Российский федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:44, реферат

Описание

Термин «федерализм» происходит от латинского foedus - «союз». Как политический принцип федерализм фактически вырос из т. н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства. [4] Основой федеральной теологии была идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимой основой прочности любых гражданских институтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..……….3
1. История российского федерализма………………………………………………..………..4
Исторические корни…………………………………………………………………….4
Советская модель федерализма…………………………………...……………………4
Перестройка, становление и развитие федерализма в 90-е годы…………………….5
1.4 Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время………………9
2.Бюджетный федерализм……………………………………………………………………...10
Недостатки бюджетного федерализма…………………………………………………11
3. Актуальные проблемы российского федерализма………………………………………...11
Опасности федерализма…………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….……..14
Список использованных источников……………………

Работа состоит из  1 файл

реф МФ.docx

— 54.12 Кб (Скачать документ)

 

Министерство образования  и науки, молодежи и спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и  менеджмента

Кафедра Финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: Российский федерализм

по дисциплине «Местные финансы»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. ФК-51д

Трохинина Е.И

«___» ____________ 2012 г.

Проверила: асс.

Куропятник Р.С.

«___» ____________ 2012 г.

 

 

 

 

 

Севастополь

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..……….3

1. История российского федерализма………………………………………………..………..4

    1. Исторические корни…………………………………………………………………….4
    2. Советская модель федерализма…………………………………...……………………4
    3. Перестройка, становление и развитие федерализма в 90-е годы…………………….5

1.4 Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время………………9

2.Бюджетный федерализм……………………………………………………………………...10

    1. Недостатки бюджетного федерализма…………………………………………………11

3. Актуальные проблемы российского федерализма………………………………………...11

  1. Опасности федерализма…………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………….……..14

Список использованных источников…………………………………………………..……..16

Приложение А - 5 принципов Манифеста целостности федеративной России……………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данного реферата является очень интересной, так как  за полтора десятилетия существования новой России федерализм как понятие и как явление прочно вошел в повседневную жизнь российского общества.         Он проходит первые этапы своего становления и развития. Этапы сложные и противоречивые, заслуживающие самого пристального изучения и со стороны политологов, и со стороны политиков, поскольку их деятельность в значительной степени зависит от того, как российский федерализм видоизменяется в силу действия общественных законов, присущих этому явлению.

Для начала необходимо разъяснить, что есть федерализм:

Термин «федерализм» происходит от латинского foedus - «союз». Как политический принцип федерализм фактически вырос из т. н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства.  [4]          Основой федеральной теологии была идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимой основой прочности любых гражданских институтов.

Как политический принцип  федерализм фиксирует отношения между центральными и региональными (или групповыми) органами власти и управления, построенные на основе разделения властей и наличия права на самоуправление для различных групп и/или территорий в рамках объединенной политической системы. Как пишет Рональд Уоттс, «сущностью федерализма как нормативного принципа является взаимопроникновение единства и децентрализации в одно и то же время»

С 1993 года - года принятия Конституции Российской Федерации - наша страна является федерацией, однако адекватность такого способа решения территориальной проблемы до сих пор и по различным основаниям вызывает сомнения не только у представителей политического класса, но и у исследователей.      В настоящее время в мире насчитывается более 20 федераций, которые в совокупности насчитывают около 500 субъектов и других территориальных единиц (регионов) с населением около 2 млрд человек.[2]

    1. История российского федерализма

 

      1. Исторические корни

В России размер страны и  ее география тесно связаны со структурой политической власти, с характером институтов, регулирующих отношения между центром и территориями (регионами). Поэтому рассмотрение этих институтов крайне важно. Согласно федеральной Конституции, Российская Федерация является федеративным государством, так что отношения между центром и регионами носят федеративный характер.

Принято считать, что на протяжении всей своей истории Россия имела жестко централизованную унитарную форму государственного устройства. Это преувеличение. Так, происхождение Киевской Руси было конфедеративным — это был весьма рыхлый союз племен, державшийся во многом на единстве крови их князей.   Начиная с Московского царства Россия отличалась жесткой централизацией государственной власти, российская государственность стала символом предельного унитаризма.

Однако окраины державы  обладали реальной автономией.[7]

Многотомные законы Российской империи начинались с положения: «Государство Российское едино и нераздельно», однако автономия для территорий существовала. В Российской империи наиболее высокий уровень автономии был предоставлен Великому

княжеству Финляндскому и  Царству Польскому. Революции 1905–1907 и 1917 годов предельно обнажили все  противоречия в стране, в том числе и противоречия между интересами центра и территорий. Основные политические партии России не предлагали фундированной концепции построения федеративного порядка, не желали превращать империю в федерацию, их предложения сводились к автономии для окраин, в наибольшем объеме — для Финляндии, Украины, Польши.[1]

 

      1. Советская модель федерализма

 

Для основателей Советского государства федерализм (советского же образца) был нежеланным, но неизбежным решением, способом умиротворения «национальных окраин» с целью создания государства «диктатуры пролетариата». С самого начала советский федерализм был способом решения национального вопроса, что оказалось несостоятельно на практике и заложило одну из коренных проблем российского федерализма.

