Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:09, курсовая работа
Цель работы: — ознакомиться с понятием инвестиций, формами, классификацией и их роли как в мировых процессах, так в частности в экономике России.
Основные задачи:
- дать определение инвестициям, показать классификацию;
Введение 5
1. Экономическая сущность инвестиций
1.1 Определение инвестиций. Их формы и классификация.
1.2 Экономическая оценка инвестиций.
2. Инвестиции как инструмент экономического роста
2.1 Инвестиции в мировых процессах
2.2 Иностранные инвестиции и их роль в экономике РФ
3. Инвестиционный климат Р.Ф.
3.1 Инвестиционная политика
3.2 Проблемы инвестиционной политики и перспективы
их улучшения (повышение привлекательности)
Заключение
Список литературы 25
Переход к устойчивому экономическому росту в первую очередь, зависит от масштабного притока иностранных инвестиций в реальный сектор экономики России.
Согласно Федерального Закона РФ[[]2 иностранными инвесторами могут быть:
- иностранное юридическое лицо;
- иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом по праву государства, где она учреждена (товарищества в Германии, консорциумы, партнерства в США и т. д.);
- иностранный гражданин (которому законодательство своего государства позволяет вести инвестиционную деятельность на территории РФ);
- лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ;
- международная организация (которая вправе на основании международного договора с РФ осуществлять инвестиционную деятельность в РФ);
- иностранные государства.
В качестве иностранных инвесторов чаще выступают иностранные юридические лица.
Иностранный инвестор может осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных российским законодательством.
Иностранные инвесторы привлекаются на российский рынок путем установления для них льгот (таможенных, налоговых) и гарантий.
После приобретения иностранным инвестором доли в российской коммерческой организации, эта организация приобретает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого момента она начинает пользоваться льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством для иностранных инвесторов (см. ниже).
Немаловажно помнить, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются льготами и гарантиями.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:
- освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса;
- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;
- содействие притоку капитала в регионы с большим трудовым потенциалом и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;
- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
- содействие развитию производственной инфраструктуры.
Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают:
- инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и международных финансовых институтов;
- инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
- инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе
- государственные, корпоративных и институциональных эмитентов;
- иностранные кредиты;
- лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;
- финансовые кредиты российским предприятиям.
Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику подразделяются на следующие категории:
1. Ориентированные на доступ к разнообразным природным ресурсам (нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т.п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно второстепенную роль.
2. Нацеленные на освоение новых рынков. В первую очередь, это отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящих потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и ставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют прочные позиции на соответствующем рынке и способны туда быстро продвинуть увеличивающиеся объемы товаров.
3. «Обычные» инвесторы, желающие хорошо, т.е. в несколько раз больше, чем у себя дома, заработать.
Привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику в качестве источника финансирования сталкивается с рядом проблем, обусловленных низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране.
Кроме этого учитывается близость России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы оказываются решающими для иностранных инвесторов, и страны. Ниже приведена таблица 2, где показан объем иностранных инвестиций в период с 2008-2010гг.
Таблица 2. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам1)
| 2008 | 2009 | 2010 | |||
тыс. долларов США | в процентах к итогу | тыс. долларов США | в процентах к итогу | тыс. долларов США | в процентах к итогу | |
Всего инвестиций | 486844 | 100 | 545639 | 100 | 649236 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
прямые инвестиции | 280784 | 57,7 | 119202 | 21,8 | 137932 | 21,2 |
портфельные инвестиции | 6 | 0,0 | 9236 | 1,7 | 3 | 0,0 |
прочие инвестиции | 206054 | 42,3 | 417201 | 76,5 | 511301 | 78,8 |
1) Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.
В первом полугодии 2011 года рост прямых иностранных инвестиции в РФ увеличился на 30% [[]1
Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в первом полугодии 2011 года, составил $87,698 млрд, что в 2,9 раза больше, чем в январе-июне 2010 года.
Прямые иностранные инвестиции в первом полугодии 2011года выросли на 29,8% – до $7,039 млрд (в первом полугодии прошлого года снижение составило 11,0%). Из них взносы в капитал достигли $3,022 млрд (рост на 9,7%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий – $3,264 млрд (рост на 62,2%), лизинг – $56 млн (снижение на 1,4%), прочие прямые инвестиции – $697 млн (рост на 16,1%).
