Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание

Роль местных бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов состоит в следующем:

- сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией;

- формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходах средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения;

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Местные бюджеты. 4
1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета. 4
1.2. Основы правового регулирования бюджетного процесса. 9
Глава 2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона. 14
2.1. Доходы местных бюджетов, их состав и структура. 14
2.2. Структура расходов местных бюджетов. 20
Заключение. 25
Список литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансам.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

    Табл. 1 

    Из  приведенной таблицы 1 видно, что  по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов (акцизы, налог на прибыль (доход) предприятий, подоходный налог с физических лиц). Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. 

    По  налогу на добавленную стоимость план поступления в краевой бюджет на 2009 год определен в сумме 92580 тыс. рублей. Фактическое поступление составило 103269 тыс. рублей, или 111.6 % к плану.

    Основной  причиной перевыполнения этого вида налога является рост производства и  уменьшение недоимки.

    За 2009 год план поступления налога на прибыль в краевой бюджет выполнен на 141.5 % (план 138800 тыс. рублей, исполнение составило 196420 тыс. рублей).

    В 2009 году план поступления налога на имущество в местный бюджет выполнен на 102.2% (план 110664 тыс. рублей, исполнение 113051 тыс. рублей).

    При установленном на 2009 год плане подоходного налога в сумме 313300 тыс. рублей фактически в краевой бюджет поступило 278206 тыс. рублей, что составляет 88.8 % к плану.

    Основной  причиной невыполнения прогнозных показателей  по подоходному налогу является задержка выплат заработной платы из-за неплатежеспособности большинства предприятий края и допущенная недоимка по начисленным платежам подоходного налога. Общая сумма невыплаченной заработной платы по состоянию на 1.01.09 года  составила в целом по городу 291 млн. рублей, в связи с чем недополучено подоходного налога на сумму 35 млн. рублей.

    Из  года в год происходит уменьшение отчислений в бюджет города основных его доходов, в том числе налога на добавленную стоимость (сейчас налог полностью федеральный), налога на прибыль, подоходного налога, акцизов, налога на имущество и платы за землю. Так, в 2008 г. суммарные отчисления в бюджет города по этим налогам от собираемых контингентов составили 22,3%, в 2009 – 20,2%, а в 2010 г. только 19%. Потери бюджета города 2010 г. в сопоставимых условиях с бюджетом 2008 г. по перечисленным выше налогам составили 155,6 млн. рублей.

    Подводя  итоги исполнения доходов местного бюджета за 2008 – 2010 годы следует обратить внимание на совершенствование механизма решения следующих проблем:

    1.  Необходимо отработать механизм  работы с недоимщиками, путем  наложения ареста на их имущество и реализацию этого имущества в счет неуплаченных налогов и сборов в краевой бюджет.

    2. Компетентным органам (налоговая  инспекция, налоговая полиция,  федеральное казначейство)  необходимо  осуществлять не разовый, в  систематический контроль  за сдачей предприятиями  наличных денежных средств  на расчетный счет  в банк, за расчетами с бюджетом (хотя бы наиболее крупных предприятий и налогоплательщиков). 

    3. Необходима координация работы  коммерческих банков  в том  плане, чтобы расчеты с бюджетом  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды проводились своевременно и в полном объеме.

           4. Необходимо пересмотреть льготы по платежам в бюджет,  ужесточить  критерии предоставления отсрочек по платежам в бюджет.

 

2.2. Структура расходов  местных бюджетов.

 

    Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ее;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
  • держание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • обслуживание и погашение муниципального долга;
  • целевое дотирование населения;
  • содержание муниципальных архивов;
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
 

    Направление использования средств местных  бюджетов характеризуют данные табл. 3 

    Расходы местных бюджетов в 2008 г.  

Наименование  показателя Млрд. руб % к итогу
  1. государственное управление
  2. правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
  3. промышленность, энергетика и строительство
  4. сельское хозяйство и рыболовство
  5. транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  6. жилищно-коммунальное хозяйство
  7. образование
  8. культура и искусство
  9. здравоохранение и физическая культура
  10. социальная политика
  11. прочие расходы
  12. расходы целевых бюджетных фондов
итого расходов
12287 

4100

3866

5832 

9355

78632

75245

6216

41728

31209

11814

340

280624

4,4 

1,4

1,5

2,1 

3,3

28,0

26,8

2,2

14,9

11,1

4,2

0,1

    Табл.3 
 

    Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть расходов. Следует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67% (на дошкольное воспитание – 83%, начальное и общее среднее образование – 87%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%.

    Роль  местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыболовства – 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи – 40%.

    Структура расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находится в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

    Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

    Местным органам подведомственна подавляющая  часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – от 60 до 80%.

    В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами  растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

    Подводя итоги по расходной части местного бюджета за 2008 – 2010 годы, можно сказать, что необходимо проводить политику стимулирования  высокоактивных инвестиций при одновременном решении социальных задач, которые обеспечат  гарантии социальных и экономических прав граждан.

          Объем финансирования расходов  местного бюджета за 2008 - 2010 годы был жестко ограничен рамками  привлеченных доходов. В дальнейшем объем финансирования  также будет  зависеть  от того, насколько эффективно будет реализовываться политика по повышению собираемости налогов.

          Низкий процент  исполнения плана свидетельствует  о значительной потребности  в  объемах финансирования над реальными  возможностями бюджета.

          Для  сбалансированности бюджета и достижения реальности его показателей необходимо:

          1. Пересмотреть получателей трансфертов, дотаций, субсидий. Это  особенно касается сельского хозяйства. Необходимо совершенствование и его структуры, так как Агропромышленный комитет продолжает практику выделения бюджетных средств бесперспективным, убыточным хозяйствам. Произвести производственную переориентацию сельскохозяйственных предприятий. Оказывать поддержку Агропромышленного комплекса  за счет  средств фонда поддержки сельского хозяйства, направленную на сохранение плодородия  почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства, развитие рыночной структуры.

          2. Полностью отказаться  или сократить  поддержку   отраслей, осуществляющих производство  неэффективной, неконкурентноспособной продукции, стимулируя отечественных производителей, выпускающих  быстроокупаемую продукцию соответствующую мировым  стандартам.

          Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размерам в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами, позволят стабилизировать финансовое положение нашей страны.

 

Заключение.

 

    Бюджет  входит в финансово-кредитную систему  Российской Федерации, он представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, представляет собой бюджетную систему России;

          Правовые нормы, разграничивающие сферу различных бюджетов, определяющие полномочия отдельных органов государственной власти в деле издания бюджетного закона, регулирующие порядок подготовки и исполнения этого закона, составляют в своей совокупности бюджетное право Российской Федерации;

Информация о работе Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона