Рынок ценных бумаг РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Неотъемлемой составляющей развития экономики Республики Беларусь является становление рынка ценных бумаг. Это обусловлено, с одной стороны, внедрением в экономические отношения акционерного капитала, а с другой – применение различных механизмов фондового рынка в целях мобилизации свободных средств юридических и физических лиц и перераспределения их в сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся в дополнительном финансировании.

Содержание

Введение
Депозитные и сберегательные сертификаты
Виды производных ценных бумаг и их функции
Задача
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по РЦБллл.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение……………………………………………………………………….3

  1. Депозитные и сберегательные сертификаты....……………..……….……...5
  2. Виды производных ценных бумаг и их функции…...……………….…...12
  3. Задача ………………….………………………………………………….....15

    Заключение…………………………………………………………………..19

    Список использованной литературы……………………………………….23

 

Введение 

     Неотъемлемой  составляющей развития экономики Республики Беларусь является становление рынка  ценных бумаг. Это обусловлено, с  одной стороны, внедрением в экономические  отношения акционерного капитала, а с другой – применение различных механизмов фондового рынка в целях мобилизации свободных средств юридических и физических лиц и перераспределения их в сферы, наиболее эффективные и нуждающиеся в дополнительном финансировании. Рассматривая белорусский фондовый рынок, необходимо отметить, что его главными сегментами, обусловливающими необходимость его формирования и развития, как в зарубежных странах, являются акции и облигации. Причем, если в существовании рынка облигаций в первую очередь заинтересовано государство (решая путем выпуска и размещения государственных облигаций проблему безынфляционного финансирования бюджета), то в формировании развитии рынка акций более заинтересованы инвесторы и акционерные общества. Государство же путем правового закрепления порядка выпуска, размещения и обращения облигаций ( в том числе при разгосударствлении и приватизации государственной собственности) предоставляет инвесторам альтернативный набор финансовых инструментов.

     Рынок ценных бумаг нуждается в сложной  инфраструктуре, состоящей из десятков элементов, большинство из которых носит критический для рынка характер.

     Своим существованием фондовый рынок обязан ликвидности обращающихся финансовых инструментов. Ликвидность характеризует  способность владельцев (покупателей) быстро продать (купить) определенные ценные бумаги и имеет обратную зависимость по отношению к издержкам проводимых операций. Чем выше ликвидность, чем ниже издержки участников рынка ценных бумаг, тем более привлекательным является сам рынок.

     Проблемы  ликвидности ценных бумаг, если они носят системный характер, развиваются с молниеносной скоростью. «Благодаря» той легкости, с которой рынок ценных бумаг позволяет покупателям и продавцам осуществлять операции с капиталом, даже незначительное локальное нарушение ликвидности может привести к катастрофическим последствиям. Именно поэтому главными целями практически всех звеньев инфраструктуры рынка ценных бумаг являются повышение ликвидности посредством увеличения прозрачности совершаемых на рынке операций и роста качества информационного обеспечения, устранения информационного искажения, предотвращения искажения системных кризисов.

     Создать фондовый рынок одновременно со всеми  необходимыми элементами и атрибутами не представляется возможным. В уже  созданной части инфраструктуры белорусского фондового рынка заметно преобладают технические звенья, в то время как информационные и аналитические сферы развиты очень слабо или вообще не развиты. Безусловно, технический уровень имеет очень большое значение, однако это всего лишь фундамент для создания полноценного института.

     В целом проблемы рынка ценных бумаг  можно объединить в три группы: критические, стимулирующие, сопутствующие.

 

Депозитные  и сберегательные сертификаты 

     Все большая интеграция национальных экономик в мировую финансовую среду усиливает взаимное влияние национальных и мировых финансовых рынков. Республика Беларусь не стоит в стороне от этих тенденций и активно взаимодействует как с другими государствами, так и с международными организациями. Именно поэтому в настоящее время Республики Беларусь в сложных условиях нарастающего негативного влияния мирового финансового кризиса. Отрицательные последствия этого кризиса ощущает практически вся экономика нашего государства. Но первой на себя удар приняла финансовая система. И в том числе банковская система, как одна из составляющих частей финансовой системы республики.

