Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Автор работы: r*****************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. В процессе составления и утверждения бюджета основополагающую роль играет сбалансированность доходов и расходов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.

Содержание

План:
Введение
Глава 1. Бюджетная система России
1. 1. Основные понятия и принципы бюджетной системы РФ
1. 2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы
Глава 2. Сбалансированность бюджета
2. 1. Дефицит бюджета
2. 2. Профицит бюджета
2. 3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава 3. Анализ государственного бюджета РФ
3. 1. «Трехлетний» бюджет
3. 2. Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год
Заключение
Список использованной литературы и ресурсов Интернет

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

  К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся:

  – разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

  – разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

  – разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

  В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  – объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

  – разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

  – прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

  В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

  – разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

  – разница между полученными и погашенными субъектом РФ кредитами иностранных банков в иностранной валюте;

  – иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.

  В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ включаются:

  – объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

  – объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте.

  Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутренних источников:

  – разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

  – разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте РФ;

  – разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

  – разница между полученными в иностранной валюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

  – изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

  – иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

  В состав иных источников внутреннего  финансирования дефицита местного бюджета  включаются:

  – поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

  – курсовая разница по средствам местного бюджета;

  – объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

  – объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

  – объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте РФ;

  – разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;

  – разница между средствами, полученными  от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной  системы РФ бюджетных кредитов, и  суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ.

  Небольшой бюджетный дефицит для экономики  многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

  Однако  передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту. 

  2.2. Профицит бюджета

  Бюджет  с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

  С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

  Именно  из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом.

  В России в Бюджетном кодексе РФ не рассматривается эта норма (гл. 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» исключена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

  Если  при составлении или рассмотрении проекта бюджета прогнозируется превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета  необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

  • Сократить привлечение доходов от продажи  государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов  в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;
  • Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • Увеличить расходы бюджета, в том числе  за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

  Если  проводить перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые  доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

  Если  профицит бюджета обнаружится в  процессе исполнения бюджета, то и здесь  его наличие не может быть оценено  однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более  экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, – явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономического бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

  Но  какой бы ни была причина образования  профицита бюджета, необходимо принять  меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

 

  2.3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия

  Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

  В соответствии с бюджетным законодательством  принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита. Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

  Другими словами, сбалансированный бюджет – это бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

  Отсутствие  бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

  Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

  Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

  Однако  необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем  в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

  Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами. В основе всех методов достижения сбалансированности бюджетов лежит балансовый метод. В практике под балансом обычно понимается система взаимоувязанных, взаимообусловленных расчетов и показателей. Процесс разработки любого баланса состоит в согласовании двух противоположных сторон – прихода и расхода, ресурсов и их использования. Но нельзя сводить балансовый метод только к количественному соответствию между двумя взаимосвязанными сторонами экономических явлений. Балансовый метод является методом выявления и обеспечения всех экономических пропорций и связей, существующих в обществе.

Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее достижения