Роль и значение анализа финансового состояния банка второго уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 06:39, реферат

Описание

Целью данной работы является оценка финансового состояния коммерческого банка.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
раскрыть сущность и значение анализа финансового состояния банка;
исследовать методы анализа финансового состояния банка;
провести анализ финансового состояния коммерческого банка;
предложить пути улучшения финансового состояния коммерческого банка.
Объектом исследования курсовой работы является коммерческий банк.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа финансового состояния банка второго уровня
1.1 Роль и значение анализа финансового состояния банка второго уровня
1.2 Задачи анализа финансового состояния коммерческого банка и подходы к его проведению
1.3 Информационное обеспечение анализа финансового состояния банка второго уровня
2. Анализ финансового состояния коммерческого банка
3. Взаимодействие страховых организаций с банками второго уровня. Перспективы развития в Казахстане и зарубежный опыт
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Умида.docx

— 115.29 Кб (Скачать документ)

Отсюда следует вывод, что предложение банковскими  и страховыми организациями населению  и предприятиям различных финансовых услуг по капитализации свободных  денежных средств означает формирование конкурентных отношений между данными  финансовыми институтами. При этом отмеченные отношения конкурентного  противоборства за свободные средства населения и предприятий дополняются участием других финансовых посредников - рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.

В то же время совсем иной характер взаимоотношений возникает  между банками и страховыми компаниями в связи с рисковой (компенсационной) функцией страхования.

Объективная потребность  в возмещении материальных потерь предприятий  и населения и страхового обеспечения  граждан удовлетворяется лишь страховщиками.

Поэтому соответствующие  денежные ресурсы предприятий и  населения, направленные на обеспечение  страховой защиты и страхового обеспечения  граждан, не являются сферой жизненных  интересов кредитных учреждений.

Более того, как и любая  сфера деятельности, банковское дело сопряжено с рисками, причем как  общими для всех предприятий рисками (природно-естественными, техногенными, противоправными действиями третьих  лиц и т.д.), так и специфичными рисками для кредитных учреждений (кредитными, депозитными, процентными, расчетными и др.).

В этом случае банки являются носителями общественной потребности  в страховании, носителями риска, а  страховые организации обеспечивают эту потребность и в случае проявления риска компенсируют понесенные потери кредитных учреждений. При  этом между банками и страховыми компаниями формируются отношения  сотрудничества.

Отношениям сотрудничества между страховыми организациями  и банками способствует и предупредительная  функция страхования, выражающаяся в финансировании страховщиками  мероприятий, минимизирующих банковские риски и возможные убытки кредитных учреждений.

особые отношения между  банками и страховыми организациями  предопределяет инвестиционная функция. Для обеспечения выполнения функции  капитализации свободных денежных средств банки и страховые  организации осуществляют инвестиционную деятельность. При этом инвестиционная деятельность страховщиков касается не только страхования жизни, которое  изначально предполагает необходимость  капитализации собранных страховых  взносов для обеспечения выполнения принятых обязательств, но и инвестирования страховых резервов по другим видам  страхования, обеспечивая также проведение убыточных видов страхования и конкурентоспособность страховой деятельности.

Страховые организации имеют  возможность разместить свои финансовые ресурсы по многим направлениям, в  частности, страховые резервы в  государственные ценные бумаги, корпоративные  ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, уставные капиталы обществ с  ограниченной ответственностью и складочный капитал товариществ на вере, жилищные сертификаты, недвижимое имущество, слитки золота и серебра.

Инвестиционная деятельность страховщиков может быть обеспечена и банковской системой, хотя инвестиционная деятельность страховых организаций  для банков имеет прикладное значение, а поэтому банки являются для  страховых компаний важнейшими финансовыми  институтами, обеспечивающими капитализацию  финансовых ресурсов страховщиков.

Отсюда следует, что несмотря на конкурентные отношения банков и страховых организаций за свободные денежные средства населения и предприятий, между ними возникает тесное сотрудничество по размещению финансовых ресурсов страховщиков.

Действующие правила размещения страховых резервов допускают возможность  инвестирования до 40% страховых резервов в стоимость банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, и векселя  банков. Кроме того, допускается  размещение до 30% резервов в корпоративные  ценные бумаги, эмитентами которых  могут быть и банки.

