Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:44, реферат
Термин «федерализм» происходит от латинского foedus - «союз». Как политический принцип федерализм фактически вырос из т. н. федеральной теологии, зародившейся в католическом социальном учении (принцип субсидиарности). Другим источником федеральной теологии был европейский протестантизм, перенесенный переселенцами - прежде всего пуританами и кальвинистами - на почву североамериканского континента, где и послужил базисом создания нового общества и государства. [4] Основой федеральной теологии была идея добровольного, ненасильственного соглашения, выступающего необходимой основой прочности любых гражданских институтов.
Введение………………………………………………………………………………..……….3
1. История российского федерализма………………………………………………..………..4
Исторические корни…………………………………………………………………….4
Советская модель федерализма…………………………………...……………………4
Перестройка, становление и развитие федерализма в 90-е годы…………………….5
1.4 Реформы российского федерализма: с 2000 года по настоящее время………………9
2.Бюджетный федерализм……………………………………………………………………...10
Недостатки бюджетного федерализма…………………………………………………11
3. Актуальные проблемы российского федерализма………………………………………...11
Опасности федерализма…………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………….……..14
Список использованных источников……………………
Бюджетный федерализм в России был за последние годы кардинально усовершенствован и в некоторых отношениях может служить образцом для мирового опыта. Тем не менее у него есть недостатки, которые следует изживать по следующим трем (как минимум) направлениям:
1) передавать на уровень субъектов федерации наиболее устойчивые налоги(прежде всего НДС), чтобы гарантировать региональные бюджеты от внезапных и резких скачков финансовой обеспеченности, а «наверх» забирать наименее устойчивые (прежде всего налог на прибыль);
2) приступить к введению
налога на собственность
3)наладить взимание
В законодательной деятельности федеральных органов все еще слабо просматривается учет региональных последствий принимаемых на этом уровне решений, поэтому назрела необходимость организовать тщательную экспертизу общероссийских законопроектов на пред мет их возможных региональных последствий.
Отмена прямых выборов исполнительной власти субъектов РФ негативно сказалась на устойчивости государственной власти на местах. Однако немедленное восстановление прямых выборов губернаторов вряд ли целесообразно, потому что в условиях кризиса на них окажет слишком сильное влияние чисто протестное голосование «на злобу дня». Тем не менее в перспективе (притом самой ближней) восстановление прямых выборов в реги-
онах представляется императивом.
Российские власти все еще не обладают региональной политикой и стратегией в связной, разумной и законченной форме.
Создание здравой и современной региональной политики должно стать первостепенной задачей Минрегиона, в решении которой ему следует гораздо шире опираться на научную общественность страны.[9]
Список используемых источников
2. Баранов А. В., Вартумян А. А. Политическая регионалистика. Курс лекций. Выпуск 2. — М., 2004.
3. Политико-правовые ресурсы федерализма в России / Под ред. Рафаэля Хакимова. — Казань, 2006.
4. Регионализация в развитии России. Под ред. А. Трейвиша, С. Артоболевского. — М.: УРСС, 1999.
5. Россия и ее регионы в ХХ веке: территория — расселение — миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. — М.: ОГИ, 2005.
6.Сморгунов Л. В. Современная сравнительная политология. — М.: РОССПЭН, 2002.
Миронюк М. Г. Современный федерализм: сравнительный анализ. — М.: РОССПЭН, 2008.
7. Зотова
З.М. Оптимизация взаимоотношений между
Центром и регионами //Политические
исследования.—1998.—№3.—С.204-
8. Каграманов Ю. Бегство вперед? // Новый мир.—2000.—№9.—С.187-191
9. Калинина В.Ф. Особенности
становления российского федерализма
// Социально-гуманитарные знания.—1999.—№3.—С.223-242
10. Росс
К. Федерализм и демократизация в России
// Политические исследования.—1999.—№3.—С.16-
11. Савелова Н., Юрьев Д. Первое лицо, единственное число // Новый мир.—2000.—№10.—С.149-165
12. Саликов
М.С. О преимуществах и возможностях создания
территориальной федерации // Политические
исследования.—1998.—№3.—С.208-
Приложение А
Табл.А1- 5 принципов Манифеста целостности федеративной России (1993г) в соответствии с Конституцией РФ
Принцип
|
|
1. Запрет на выход из федерации |
Ст. 4, ч. 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется (запрет на сецессию) на всю ее территорию. Ст. 4, ч. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Ст. 13, ч. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых напрвлены на нарушение целостности Российской Федерации. |
2. Запрет на одностороннее изменение статуса |
Ст. 66, ч. 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменение статуса изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. |
3. Запрет на недемократические формы государственности |
Ст. 5, ч. 3. Федеративное устройство Российской Федерации формы государственности основано на единстве системы государственной власти. Ст. 72, ч. 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам |
4. Запрет на превращение
административных границ в |
Ст. 8, ч. 1. В Российской Федерации гарантируются единство административных границ в экономического пространства, свободное перемещение товаров, государственные, то есть на услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода препятствование свободному экономической деятельности. Ст. 71. В ведении Российской движению товаров, людей, Федерации находятся: ж) установление правовых основ информации единого рынка |
5. Верховенство федерального закона над местным в случае расхождения |
Ст. 4, ч. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные закона над местным в случае законы имеют верховенство на всей территории Российской расхождения Федерации. |