Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание

Роль местных бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов состоит в следующем:

- сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией;

- формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходах средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения;

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Местные бюджеты. 4
1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета. 4
1.2. Основы правового регулирования бюджетного процесса. 9
Глава 2. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона. 14
2.1. Доходы местных бюджетов, их состав и структура. 14
2.2. Структура расходов местных бюджетов. 20
Заключение. 25
Список литературы. 27

Работа состоит из  1 файл

Реферат по финансам.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение.

 

      Новый этап формирования рыночной экономики России определен Конституцией РФ, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – федеральный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.

    Практика  формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.

    Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные  бюджеты осуществляют важную роль в  процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

    За  понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в России предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.

Роль местных  бюджетов в экономическом и социальном развитии регионов состоит в следующем:

    - сосредоточение финансовых ресурсов в местных бюджетах позволяет органам местного самоуправления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией;

    - формирование местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходах средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, жилищного фонда и коммуникаций местного значения;

    - с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализовываются региональные программы экономического и социального развития регионов;

    - имея в распоряжении бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы затрат на предоставление государственных и местных услуг в учреждениях непроизводственной сферы;

    - концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, местные органы власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных областей промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и т.п.

Местные бюджеты через финансовые ресурсы  осуществляют влияние на оптимальные пропорции финансирования текущих и капитальных затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, которые позволяет создавать новые рабочие места и вносить определенный вклад у решения проблем снижения безработицы в регионе.

 

Глава 1. Местные бюджеты.

1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета.

 

    Местное самоуправление – обязательный компонент  демократического строя. Оно осуществляется самим населением  через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

    Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.

    Бюджет - центральное звено финансово-кредитной  системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта.

    Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами  населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

      Понятие  "бюджет" употребляется  как экономическая и правовая  категории. 

    Как правовая категория бюджет - закрепленная законом форма образования и  расходования денежных средств для  обеспечения функций органов государственной власти (статья 1 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР").

         Местный бюджет можно рассматривать  как самостоятельную экономическую  категорию. Он имеет свои особенности:

  • местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода  в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
  • с помощью местного бюджета  происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
  • пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.
 

    Сущность  местного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную и контрольную  функции.

          Распределительная функция заключается в том, что  благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории.  Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).

    Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным  бюджетом вступают все участники  общественного производства, как  юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).

          Контрольная функция  заключается в том, что через  формирование и использование  фонда  денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические  процессы, характеризующие экономику  муниципального образования. Благодаря  этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования.  Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.

    Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный  бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты  хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.

    Органы  местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.

    С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.

    Формирование  большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.

      Каждое муниципальное образование  имеет собственное право на  получение в процессе осуществления   бюджетного  регулирования  средств  из  федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии  с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации.

      Формирование   и    исполнение    местного    бюджета    осуществляются

органами  местного самоуправления самостоятельно в  соответствии  с  уставом муниципального образования.

      Органы государственной власти  гарантируют:

      1)   право   представительных   органов     местного    самоуправления

самостоятельно  определять   направления   использования   средств   местных бюджетов;

      2)   право   представительных    органов    местного    самоуправления

самостоятельно  распоряжаться свободными остатками  средств местных  бюджетов, образовавшимися  в  конце   финансового   года   в   результате   увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;

      3) компенсацию увеличения  расходов  или  уменьшения  доходов   местных бюджетов,  возникших   вследствие  принятия  федеральных   законов  и  законов субъектов   Российской   Федерации,   а   также   иных    решений    органов государственной власти.

      Формирование местного бюджета  осуществляется путем  применения  единой методологии, государственных  минимальных социальных стандартов,  социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти.

      Органы  государственной  власти  субъектов  Российской   Федерации   в

процессе  осуществления   бюджетного   регулирования   и   органы   местного самоуправления в  процессе  формирования  местных  бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

      В качестве составной части  местных бюджетов могут  быть  предусмотрены сметы  доходов   и  расходов  отдельных  населенных  пунктов,  не  являющихся муниципальными образованиями. Порядок разработки, утверждения  и  исполнения этих смет определяется органами  местного  самоуправления  самостоятельно  в соответствии с уставом муниципального образования.

     Глава муниципального образования и иные  лица  местного

самоуправления  несут  ответственность  за  исполнение  местных  бюджетов  в соответствии  с  федеральными  законами,   законами   субъектов   Российской Федерации, уставами муниципальных  образований.

     

 

1.2. Основы  правового регулирования  бюджетного процесса.

 

    Построение  бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная  система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

          Под бюджетным устройством  понимается организация бюджетной  системы, принципы ее построения, взаимосвязь  между отдельными бюджетами и  порядок распределения доходов  и расходов между ними. Как правило, рассматриваются две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

    • федеральный бюджет,
    • бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, городские бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга;
    • местные бюджеты административно-территориальных образований.

Информация о работе Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии региона