Однако этими же правилами  установлены существенные ограничения  по размещению страховых резервов в  один банк. Суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах, расчетном счете, а также в общих фондах банковского управления одного банка не может превышать 15%. При этом следует отметить, что размещение других финансовых ресурсов страховых организаций (уставного капитала, прибыли, резервов, сформированных из прибыли и др.) в настоящее время не регламентируется. Это также расширяет поле взаимного инвестиционного интереса банков и страховщиков.

Еще одной важнейшей предпосылкой организации взаимоотношений между  банками и страховыми организациями  является банковская функция расчетно-кассового  обслуживания юридических и физических лиц.

Расчетно-кассовое обслуживание многочисленной клиентуры страховых  компаний выгодно для банков, оно  способствует увеличению банковских ресурсов.

Остатки на банковских счетах страховых клиентов, образующиеся при  их расчетно-кассовом обслуживании, являются заемными средствами, которые банк получает более легким и дешевым  способом по сравнению с поступлением заемных средств из других источников (депозиты, межбанковские кредиты  и др.). Более того, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов-страховщиков, как и других клиентов, обеспечивают повышенную ликвидность  банковского учреждения.

Исследованные формы функциональных связей между банками и страховыми компаниями предопределяют взаимовыгодные отношения между ними, а управление финансовыми потоками обоих организаций  становится более эффективным:

инвестиционная деятельность страховых компаний является серьёзным  финансовым ресурсом для банков, особенно в части долгосрочного кредитования;

участие банков в управлении страховым капиталом обусловлено  потребностью в страховой защите банковской деятельности и привлечении  клиентской базы страховщиков;

интерес страховых организаций  в управлении банковским капиталом  обусловлен необходимостью надежного  размещения своих финансовых ресурсов, возможностью расширения клиентской базы, потребностью в надежном банковском сопровождении страховых операций и т.д.

Следовательно, экономическая  основа взаимоотношений между банками  и страховыми организациями может  служить гарантией для успешного  развития в будущем.

Формирование национального  страхового рынка и банковской системы  осуществляется в тесной взаимосвязи.

Взаиморазвитие банков и страховых организаций подтверждается как практически единовременным возникновением анализируемых финансовых институтов, так и их параллельным развитием. Заинтересованные взаимоотношения банков и страховых компаний проявляются уже на этапе их формирования, когда учредителями страховых организаций являются банки, а учредителями банковских организаций выступают страховщики.

Взаимоотношения банков и  страховых организаций необязательно  предполагают взаимные вложения в капитал. Основой взаимодействия могут быть партнёрские отношения. Общим в  деятельности банков и страховых  организаций является наличие значительной клиентуры у двух сторон:

банковские учреждения и  страховщики оказывают различные  финансовые услуги большому числу юридических  и физических лиц. Не противопоставляя банковские и страховые продукты, а дополняя их, взаимодействие страховых  и банковских учреждений способствует обмену клиентами, повышению конкурентоспособности  обоих финансовых институтов;

страховые компании на партнерской  основе имеют возможность использовать банки для продвижения своих  страховых продуктов, в то время  как банки обеспечивают соответствующее  расчетно-кассовое сопровождение;

и наоборот, страховые организации, предоставляя свои помещения банкам, позволяют последним продвигать банковские продукты и услуги по расчетно-кассовому  обслуживанию.

Эффект взаимовыгодного  сотрудничества повышается при использовании  филиальной сети исследуемых финансовых институтов.

Общим принципом организации  банковского и страхового дела является принцип территориальности, означающий необходимость организации бизнеса  на значительной территории посредством  открытия филиалов и представительств.

Совместное использование  материальной базы и кадровых ресурсов контрагентов позволяет, с одной  стороны, расширить клиентскую базу, а с другой стороны, сократить  расходы банков и страховых компаний по развитию филиальной сети, а, следовательно, повысить эффективность банковской и страховой деятельности.

В последнее время наблюдается  всё более тесное сотрудничество банков и страховых компаний. Интеграция проявляется от создания совместных финансовых продуктов и оказания общими усилиями различных видов  услуг до образования "финансовых супермаркетов" и банкостраховых групп.

