Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание

Роль местных бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов состоит в следующем:

- сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией;

- формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходах средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения;

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Местные бюджеты. 4
1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета. 4
1.2. Основы правового регулирования бюджетного процесса. 9
Глава 2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона. 14
2.1. Доходы местных бюджетов, их состав и структура. 14
2.2. Структура расходов местных бюджетов. 20
Заключение. 25
Список литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансам.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

          Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как  единство, полнота, реальность, гласность  и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

           Единство бюджетной системы обеспечивается:

             - единой правовой базой;

             - использованием единых бюджетных  классификаций;

             - единством формы бюджетной документации;

             - общими принципами бюджетного  процесса;

             - единством денежной системы;

             - взаимодействием бюджетов всех уровней;

             - единством социально-экономической,  в том числе налоговой политики.

          Принцип полноты  бюджетного устройства означает, что  в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и  поступления.

          Реальность бюджетной  системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.

           Самостоятельность бюджетов заключается  в том, что:

            - их утверждают соответствующие  представительные органы власти;

            - исполнение бюджетов   осуществляется    соответствующими исполнительными органами власти;

            - каждый бюджет имеет собственные  источники доходов, расходуемые  в соответствии с целями конкретного  региона.

          Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно. 

    В современной литературе можно выделить три основных подхода к определению  бюджетного процесса. Они основаны на его трактовке в различных  федеральных, региональных и местных  законах. Во-первых, бюджетный процесс  понимается как регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, утверждению и исполнению бюджетов (см. Закон РСФСР от 10.10.91 №1734-1 «Об основах бюджетного устройства…», «О межбюджетных отношениях...» и т. д.). Во-вторых, в Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджетный процесс определяется как регламентируемая нормами права деятельность органов власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. В третьих, определения бюджетного процесса даются в региональных законах и на местных уровнях.

    Сравнение содержания вышеприведенных определений  бюджетного процесса свидетельствует о том, что его внутренняя структура законодателями и исследователями понимается по-разному. Прежде всего, это касается различных комбинаций участников бюджетного процесса. Если в первом определении речь идет только о деятельности органов власти, во втором – органов государственной власти, местного самоуправления и широкого круга других участников бюджетного процесса, то в третьем – о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Расхождения в определении перечня участников бюджетного процесса представляется как содержательный дискуссионный момент, так как речь идет не о простом перечислении, а о степени реализации участниками своих бюджетных полномочий и выполнение ими своих функций. Вышеуказанное расхождение также позволяет говорить о различных классификациях определений бюджетного процесса. Определения первого варианта следует признать определением в узком смысле слова; определения второго варианта относятся к разряду расширенных; определения третьего варианта относятся к разряду промежуточных, включающих в себя тенденции, как ограничения, так и расширения в понимании бюджетного процесса.

    Анализ  определений бюджетного процесса позволяет  сформировать ряд общих моментов. Во-первых, это относится к констатации  факта, что бюджетный процесс, как совокупность экономических отношений и процедур полностью регламентируется нормами права. Не допускается саморегуляция бюджетного процесса, использование других норм институционального поведения, а также заключения индивидуальных соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Во-вторых, в определениях бюджетного процесса указывается одинаковый перечень его стадий: составление, рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение. Такая структура бюджетного процесса позволяет говорить о его воспроизводственной замкнутости и непрерывности. Подобно циклу воспроизводства, состоящего из производства, распределения, обмена и потребления бюджетный процесс также должен обладать всеми признаками целостности и пропорциональности. Степень соответствия этим требованиям показывает анализ институциональной структуры бюджетного процесса.

    В содержании бюджетного законодательства на федеральном, региональном и местном  уровнях можно выделить следующие  основные составляющие бюджетного процесса: стадии бюджетного процесса; участники бюджетного процесса; инфраструктурное обеспечение бюджетного процесса; межбюджетные отношения. Под стадиями бюджетного процесса понимается последовательность и взаимосвязь прохождения бюджета. К ним относятся: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов.

    Различия  в подходах к проблеме определения  стадийности бюджетного процесса заключается  в следующем. Во-первых, если в Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» говорится о «составлении бюджета», то в Бюджетном кодексе РФ – о «составлении проектов бюджетов». Во-вторых, наблюдается различные комбинации фаз бюджетного процесса по отдельным статьям законов. Как правило, наиболее детализированы стадии в тексте Бюджетный кодекс РФ, наименее – в региональных законах об основах бюджетного устройства субъектов Федерации.  

    Представительные  органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положения о бюджетном  процессе в муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

    Составление проектов местных бюджетов, утверждения  и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией.

    Представительный  орган местного самоуправления принимает  решения о целях, формах и суммах долгосрочных заимствований в порядке, установленном уставом муниципального образования.

    Если  местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.

    Полномочия  органов государственной власти и местного самоуправления определены Конституцией, Бюджетным кодексом, законами «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» и «О финансовых основах местного самоуправления в РФ». Перечисленные законодательные акты предусматривают процедуру передачи финансовых ресурсов органам местного самоуправления для выполнения государственных полномочий как на стадии формирования бюджетов, так и в ходе исполнения их.

 

Глава 2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии региона.

2.1. Доходы местных  бюджетов, их состав и структура.

 

    Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на социальное развитие и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших и материальных и финансовых ресурсов.

    В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

    Доходная  часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. 

      В доходы местных бюджетов  зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления из федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

  • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
  • не мене 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с Государственной программой приватизации;
  • доходы от сдачи в аренду муниципальной имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
  • платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
  • штрафы, подлежащие отчислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
  • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
 

    К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на спирт, водку и лекеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
  • часть акцизов на остальные подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по Российской Федерации.
 

    Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта  Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов насчитываются по  фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года). 

    Доходную  часть местных бюджетов характеризуют данные табл. 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Доходы  местных бюджетов Российской Федерации за 2008 г. 

Наименование  показателя Млрд. руб. % к общей

сумме

I. налоговые доходы

в том  числе:

  1. налог на прибыль
  2. подоходный налог с физических лиц
  3. налог на добавленную стоимость
  4. акцизы
  5. налог на имущество предприятий
  6. налог на имущество физических лиц
  7. платежи за использование природных ресурсов
 

II. Неналоговые доходы

в том  числе:

  1. доходы от государственной собственности или от деятельности
  2. доходы от продажи принадлежащего государству имущества
 

III. Безвозмездные перечисления

в том  числе:

  1. от других уровней власти, из них:

дотации

субвенции

средства, перечисляемые по взаимным расчетам

трансферты

  1. от целевых бюджетных фондов
  2. итого доходов
164974 

26579

49586

21334

3137

24012

442

11969 
 

6122 

2132 

803 
 

85665 

78230

35896

12922

28869

543

383

256761

64,3 

10,3

19,3

8,3

1,2

0,2

9,3

4,6 
 

2,3 

0,8 

0,3 
 

33,3 

30,5

14,0

5,0

11,2

0,2

0,1

100

Информация о работе Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона