Сбалансированность бюджета и методы ее достижения

Автор работы: r*****************@bk.ru, 28 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. В процессе составления и утверждения бюджета основополагающую роль играет сбалансированность доходов и расходов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.

Содержание

План:
Введение
Глава 1. Бюджетная система России
1. 1. Основные понятия и принципы бюджетной системы РФ
1. 2. Бюджетная классификация. Доходы и расходы
Глава 2. Сбалансированность бюджета
2. 1. Дефицит бюджета
2. 2. Профицит бюджета
2. 3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Глава 3. Анализ государственного бюджета РФ
3. 1. «Трехлетний» бюджет
3. 2. Оценка исполнения федерального бюджета РФ в 2010 год
Заключение
Список использованной литературы и ресурсов Интернет

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

  В экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджета. Предлагаемая классификация методов сбалансированности бюджета позволяет, в зависимости от содержания задачи управления бюджетными средствами, выбрать наиболее рациональные с точки зрения затрат и качества решения поставленной задачи (см. табл. 1).

  Таблица 1

  Классификация методов сбалансированности бюджетов

  Признак классификации   Методы
Состояние бюджета - применяемые  при дефиците,

- применяемые  при профиците.

Применение  на стадиях бюджетного процесса - применяемые  на стадии планирования,

- применяемые  на стадии исполнения.

Влияние на стороны бюджета - влияющие на  доходы,

- влияющие на  расходы.

Период  воздействия на бюджет - краткосрочные,  действующие в течение текущего периода,

- долгосрочные, действующие независимо от срока.

Форма воздействия - прямые,

- косвенные.

Зависимость от полномочий органов власти - применяемые  органами власти субъекта,

- применяемые  при межбюджетном выравнивании

Зависимость от направлений реализуемой региональной финансово-бюджетной политики - применяемые  при реализации инвестиционной политики,

- применяемые  при осуществлении политики в  области расходов,

- применяемые  при реализации долговой политики,

- применяемые  в рамках осуществления налоговой  политики и политики в области  собственности.

 

  Исходя  из первого классификационного признака, управление сбалансированностью бюджетов субъектов и местных бюджетов включает следующие этапы:

  1. Определение предпосылок формирования бюджетного дефицита;
  2. Если имеет место дефицит (профицит) - определяется величина дефицита (профицита) и ее расчет;
  3. Выбор источников финансирования дефицита бюджета в зависимости от вида дефицита; решение вопроса об использовании профицита.
  4. Планирование расчетных величин источников финансирования дефицита бюджета;
  5. Расчет расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга;
  6. Осуществление мероприятий по привлечению источников финансирования дефицита бюджета (заключение кредитных соглашений); осуществление мероприятий по размещению средств (при профиците);
  7. Использование источников финансирования дефицита бюджета;
  8. Оценка результативности и эффективности привлечения источников финансирования дефицита (размещения средств при профиците).

  Сбалансированность  бюджета достигается как при  составлении, так и исполнении бюджетов.

  При составлении бюджета применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней:

  • лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
  • сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

  На  стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря  полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

  При исполнении бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных доходов;
  • последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами;
  • использования бюджетных резервов и т.д.

  На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

  В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

  Важную  роль в обеспечении сбалансированности бюджетной системы региона играет межбюджетное выравнивание, т.е. преодоление  несбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы через межбюджетные отношения.

  Механизм  распределения средств между  бюджетами разных уровней в РФ посредством бюджетного выравнивания ориентируется на решение двуединой  задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов. Этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций - устранение несоответствий между расходными функциями бюджетов бюджетной системы и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем; с другой - на горизонтальное выравнивание, т.е. выравнивание уровня потребления и стоимости государственных услуг на уровнях бюджетной системы.

  При недостаточности собственных доходов  у территориальных образований, отстающих по объективным причинам, вышестоящие органы власти осуществляют меры по межбюджетному регулированию в целях выравнивания бюджетной обеспеченности таких территорий до минимально необходимого уровня.

  Таким образом, выбор методов и мероприятий, направленных на поддержание сбалансированности бюджета в текущем периоде, должен основываться на анализе причин возникновения дефицита бюджета и оценке всех факторов, влияющих на состояние равновесия расходов и доходов бюджета, а также учитывать прошлый опыт обеспечения сбалансированности бюджета.

  Система методов обеспечения бюджетной  сбалансированности должна включать в  себя следующие элементы управления: планирование основных показателей  бюджета; мероприятия по повышению  доходной базы и оптимизации расходов бюджета; целевое финансирование; управление государственной собственностью; финансово-бюджетный контроль; внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и аудита эффективности использования бюджетных средств; совершенствование межбюджетных отношений; управление государственным долгом.

 

  Глава 3. Анализ государственного бюджета РФ 

  3.1. «Трехлетний» бюджет

  Начиная с 2007 г. Правительство РФ приступило к разработке прогнозов на три  года и составлению бюджета на очередной год и последующие  два года - с ежегодным отдалением "бюджетного горизонта" также на один год.

  Такое нововведение позволяет закрепить  намеченные перемены, сдерживает реализацию финансово не обеспеченных инициатив  исполнительной и законодательной  ветвей власти в процессе исполнения бюджета.

  В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

  Произошло изменение структуры доходов  в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

  Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной  зависимостью экономики и бюджета  от сырьевого сектора, которая создает  серьезные макроэкономические риски.

  Особая  природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят  в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

  Введение механизма Резервного фонда и Фонда будущих поколений направлено на сглаживание эффекта колебаний внешней конъюнктуры. Резервный фонд предназначен для обеспечения выполнения бюджетных обязательств в течение трех лет при снижении цены на нефть.

  Значительная часть государственных непроцентных расходов будет направлена на повышение уровня жизни работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов. По сравнению с 2007 годом значительно увеличены расходы по разделу "Национальная экономика". В целях достижения устойчивого роста экономики будет обеспечена реализация проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Приоритетным направлением бюджетных расходов остается развитие транспортной инфраструктуры. Предусмотрено финансирование мер по поддержке авиастроения и судостроения. 

  3.2. Оценка исполнения  федерального бюджета РФ в 2010 год

Информация о работе Сбалансированность бюджета и методы ее достижения