Финансовые продукты, которые  обладают многими свойствами, называют мультиатрибутивными продуктами. Такие продукты появились и на стыке банковской и страховой деятельности. Это совместные пластиковые карты, которые выполняют расчетную функцию, обеспечивают страховую защиту владельцу во время поездок по Казахстану, СНГ и за рубеж, а также в случае утраты карты.

Они также несут функцию  клубной карты с предоставлением  значительных скидок при страховании  и в торговой сети. Разработана  пенсионная страховая карта, суть, которой  в том, что держатели пластиковых  карт банка становятся владельцами  и полиса пенсионного страхования. При этом они получают скидки на различные виды страхования.

Интересно использование  такого направления, как страховой  фундированный траст. Как известно, ту часть денег, которые получает клиент по депозитным вкладам, он вправе капитализировать, снять, а может, использовать для приобретения различных страховых  программ. Направление вкладчиком ежемесячной  части дохода по вкладу на приобретение страховых полисов фундирование.

Страховой депозитный вклад - новый финансовый продукт. Одновременно клиент имеет две услуги: открывает  депозит на 100 тыс. тенге и получает полис страхования от несчастных случаев на 100 тыс. тенге. В результате у человека появляется не только накопительная  часть, но и финансовая защита на случай инвалидности, потери трудоспособности, а у родных - защита на случай смерти застрахованного вкладчика.

Важной и весьма перспективной  формой взаимоотношений банков и  страховых организаций является сфера перестрахования. Зарубежная практика свидетельствует, что страховые  организации начинают использовать банковские технологии в перестраховании. Страховые контрагенты принимают  формы договоров о кредитовании при наступлении определенного  условия.

Из премий формируется  депозит, а страховое возмещение является кредитом, который выплачивается  из аккумулированных и будущих средств  на депозите. Полагается, что обозначенная банковская технология перестрахования  в перспективе выразится и  в непосредственном участии банков в перестраховочной деятельности.

Долгосрочное кредитование банкам осуществлять намного проще  при взаимодействии со страховыми компаниями, которые располагают "длинными деньгами".

Банки и страховые компании, входящие в банкостраховые группы, решают проблемы с капитализацией за счет перераспределения средств внутри группы. Банковские услуги и услуги по страхованию, предлагаемые совместно, прекрасно дополняют друг друга.

Банкостраховые группы аккумулируют огромные средства, которые инвестируются также и с помощью инвестиционных и пенсионных фондов. В целом банкостраховые группы работают согласно концепции "финансового супермаркета", то есть клиенту предлагаются все виды финансовых услуг в одном месте.

В отличие от всех традиционных финансовых институтов "супермаркеты" позволяют предложить клиентам комплексные  программы инвестиционного, страхового и банковского обслуживания.

При этом издержки при осуществлении  различных финансовых операций существенно  снижаются.

Кроме того, создаётся единый центр финансовых услуг.

Развивая концепцию финансового  супермаркета, его участники вырабатывают общую идеологию деятельности на финансовом рынке, внедряют общую корпоративную  культуру, осуществляют согласованную  маркетинговую и финансовую политику. В результате все это приводит к конкурентным преимуществам как  объединения в целом, так и  отдельно взятых компаний, входящих в  данное объединение.

Тенденции к сотрудничеству наблюдаются и на более высоком  уровне. В сферу интересов сторон, заключивших соглашение, входит совместная экспертиза по банковскому и страховому законодательству, усовершенствование системы подготовки специалистов банковского  и страхового бизнеса, обмен аналитическими материалами и др.

Активизация сотрудничества страховых компаний и банков является общемировой тенденцией. Расширяется  и углубляется взаимодействие рассматриваемых  финансовых институтов и в Казахстане. При этом обозначенные процессы в  нашей стране происходят достаточно интенсивно, в то время как за рубежом исследуемые формы взаимоотношений  страховых организаций и банков складывались десятилетиями. Однако, к  сожалению, взаимоотношения банков и страховых организаций еще  не являются достаточно распространенными, особенно в части страховых услуг  для банков.

Информация о работе Роль и значение анализа финансового состояния банка второго уровня