Розничный товарооборот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой является анализ розничного товарооборота. Для раскрытия данной темы предлагаю рассмотреть деятельность общества с ограниченной ответственность «Для вас» за 2003-2005 года. После введения, в теоретической части курсовой работы, я счел нужным рассмотреть задачи и модели розничного товарооборота.

Содержание

Введение ………………………..…………………………………………3
1 Задачи и модели розничного товарооборота …….……….……………. 5
1.1. Задачи розничного товарооборота ...……………………………….. 5
1.2. Модели стратегического регулирования розничного товарооборота ……………………10
2 Анализ розничного товарооборота ООО «Для вас» …………...….…… 14
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ООО «Для вас» ……………13
2.2. Анализ розничного товарооборота ООО «Для вас» ………………. 19
2.3. Факторный анализ общего розничного товарооборота …………...25
3. Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема … 33
Заключение ……………………………………………………………….. 37
Литература ………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

курсовая по финансам предприятия р.т..doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

2004 году по сравнению с 2003 годом (средний индекс цен в  2004 году - 1,204 или 120,4%, в 2005 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных  товаров увеличилось в 2004 году  на 1,7%, в 2005 году на 2,3%. Темпы роста  физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих  ценах) или на 963,7 тыс. руб. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. руб. (2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 877,7 тыс. руб. (3105,2 - 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. руб.

За 2003-2005 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом  товарообороте.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообо-роте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития розничного товарооборота  предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2

 

Таблица 2.

Розничный товарооборот ООО «Для вас» по кварталам года

 

 

 

Откло

2005год в

 

2004 год

2005 год

нение

% к

Кварталы

сумма,

удельный

сумма,

удельный

в

2004 году

 

 

 

тыс. руб.

вес, %

тыс. руб.

вес, %

сумме

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1

610,8

23,3

714,0

23,0

+103,2

116,9

 

2

655.2

25,0

770,5

24,8

+115,3

11 7,6

 

3

647,3

24,7

770.1

24,8

+122,8

119,0

 

4

707,4

27,0

850,6

27,4

+143,2

120,2

 

Всего за год

2620,7

100,0

3105,2

100,0

+484,5

118,5

 

 

Данные таблицы свидетельствуют  о неритмичном развитии товарооборота  предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам при-вело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 2004 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 2004 году до 24,8% в 2005 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2005 году 27,4% и возрос-ла по сравнению с 2004 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам  года. (см. Таблицу 3.)

Таблица 3.

Ритмичность развития розничного товарооборота  «Для вас» по месяцам года Кварталы

2004 год

2005 год

Откло-нение в сумме

(+, - )

2005 г. в % к 2004 г.

 

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

 

1

2

3

4

5

6

7

 

Январь

202,1

33,1

228.2

32.0

+26,1

112,9

 

Февраль

198,3

32,5

225,0

31,5

+26,7

113,5

 

Март

210,4

34,4

260,8

36,5

+50,4

124,0

 

Итого за 1 кв,

610,8

100,0

714,0

100,0

+103,2

116,9

 

Апрель

220,9

33,7

243,3

31,5

+22,4

110,1

 

Май

215,4

32,9

256,4

33,3

+41,0

119,0 1

 

Июнь

218,9

33,4

270,8

35,2

+51,9

123,7

 

Итого за 2 кв.

655,2

100,0

770,5

100,0

+115.3

117,6

 

Июль

216,0

33,4

256,2 |

33,3

+40,2

118.6

 

Август

214,8

33,2

255,2

33,1

+40,4

118,8

 

Сентябрь

216,5

33,4

258,7

33,6

+42,2

119.5

 

Итого за 3 кв.

647.3

100,0

770,1

100,0

+122,8

119,0

 

Октябрь

232,5

32,9

279,7

32,9

+47,2

120,3

 

Ноябрь

229,0

32,4

270,8

31.8

+41,8

118,3

 

Декабрь

229,0

32,4

270,8

31,8

+41,8

118,3

 

Итого за 4 кв.

707,4

100,0

850,6

100,0

+143,2

120,2

 

 

 

Всего за год

2620,7

----------------

3105,2

-----------------

+484,5

118,5 1

 

 

 

 

Из данных таблицы видно, что  размах колебаний роста рознич-ного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста това-рооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

Самыми напряженными периодами  реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост обо-рота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квар-тал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в работе последних  месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. При-чинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

По отделам.

Для оценки динамики развития розничного товарооборота по от-делам предприятия используем следующую таблицу:

Таблица 4.

Розничный товарооборот по отделам  ООО «Для вас» за 2004-2005 г. г. Отделы предприятия

Фактический розничный то- варооборот, тыс. руб.

Отклонение в сумме (+,-)

2003г. в % к 2002 г.

 

2004

2005

В действующих ценах

В сопоставимых ценах

В дей- ствую- щих ценах

В сопоставимых ценах

 

 

 

В дей- ствую-щих ценах

В сопо-стави- мых ценах

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Мясной

372,1

447.0

376,6

+74,9

+4,5

120,1

101,2

 

Колбасные изделия

652,6

767.0

653,8

+114,4

+1,2

117,5

100,2

 

Ликероводочные изделия

597,4

705,0

604,7

+107,6

+7,3

118,0

101,2

 

Соки-воды

264,7

321,8

304,8

+57,1

+40,1

121,6

115,1

 

Рыбный

76,1

90,1

77,3

+ 14,2

+1,2

118,7

101,6

 

Бакалейный

369,5

441.7

378,5

+72,2

+9,0

119,5

102,2

 

Хлебный

117,9

136,6

117,5

+18,7

- 0,4

115.9

99,7

 

Непродоволь- ственные товары

170,4

195.8

168,3

+25,4

- 2,1

114,9

98,8

 

Итого по предприятию

2620,7

3105,2

2681,5

+485,5

+60,8

118,5

102,3

 

 

 

Таблица 5.

