социальные задачи, решаемые федеральным бюджетом;
- рассмотреть структуру государственных расходов, в том числе и в социальной сфере;
- исследовать эффективность решения социальных задач федерального бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-исторические основы исследования государственного бюджета 7
1.1 Социально-экономическая сущность бюджета и его функции 7
1.2 История развития бюджетной системы в Российской Федерации 11
1.3 Формирование доходов и реализация расходов бюджета 14
2 Решение социальных задач на основе государственного бюджета в современных российских условиях 21
2.1 Роль федерального бюджета в решении социальных задач 21
2.2 Расходы бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу 30
2.3 Решение социально-экономических задач в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 34
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 284.00 Кб (Скачать документ)

Основное место в структуре расходов занимали бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% - в 2008 г., 77,8% - в 2009 г., 74,9% - в 2010 г. (таблица 1).

Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран.

 

Таблица 1 - Структура расходов федерального бюджета в сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Дошкольное образование

1,0

1,0

1,0

Общее образование

1,0

1,2

4,6

Начальное профессиональное образование

3,9

3,9

3,4

Среднее профессиональное образование

9,6

9,9

9,9

Переподготовка и повышение  квалификации

1,3

1,4

1,4

Высшее профессиональное образование

77,7

77,8

74,9

Молодежная политика и оздоровление детей

0,1

0,1

0,1

Прикладные научные исследования в области образования

0,5

0,5

0,5

Другие вопросы в области  образования

4,9

4,2

4,2

Итого по разделу

100,0

100,0

100,0


 

В 2009-2011 гг. продолжалась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», направленного на повышение доступности и качества медицинской помощи, прежде всего, в первичном звене здравоохранения, усиление профилактической направленности здравоохранения. Средства, выделяемые из федерального бюджета на его реализацию (включая межбюджетные трансферты) составляли в 2009-2011 гг. 286,2 млрд. руб.

На реализацию приоритетного  национального проекта «Здоровье» в 2010 г. было выделено 144,1 млрд. руб. В 2010 г. в реализацию мероприятий по организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП были включены 22 региона России, по территории которых проходят федеральные автомобильные дороги М–5 «Урал», М–9 «Кавказ» и М–60 «Уссури». Общий объем финансирования мероприятия в 2010 г. – 3,38 млрд. рублей. 

На развитие службы крови в 2010 г. из федерального бюджета выделено 4,5 млрд. руб.

Основными факторами  повышения социально-экономических  результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания32.

Анализ расходов на раздел «Культура, кинематография», показывает сокращение объема и доли расходов в 2010 г. (рисунок 4). Это обусловлено уменьшением ассигнований, на проведение разовых мероприятий в данной сфере, сокращением в этот период бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также расходов инвестиционного характера в связи с завершением в 2008 г. второй очереди реконструкции, реставрации и технического оснащения зданий Государственного академического Большого театра России, реконструкции зданий Московского художественного театра им. А.П. Чехова и в 2009 г. – строительства второй сцены Государственного академического Мариинского театра.

 

Рисунок 4  - Расходы  федерального бюджета по разделу: «Культура, кинематография» за 2005 – 2011гг, млрд. руб.

Расходы по разделу «социальная  политика» в 2010 г. выросли более чем на 10%. Но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников (рисунок 5).

 

Рисунок 5 – Расходы  федерального бюджета по разделу  «Социальная политика» за 2005-2011гг., млрд. руб.

 

С 1 января 2010 г. на 10% проиндексированы пособия: единовременное пособие при рождении ребенка (10 988,85 руб.); единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (10 988,85 руб.); единовременное пособие будущим мамам, вставшим на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности (412,08 руб.); ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (7458 руб.); единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (17 402 руб.)33.

С 1 января 2010 г. полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей переданы на региональный уровень. Общий объем финансирования оздоровительной кампании детей составил 34,5 млрд. руб., что на 11,2% больше, чем в 2009 г. На отдых и оздоровление детей в трудной жизненной ситуации из федерального бюджета в 2010 г. выделено 4,1 млрд. рублей - в 3 раза больше, чем в 2009 г.

С учетом всех выплат (пенсии и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение) уровень материального обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны в 2010 г. - более 23 тыс. руб. (23 279 руб. и 23 403 руб. в месяц).

Государство полностью  выполнило свои обязательства по обеспечению инвалидов войны  бесплатным автотранспортом. В 2010 г. принято  важное решение - всем инвалидам, кому автомобили были выданы в бессрочное безвозмездное пользование, предоставлено право оформить автомобили в собственность.

Ежегодно государством выделяются средства из федерального бюджета на поддержку общественных организаций инвалидов.  В 2010 г. выделено      800 млн. руб. С 2011 г. сумма будет увеличена до 950 млн. руб.

В 2010 г. в России произошло самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет, средний размер трудовой пенсии по старости составил 8182 руб. Рост пенсий был достигнут благодаря валоризации (средняя сумма увеличения у получателей трудовой пенсии по старости составила 1090 руб.) и проведенной в апреле 2010 г. индексаций пенсий (на 6,3%). С января 2010 г. не осталось пенсионеров, чье пенсионное обеспечение было бы ниже прожиточного минимума пенсионера.

К концу 2010 г. средний размер социальных пенсий составил 4 757 руб. в месяц. Их увеличения были осуществлены с 1 апреля 2010 г. на 8,8% и с 1 июля 2010 г. на 3,41%34.

В кризисных 2008-2010 гг. Россия потратила огромные средства на поддержание пенсионеров и представителей других наименее защищенных слоев населения. Это, понятно, привело к росту внешнего долга и воскрешению дефицита бюджета страны. Но и здесь ситуация не столь удручающая. Бюджетный дефицит России в процентном отношении к ВВП в 2010 г. составил 4,8. Тогда как в Еврозоне дефицит составил 6,2%, в США 8,9%, в Индии 5,5%. Китай и Бразилия закончили год также с бюджетным дефицитом, однако в этих странах он остался в пределах 2,2-2,3%.

Кризис не повод начинать экономить на тех, кто более всего  нуждается в поддержке государства35.

Таким образом, если социальная политика России будет развиваться  по направлениям, обозначенным высшими  должностными лицами РФ, тогда будет  заложена основа выполнения двух основных принципов устойчивости страны: экономической  целесообразности и социальной справедливости, – что является фундаментом для построения правового государства.

 

2.1 Расходы  бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу

 

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Определяющее направление деятельности региональных органов власти - это разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории 36.

Основные расходы региональных бюджетов на: жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, городское благоустройство, дорожное хозяйство); здравоохранение; образование. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Республика Башкортостан обладает устойчивой, централизованной и хорошо управляемой финансовой системой. Бюджетная политика в Республике Башкортостан направлена на повышение  налогового потенциала, концентрацию расходов бюджета на важнейших задачах социально-экономического развития, обеспечение населения максимально полным и качественным набором бюджетных услуг.

В Республике Башкортостан почти 75% бюджетных расходов направляются в социальную сферу (рисунок 6).

 

                                 

Рисунок 6 -  Распределение бюджетных расходов Республики Башкортостан на социальную сферу, %

 

Общие расходы бюджета  в 2010 г. – 76 745,6 млн. руб., в 2011 г. – 96 906, 8 млн. руб.

На приобретение медикаментов, продуктов питания, коммунальные услуги, на реализацию мер социальной поддержки граждан, на выплату пособий, доплат к пенсиям и другие меры социального обеспечения пошло      12 300,4 млн. рублей,  в 2010 г. – 14560, 4 млн. руб37.