Портфельные иностранные инвестиции в отчетный период упали на 66,5% – до $241 млн (в первом полугодии-2010 – снизились на 18,9%), в том числе инвестиции в акции и паи – $149 млн (снижение на 48,1%), инвестиции в долговые ценные бумаги – $92 млн (падение на 77,5%).
Прочие иностранные инвестиции в январе-июне выросли в 3,3 раза – до $80,418 млрд (в первом полугодии-2010 – снизились на 3,8%). В том числе торговые кредиты составили $11,996 млрд (рост на 77,0%), прочие кредиты – $66,496 млрд (рост в 4,2 раза), из них на срок до 180 дней – $46,514 млрд (рост в 22 раза), на срок свыше 180 дней – $19,982 млрд (рост на 47,3%).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в первом полугодии 2011 года $81,7 млрд, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В целом накопленный иностранный капитал в экономике России составил $315 млрд, что на 19,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. розничную торговлю – $6,788 млрд ($6,505 млрд), сферу транспорта и связи – $4,751 млрд ($2,366 млрд).
В свою очередь Правительство России создает фонд для совместных инвестиций с ведущими мировыми компаниями частных инвестиций. Инициатива создания фонда принадлежит президенту РФ Дмитрию Медведеву[[]3. До сих пор большинство фондов частных инвестиций относились к России с крайней осторожностью, отмечает FT (Financial Times).
Тема создания фонда прямых инвестиций, в рамках которого государство (возможно, через Внешэкономбанк) будет делить риски с иностранными инвесторами, обсуждается уже около года.
В январе 2011 года Медведев, выступая на форуме в Давосе, заявил, что «…в ближайшее время будет создан специальный суверенный фонд, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации нашей экономики». Планируемый размер капитала фонда президент не озвучил.
Проект создания инфраструктурного фонда предполагает, что на один рубль госвложений будет привлекаться три рубля частных инвестиций. Фонд будет финансировать инфраструктурные проекты, приобретая доли акций компаний электроэнергетики, транспорта и ЖКХ, и сможет участвовать в корпоративном управлении ими.[[]4
3. Инвестиционный климат Р.Ф.
3.1 Инвестиционная политика
Международный опыт показывает, что макроэкономические задачи государственного регулирования могут содержать значительные внутренние противоречия. Так, стабилизация цен в рамках антиинфляционных программ вызывает, как правило, уменьшение темпов экономического роста и спад инвестиционной активности, а решение проблемы инвестиций генерирует инфляционные процессы.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Экономическое регулирование должно носить многоцелевой характер, что предполагает сочетание в рамках комплекса осуществляемых государством разноплановых мер, направленных на достижение взаимно противоречащих друг другу целей, динамическую сбалансированность мероприятий, прогнозирование результатов и своевременное корректирующее воздействие, с целью нейтрализации негативных последствий
Государственная поддержка инвестиционной сферы, в условиях перехода к рыночной экономике, предполагает возрастание не столько объемов централизованных источников, сколько значения государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности должно строиться на принципах определения приоритетных направлений, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, четкого определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета, контроля за использованием средств текущего и инвестиционного бюджета при усилении роли казначейского метода исполнения бюджета.
3.2 Проблемы инвестиционной политики и перспективы их улучшения (повышение привлекательности)
Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако, он также и один из самых непредсказуемых. При этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе можно рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону.
Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиции.
Вместе с тем в РФ есть ряд проблем, касающихся условий предпринимательства, решить которые можно только в процессе длительных структурных реформ. Среди них - отсутствие независимых судов, высокий уровень коррупции и низкий уровень корпоративной культуры. По данным исследований, считается что:
- 71% иностранных компаний считают главным препятствием для инвестиций коррупцию,
- 66 % - административные барьеры,
- 56% - избирательное толкование и применение законов,
- 51% - непрозрачность и противоречивость законодательства,
- 29% - конфликт между государством и бизнесом.
Таким образом, одно из главных направлений в реализации государственной стратегии по привлечению инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России является, по мнению аналитиков, еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.
Децентрализация государственного управления экономикой страны привела к повышению значимости регионального уровня регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности. Органы местного самоуправления должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона.
В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации регионов, ориентированы на самостоятельное развитие регионов. Для этого необходимо не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение "рассеянных" инвестиций, а формирование "региональных полюсов роста", которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в каждом регионе.