 

Розничный товарооборот ООО «Для вас» по товарным группам за 2004-2005 г.г. Товарные группы

2004

2005

2005г. в % к 2004г.

 

сумма млн. руб.

удель ный

 

вес, %

в действующих ценах

в сопостави- мых ц енах

в сопо

 

стави мых

 

цепях

в деист

 

вующих ценах

 

 

 

сумма тыс. руб

удель ный вес ,%

сумма тыс.

 

руб.

удель ный вес, %

ценах

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Мясо и птица

372,1

14,2

447,0

14,4

376,2

14,0

120.1

101,2

 

Колбасные изде-лия

340,8

13,0

403,4

13,0

342,7

12,8

118,4

100,6

 

Рыба, сельдь

76.1

2,9

90,3

2,9

77,3

2,8

118,7

101.6

 

Масло животное

97.0

3,7

114,9

3,7

98,8

3,7

118.5

101,9

 

Молоке, сыр и молочные продукты

214,8

8,2

248.7

8,0

212,2

7,9

115,8

98.8

 

Яйца

68,2

2,6

80,9

2,6

69,8

2,6

118,6

102.3

 

Сахар

81.3

3,1

99,3

3,2

84,0

3,2

122,1

103,3

 

Кондитерские изделия

157,3

6,0

186,8

6,0

160,5

5,9

118.8

102.0

 

Хлеб и хлебобулочные изделия

117,9

4,5

136,6

4,4

117,5

4.4

115,9

99,5

 

Мука, крупа и макаронные изделия

62,7

2,4

74,7

2,4

64,2

2.4

119,1

102,4

 

Водка и ликероводочные изделия

314,4

12,0

375,7

12,1

323,5

12,1

119.5

102„9

 

Вина, шампанское, коньяк

283,0

10,8

329,3

10.4

281,2

10,5

116.4

99,4

 

Прочие продовольсгвенные товары

264,7

10,1

321,8

10,4

304,8

11,4

121,6

115,1

 

Непродовольст-венные товары

170,4

6,5

195,8

6,3

168,3

6,3

114,9

98,8

--

 

Всего товаров

2620,7

100,0

3105,2

100,0

2681,5

100,0

118,5

. „

102,3

 

 

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реали-зации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных то-варов.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по то-варным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Сни-зился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продук-ция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассорти-ментном  разрезе привела к изменению  его структуры. В частности, по сравнению  с 2004 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном сни-жении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молоч-ной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий, вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

2.3. Факторный анализ общего розничного  товарооборота.

На развитие розничного товарооборота  предприятия оказали следующие  факторы:

- обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;

- состояние и эффективность  использования материальны технической  базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей  таблице:

Таблица 6.

Товарный баланс по ООО «Для вас» за 2004 -2005 г.г.

 

 

Отклон

Влия-

 

 

 

ение

ние на

 

 

 

в

изме-

 

Показатели

2004

2005

сумме

нение

 

 

 

това-

 

 

 

(+-)

рообо-

 

 

 

рота

 

(+-)

 

1

2

3

4

5

 

Запасы товаров на начало года

209,2

243,0

+33,8

+33,8

 

Поступление товаров

2656,3

3169,3

+513,0

+513,0

 

Прочее выбытие товаров

1.8

1,0

-0,8

+0,8

 

Запасы товаров на конец года

243,0

306,1

+63,1

-63,1

 

Розничная реализация товаров

2620,7

3105,2

+484,5

+484,5

 

 

Розничный товарооборот предприятия  возрос в 2005 году по сравнению с 2004 годом  на 484,5 тыс. руб. за счет завышенных товар-ах запасов на начало года (+33,8 тыс. руб.), роста поступления товаров в  магазин (+513,0 тыс. руб.) и уменьшения прочего выбытия това-ров (+0,8 тыс. руб.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (-63,1 тыс. руб.).

 

Недостатком использования поступающих  в предприятие товар-ных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности от-грузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

 

В предприятии в 2005 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 2004 годом на 0,8 тыс. руб. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует на-звать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2005 году положительной.

 

Показатели товарного баланса  по товарным группам приведены в  следующей таблице 7.

 

Данные таблицы показывают, что  по всем товарным группам розничная  реализация возросла за счет роста  поступления товаров. При-чем темпы  роста поступления товаров выше темпов реализации, что привело к увеличению их остатков. В целом за счет этого фактора не использованы резервы роста товарооборота на 63,1 тыс. руб.

 

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

 

Оценку показателей по труду  ООО «Для вас» Произведем на основе следующей таблицы:

 

Таблица 7.

 

Показатели по труду по ООО «Для вас» за 2004 -2005 г.г.

 

 

Откло

2005 г.

 

Показатели

2004

2005

нение

В%к

 

 

 

(+,-)

2004 г.

 

1

2

3

4

5

 

Розничный товарооборот, тыс.руб.:

 

в действующих ценах

2620,7

3105,2

+484,5

118,5

 

в сопоставимых ценах

2620,7

2681,5

+60,8

102,3

 

Среднесписочная численность

 

торговых работников - всего ,чел.

27

28

+1

103,7

 

в т.ч. продавцов

20

21

+1

105,0

 

Удельный вес продавцов в  общей численности работников, %

73,2

75,0

+1,8

-------

 

Среднегодовая выработка

 

на одного торгового работни

 

ка, тыс.руб.:

 

Информация о работе Розничный товарооборот