Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:44, реферат
Термин «федерализм» происходит от латинского foedus - «союз». Как политический принцип федерализм фактически вырос из т. н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства. [4] Основой федеральной теологии была идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимой основой прочности любых гражданских институтов.
Введение………………………………………………………………………………..……….3
1. История российского федерализма………………………………………………..………..4
Исторические корни…………………………………………………………………….4
Советская модель федерализма…………………………………...……………………4
Перестройка, становление и развитие федерализма в 90-е годы…………………….5
1.4 Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время………………9
2.Бюджетный федерализм……………………………………………………………………...10
Недостатки бюджетного федерализма…………………………………………………11
3. Актуальные проблемы российского федерализма………………………………………...11
Опасности федерализма…………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….……..14
Список использованных источников……………………
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Севастопольский национальный технический университет
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Финансов и кредита
РЕФЕРАТ
на тему: Российский федерализм
по дисциплине «Местные финансы»
Выполнила: ст. гр. ФК-51д
Трохинина Е.И
«___» ____________ 2012 г.
Проверила: асс.
Куропятник Р.С.
«___» ____________ 2012 г.
Севастополь
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История российского федерализма……………………………………………….
1.4 Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время………………9
2.Бюджетный федерализм……………………
3. Актуальные проблемы российского
федерализма………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………………….
Приложение А - 5 принципов Манифеста целостности федеративной России……………17
Введение
Тема данного реферата является очень интересной, так как за полтора десятилетия существования новой России федерализм как понятие и как явление прочно вошел в повседневную жизнь российского общества. Он проходит первые этапы своего становления и развития. Этапы сложные и противоречивые, заслуживающие самого пристального изучения и со стороны политологов, и со стороны политиков, поскольку их деятельность в значительной степени зависит от того, как российский федерализм видоизменяется в силу действия общественных законов, присущих этому явлению.
Для начала необходимо разъяснить, что есть федерализм:
Термин «федерализм» происходит от латинского foedus - «союз». Как политический принцип федерализм фактически вырос из т. н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства. [4] Основой федеральной теологии была идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимой основой прочности любых гражданских институтов.
Как политический принцип федерализм фиксирует отношения между центральными и региональными (или групповыми) органами власти и управления, построенные на основе разделения властей и наличия права на самоуправление для различных групп и/или территорий в рамках объединенной политической системы. Как пишет Рональд Уоттс, «сущностью федерализма как нормативного принципа является взаимопроникновение единства и децентрализации в одно и то же время»
С 1993 года - года принятия Конституции Российской Федерации - наша страна является федерацией, однако адекватность такого способа решения территориальной проблемы до сих пор и по различным основаниям вызывает сомнения не только у представителей политического класса, но и у исследователей. В настоящее время в мире насчитывается более 20 федераций, которые в совокупности насчитывают около 500 субъектов и других территориальных единиц (регионов) с населением около 2 млрд человек.[2]
В России размер страны и ее география тесно связаны со структурой политической власти, с характером институтов, регулирующих отношения между центром и территориями (регионами). Поэтому рассмотрение этих институтов крайне важно. Согласно федеральной Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, так что отношения между центром и регионами носят федеративный характер.
Принято считать, что на протяжении всей своей истории Россия имела жестко централизованную унитарную форму государственного устройства. Это преувеличение. Так, происхождение Киевской Руси было конфедеративным — это был весьма рыхлый союз племен, державшийся во многом на единстве крови их князей. Начиная с Московского царства Россия отличалась жесткой централизацией государственной власти, российская государственность стала символом предельного унитаризма.
Однако окраины державы обладали реальной автономией.[7]
Многотомные законы Российской империи начинались с положения: «Государство Российское едино и нераздельно», однако автономия для территорий существовала. В Российской империи наиболее высокий уровень автономии был предоставлен Великому
княжеству Финляндскому и Царству Польскому. Революции 1905–1907 и 1917 годов предельно обнажили все противоречия в стране, в том числе и противоречия между интересами центра и территорий. Основные политические партии России не предлагали фундированной концепции построения федеративного порядка, не желали превращать империю в федерацию, их предложения сводились к автономии для окраин, в наибольшем объеме — для Финляндии, Украины, Польши.[1]
Для основателей Советского государства федерализм (советского же образца) был нежеланным, но неизбежным решением, способом умиротворения «национальных окраин» с целью создания государства «диктатуры пролетариата». С самого начала советский федерализм был способом решения национального вопроса, что оказалось несостоятельно на практике и заложило одну из коренных проблем российского федерализма.