     Перед банковской системой нашего государства  поставлена главная цель – это  выполнение основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь, которая в текущем году, как и в прошлые годы, направлена на создание условий для поддержания высоких темпов экономического роста, выполнение показателей социально-экономического развития страны и повышения благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам (ОНКДП на 2009 год).

     Для этого и с целью нивелирования  влияния отрицательных последствий  развивающегося мирового кризиса на экономику правительство Республики Беларусь, Национальный банк и другие государственные органы осуществляют ряд мероприятий, направленных на поддержание национальной валюты и стабилизацию экономической ситуации в стране. При этом большое значение придается решению социальных вопросов. Среди которых, необходимо особо отметить проблему по недопущению снижения благосостояния населения нашего государства.

     Как вы все понимаете, банковские учреждения являются «посредническими» организациями. Занимая временно свободные денежные средства у одних они предоставляют их в долг другим. Тем самым обеспечивается кругооборот денежных средств в обществе. Что в конечном итоге способствует нормальному функционированию, как конкретного предприятия, так и экономики государства в целом. При этом должен выполняться ряд основополагающих принципов. Например, таких как срочность, возвратность, платность и так далее.

     Для этого банковская система стремится  привлечь все временно свободные  ресурсы. И денежные сбережения населения  являются одним из источников пополнения ресурсной базы для банковской системы. И оказывают значительное влияние на ее развитие. На государственном же уровне стабильность банковской системы – это залог здоровой экономической ситуации в стране.

     Механизм  работы банков в общих чертах очень прост. Имея свободные денежные средства, население размещает их в депозиты в банках. Для населения это способ сохранить, а также преумножить свои сбережения. В то же время банки, приняв средства на хранение, получают возможность выдавать кредиты и тем самым стимулировать развитие производителей товаров и услуг, торговлю по наращиванию объемов оборотов и физических лиц по их потреблению.

     Таким образом, население, приобретая за счет кредитных ресурсов жилье, а также  различные товары и услуги, укрепляет финансовое положение предприятий реального сектора экономики.

     Кроме этого привлеченные банками средства в виде вкладов населения направляются банками на кредитование предприятий, что помогает им модернизировать  производство, а также направлять ресурсы в основную деятельность, пополняя оборотные фонды.

     И в конечном итоге размещение денежных средств на депозитах в банках оказывает положительное влияние  на показатель эмиссии денег. Так  как, увеличение привлеченных средств  населения оказывает непосредственное влияние на снижение эмиссии денег и тем самым регулирует процесс инфляции.

     Размещая  денежные средства в депозиты в белорусских  рублях, население помогает государству  в развитии национальной экономики. Снижая зависимость от иностранных  валют, что важно в условиях финансового кризиса.

     Следует отметить, что в Беларуси созданы  выгодные для вкладчиков условия  хранения сбережений в банковской системе, особенно в национальной валюте. Так, средняя процентная ставка по депозитам  в белорусских рублях составляет 20-22 процентов годовых. А в целях роста доли вкладов с длительными сроками размещения предлагаются еще более привлекательные условия: повышенный уровень доходности, фиксированная процентная ставка в период действия вклада, возможность его пополнения и капитализация процентов. К тому же уровень процентных ставок по вкладам в национальной валюте перекрывает темпы инфляции и не только защищает денежные сбережения граждан от обесценения, но и  приносит определенный доход. Этому вопросу у нас в республике уделяется особое внимание. Национальный банк Республики Беларусь постоянно проводит мониторинг финансового сектора экономики и устанавливает ориентиры «цены денег» на внутренних рынках, путем регулирования ставки рефинансирования. Постоянно поддерживая ее уровень положительным по отношению к инфляции.

     Так, с 8 января 2009г. Увеличена до 14 процентов  годовых, или на 2 процентных пункта, ставка рефинансирования, что в свою очередь повысило и проценты по депозитам.

     Так же Национальный банк Республики Беларусь освободил средства, привлеченные банками и небанковским кредитно-финансовыми организациями от физических лиц в белорусских рублях, от обязательного резервирования.

     Еще одним из краеугольных камней в деятельности банковской системы является вопрос обеспечения гарантии сохранности вкладов населения.