Уже 2(15) ноября 1917 года Совет  народных комиссаров в Петрограде принял Декларацию прав народов России. Этот документ провозгласил принципы равенства  и суверенности народов, их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельно го государства. Согласно декларации, Советская российская республика

учреждалась «на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик». Так Россия юридически стала федерацией.[9]

После завершения Гражданской  войны начинается формирование Союза  ССР. В 1920–1921 годах были подписаны союзные договоры между РСФСР и остальными советскими республиками — Украиной, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном, Арменией.            Несмотря на формальное признание суверенности сторон, на практике шло складывание не федеративного, но унитарного, централизованного государственного порядка.

Советское государство являлось федерацией по некоторым формальным признакам (наличие государственных институтов в регионах, двухпалатный парламент), однако реально оно характеризовалось предельно высоким уровнем централизации властных полномочий и жестко иерархической структурой управления.[11]

 

      1. Перестройка, становление и развитие федерализма в 90-е годы

 

Большинство экспертов сходится на том, что реальный российский федерализм отсчитывает свое рождение с момента принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вскоре после принятия Декларации о суверенитете, выступая в Татарстане, Президент России Б. Н. Ельцин произнес фразу, получившую самую широкую известность: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Автономии начинают принимать собственные декларации о суверенитете. Все автономные области, кроме Еврейской АО, декларировали свой статус республик в составе РФ. Многие декларации республик нарушали принцип верховенства федерального закона. Фактически многие республики оформляли не федеративный, но конфедеративный тип отношений с Российской Федерацией.     Таким образом, в самом начале 90-х годов лозунги федерализма служили прикрытием и оправданием стихийной децентрализации, то есть массового присвоения регионами функций и полномочий федерального центра.[8]     Выбор федеративной формы государственного устройства в России был обусловлен тремя основными причинами:

• необходимостью предотвратить  территориальную дезинтеграцию  страны по образцу Со-

юза ССР;

• необходимостью реформировать  национальные отношения;

• необходимостью ввести в  рамки расширяющийся процесс  стихийной экономической де-

централизации.[5]

31 марта 1992 года между  федеральным центром и регионами был заключен Федеративный договор, включенный в Конституцию РФ и представляющий собой по сути первый документ, описывающий федеративный порядок России. Фактически договор представлял собой три группы договоров о разграничении предметов ведения и полномочий, поскольку федеральные органы исполнительной власти подписывали договоры с органами исполнительной власти:

1) «суверенных республик  в составе РФ»; 

2) краев, областей и  городов Москвы и Санкт-Петербурга;

3) автономной области  и автономных округов.        Договоры были подписаны главами 87 субъектов РФ, не подписали этот документ главы Республики Татарстан и Чеченской Республики.

Объективным препятствием для  развития федеративных отношений в  России стала

развернувшаяся осенью 1992 — летом 1993 годов острая борьба за верховную власть между Президентом РФ и Верховным Советом РФ; фактически федеральный центр в стране в это отсутствовал. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята новая Конституция России, которая заложила основы федеративных отношений, хотя и не разрешила ряда уже существующих проблем.

Конституция определила основы российского федерализма. Так, согласно ст.1, п.1, Российская Федерация — это федеративное государство. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию (ст. 4), федеральная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. [8]      Конституция страны не предусматривает права сецессии — выхода субъектов из состава федерации (данное положение соответствует мировой практике). Российская Федерация состоит из 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 1 автономной области, 10 автономных округов, 2 городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).

Интересы регионов в федеральном  центре представлены в верхней палате российского парламента, Федерального собрания, — Совете Федерации, который на переходный период (с 1993-го по 1995 год) избирался по региональным округам посредством прямых выборов.[3]

Конституция РФ в ст. 102 определила следующие предметы ведения Совета Федерации:

• утверждение изменений  границ между субъектами РФ;

• утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного либо военного положения;

• решение вопроса о  возможности использования Вооруженных  сил за пределами

территории РФ;

• назначение выборов Президента РФ;

• отрешение Президента РФ от должности по представлению  Государственной думы;

• назначение и освобождение от должности генерального прокурора  РФ, заместителя председателя Счетной  палаты и ? состава ее аудиторов;

• назначение судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда РФ.

Федеральная Конституция  разграничивает полномочия и предметы ведения между федерацией и ее субъектами.

Новая Конституция заложила основы федеративного порядка в  стране, однако оставила некоторые важные проблемы неразрешенными. Наиболее существенная из них касается вопроса о равенстве субъектов федерации.

Еще одной существенной проблемой, не нашедшей разрешения в Конституции, являет-

ся так называемый парадокс матрешки, который состоит в том, что девять субъектов федерации (автономных округов) входят в состав семи других субъектов (краев и областей).

Следующим этапом развития федеративных отношений стали двусторонние (или, как их еще называют, внутрифедеральные) договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта федерации.

Изначально заключение подобных договоров было задумано в качестве вынужденной меры, исключения из общего правила.

Информация о работе Российский федерализм