Положительные итоги  исполнения республиканского бюджета-2010, накопленные централизованные резервы позволили обеспечить выполнение в полном объеме запланированных социальных обязательств бюджета республики. Без задержек выплачивались пособия, компенсации, заработная плата работникам бюджетной сферы, повышенная с 1 января 2009 г. в результате введения новых систем оплаты труда. При этом в целом расходы на социальное обеспечение граждан увеличились, по  сравнению с уровнем 2008 г., на 50,1%. Расходы на медицинское страхование неработающего населения возросли на 30,2%. Расходы на оплату труда работников бюджетной сферы в 2009 г. составили 45 253 млн. руб.. Это больше, чем в 2008 г., на  3 049,2 млн. руб.

На поддержку жилищного  строительства и обеспечение жильем отдельных категорий граждан в 2009 г. было выделено 5,7 млрд. руб. – в 1,6 раза больше, чем годом ранее. На мероприятия, связанные с подготовкой жилищно-коммунального хозяйства и объектов социально-культурного назначения к работе в осенне-зимний период 2009-2010 гг., направлено 16,1 млрд. руб. 4,1 млрд. из них пошло на капитальный ремонт многоквартирных домов38.

За последние 10 лет (2000-2010 гг.) ежегодное финансирование системы здравоохранения Башкортостана возросло в 5 раз. Только в 2010 г. на строительство объектов здравоохранения за счет средств республиканского бюджета направляется 2005 млн. руб. В 2009 и 2010 гг.  фактические расходы на охрану здоровья одного жителя республики составляло более 6 тыс. рублей39.

 

Рисунок 7 - Динамика расходов на социальную сферу в Республике Башкортостан за 2010-2011гг., млрд. руб.

Объем доходной части  бюджета Республики Башкортостан на 2011 г. составляет – 81,5 млрд. руб., расходной  – 96,9 млрд. руб., дефицит бюджета – 15,4 млрд. руб. Социальные расходы в этом году, по сравнению с предыдущим годом увеличиваются, но не значительно.

Больше всего выросли расходы на такие разделы из бюджета: «Здравоохранение»; «Социальная политика» - почти в два раза. Наоборот, дело обстоит с разделами «ЖКХ» и «Культура» там расходы сократились почти в два раза. Что касается раздела «Образование», то расходы в 2011 г.  по сравнению с предыдущим годом, уменьшаются (таблица 2).

 

Таблица 2 – Структура социальных расходов бюджета Республики Башкортостан за 2010-2011 гг., млрд. руб. 

 

2010

2011

2011 к 2010,%

ЖКХ

3,9

2

51,2

Здравоохранение, физкультура и  спорт

9,5

17,5

184,2

Образование

28,5

19,9

69,8

Культура

3,6

1

27,7

Социальная политика

8,4

14,3

170,2

Итого

53,9

54,7

101,5


 

Большая часть расходов из бюджета по разделу «Образование»  направляются на начальное профессиональное образование – 1973,532 млн. руб., далее  на среднее профессиональное образование  – 1491,061 млн. руб., дошкольное образование  – 349 млн. руб. и на высшее образование – 128 млн. руб.

 Если смотреть по  ведомствам, то больше всего повезло  министерству здравоохранения –  им добавили почти шесть миллиардов  рублей, а также Минтруда и  соцзащиты населения - они потратят  на полтора миллиарда больше, чем в 2010 г. На эти деньги будут проиндексированы детские пособия, ежемесячные выплаты по ЖКХ для льготников, на 6% поднимутся зарплаты бюджетникам40.

Таким образом, большая  часть расходов бюджета Республики Башкортостан направляется на социальную сферу. Как сказал президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов: «Мы не сможем всегда из года в год повышать социальные расходы, но, и не намерены их уменьшать, нужно просто найти оптимизацию расходования бюджетных средств». И это действительно так, нельзя уменьшать расходы на растущие социально-культурные потребности граждан, иначе это грозит снижением жизнеобеспеченности населения.

Информация о работе Роль государственного бюджета в решении социальных задач