     Республика  Беларусь прошла достаточно долгий путь становления ныне действующей системы  гарантирования вкладов. Начало было положено Декретом Президента Республики от 20 апреля 1998г. №4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящейся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. До 31 декабря 2008г. в Республике Беларусь государство гарантировало полную сохранность сбережений в национальной валюте и иностранной валютах только в ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропробанк». Еще в четырех банках -  ОАО «БПС-Банк», ОАО «Белвнеэкономбанк», «Приорбанк» ОАО и ОАО «Белинвестбанк» - полностью гарантированлась сохранность вкладов в иностранной валюте. В остальных банках сбережения населения страховались через созданный в Национальном банке гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц, который в случае банкротства или принудительной ликвидации банка гарантировал возврат средств вкладчиков, но лишь в размере, не превышающем одну тысячу долларов США в эквиваленте.

     Следующим этапом развития системы гарантирования вкладов стало принятие 8 июля 2008 года Закона Республики Беларусь «О гарантированном  возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц», который вступил в силу с 1 января 2009г. В этом Законе указывается, что сумма 100%-го возмещения банковских вкладов в случае банкротства того или иного банка увеличена с 1000 долларов США в эквиваленте до 5000 евро в эквиваленте. Причем возмещению подлежат как вновь привлеченные средства, так и депозиты, размещенные в банках до вступления в силу данного Закона. Его принятие приблизило белорусскую банковскую систему к международным стандартам, а также способствует росту доверия к ней. По различным оценкам, страховой лимит в 5000 евро позволяет гарантировать около 90% всех вкладов, размещенных в белорусских банках.

     И наконец, 4 ноября 2008г. был подписан, а 27 ноября 2008г. одобрен Палатой представителей национального собрания Республики Беларусь Декрет Президента Республики Беларусь №22 «О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)» (далее – Декрет №22), согласно которому «государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100% суммы этих средств в валюте счета любого вклада (депозита) в случае принятия национальным банком решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции».

     В то же время Национальный банк с 1 января 2009г. повышает требования к минимальному размеру собственного капитала банков, привлекающих вклады граждан. Минимальный  размер нормативного капитала для белорусских банков, претендующих на получение права по привлечению во вклады денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, увеличивается до суммы, эквивалентной 25 млн. евро (в настоящее время он равен сумме, эквивалентной 10 млн. евро).

     Тем банкам, которые уже работали с  депозитами физических лиц, но по состоянию  на 1 января 2009г. не обладали нормативным  капиталом в 25 млн. евро, отведен  год для его наращивания.

     Вышеперечисленный комплекс мер в условиях мирового финансового кризиса был принят с целью повышения гарантии сохранности денежных сбережений населения в белорусских банках и предотвращения таких негативных явлений, как отток депозитов населения из банковской системы и «паники вкладчиков». При этом наибольшее преимущество от вступления в силу Декрета №22 получили рядовые вкладчики, которым сегодня нет острой необходимости проводить анализ финансового состояния банков. Тем не менее в условиях неопределенности на финансовых рынках и высокой обеспокоенности населения о сохранности своих  сбережений (особенно на фоне поступающей из России и Украины информации о массовых изъятиях вкладов) этот документ стал достаточно эффективной мерой, во многом позволившей предотвратить аналогичные негативные тенденции у нас в стране. Более того, даже в условиях плановой девальвации белорусского рубля оттока средств из белорусской банковской системы не наблюдается, происходит лишь их видоизменение в пользу депозитов в иностранной валюте.

     Кроме того, параллельно с принятием Декрета №22 в Беларуси проводились работы по созданию Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц. Начальный капитал Агентства сформирован в объеме 275 млрд. бел. руб., в течение двух лет должен быть доведен до 700 млрд. бел. руб., а в дальнейшем – поддерживаться на уровне не менее 5% от всех вкладов населения. Таким образом, названное Агентство рассматривается как дополнительный эффективный инструмент защиты интересов вкладчиков и повышения привлекательности белорусской финансовой системы.

     За 2008 год общий объем привлеченных средств физических лиц (включая  средства нерезидентов, сберегательные сертификаты и облигации, выпущенные банками Республики Беларусь и размещенные  на первичном рынке среди населения), увеличился на 2,7 трлн. руб., или более 25 процентов и по состоянию на 1 января 2009 года составил 13,6 трлн. руб.

Информация о работе Рынок ценных бумаг РБ