Уже 2(15) ноября 1917 года Совет народных комиссаров в Петрограде принял Декларацию прав народов России. Этот документ провозгласил принципы равенства и суверенности народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельно го государства. Согласно декларации, Советская российская республика
учреждалась «на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Так Россия юридически стала федерацией.[9]
После завершения Гражданской войны начинается формирование Союза ССР. В 1920–1921 годах были подписаны союзные договоры между РСФСР и остальными советскими республиками — Украиной, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном, Арменией. Несмотря на формальное признание суверенности сторон, на практике шло складывание не федеративного, но унитарного, централизованного государственного порядка.
Советское государство являлось федерацией по некоторым формальным признакам (наличие государственных институтов в регионах, двухпалатный парламент), однако реально оно характеризовалось предельно высоким уровнем централизации властных полномочий и жестко иерархической структурой управления.[11]
Большинство экспертов сходится на том, что реальный российский федерализм отсчитывает свое рождение с момента принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вскоре после принятия Декларации о суверенитете, выступая в Татарстане, Президент России Б. Н. Ельцин произнес фразу, получившую самую широкую известность: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Автономии начинают принимать собственные декларации о суверенитете. Все автономные области, кроме Еврейской АО, декларировали свой статус республик в составе РФ. Многие декларации республик нарушали принцип верховенства федерального закона. Фактически многие республики оформляли не федеративный, но конфедеративный тип отношений с Российской Федерацией. Таким образом, в самом начале 90-х годов лозунги федерализма служили прикрытием и оправданием стихийной децентрализации, то есть массового присвоения регионами функций и полномочий федерального центра.[8] Выбор федеративной формы государственного устройства в России был обусловлен тремя основными причинами:
• необходимостью предотвратить территориальную дезинтеграцию страны по образцу Со-
юза ССР;
• необходимостью реформировать национальные отношения;
• необходимостью ввести в рамки расширяющийся процесс стихийной экономической де-
централизации.[5]
31 марта 1992 года между федеральным центром и регионами был заключен Федеративный договор, включенный в Конституцию РФ и представляющий собой по сути первый документ, описывающий федеративный порядок России. Фактически договор представлял собой три группы договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, поскольку федеральные органы исполнительной власти подписывали договоры с органами исполнительной власти:
1) «суверенных республик в составе РФ»;
2) краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3) автономной области и автономных округов. Договоры были подписаны главами 87 субъектов РФ, не подписали этот документ главы Республики Татарстан и Чеченской Республики.
Объективным препятствием для развития федеративных отношений в России стала
развернувшаяся осенью 1992 — летом 1993 годов острая борьба за верховную власть между Президентом РФ и Верховным Советом РФ; фактически федеральный центр в стране в это отсутствовал. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята новая Конституция России, которая заложила основы федеративных отношений, хотя и не разрешила ряда уже существующих проблем.
Конституция определила основы российского федерализма. Так, согласно ст.1, п.1, Российская Федерация — это федеративное государство. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию (ст. 4), федеральная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. [8] Конституция страны не предусматривает права сецессии — выхода субъектов из состава федерации (данное положение соответствует мировой практике). Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 1 автономной области, 10 автономных округов, 2 городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).
Интересы регионов в федеральном центре представлены в верхней палате российского парламента, Федерального собрания, — Совете Федерации, который на переходный период (с 1993-го по 1995 год) избирался по региональным округам посредством прямых выборов.[3]
Конституция РФ в ст. 102 определила следующие предметы ведения Совета Федерации:
• утверждение изменений границ между субъектами РФ;
• утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного либо военного положения;
• решение вопроса о
возможности использования
территории РФ;
• назначение выборов Президента РФ;
• отрешение Президента РФ от должности по представлению Государственной думы;
• назначение и освобождение от должности генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной палаты и ? состава ее аудиторов;
• назначение судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда РФ.
Федеральная Конституция разграничивает полномочия и предметы ведения между федерацией и ее субъектами.
Новая Конституция заложила основы федеративного порядка в стране, однако оставила некоторые важные проблемы неразрешенными. Наиболее существенная из них касается вопроса о равенстве субъектов федерации.
Еще одной существенной проблемой, не нашедшей разрешения в Конституции, являет-
ся так называемый парадокс матрешки, который состоит в том, что девять субъектов федерации (автономных округов) входят в состав семи других субъектов (краев и областей).
Следующим этапом развития федеративных отношений стали двусторонние (или, как их еще называют, внутрифедеральные) договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта федерации.
Изначально заключение подобных договоров было задумано в качестве вынужденной меры, исключения из общего правила.