Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:55, курсовая работа
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов, обобщение истории развития Счетной палаты РФ; изучение предмета правового регулирования финансового контроля РФ; области действия контрольных полномочий Счетной палаты РФ, обозрение приоритетных направлений Счетной палаты РФ, изучение роли Счетной палаты в бюджетном процессе РФ.
Введение…………………………………………………………..4-5
Глава 1. Структура Счетной палаты РФ………………………..6
§ 1.1 История развития Счетной палаты РФ…………………...6-7
§ 1.2. Правовой статус Счетной палаты РФ…………………….8-9
§ 1.3 Задачи Счетной палаты РФ и виды деятельности Счетной палаты РФ………………………………………………………………………..10-12
Глава 2. Система бюджетного процесса……………………….13
§ 2.1. Понятие бюджетного процесса…………………………..13-14
§ 2.2. Участники бюджетного процесса………………………..15-16
§ 2.3. Стадии бюджетного процесса……………………………17-19
Глава 3 Роль Счетной палаты РФ в бюджетном процессе……20
§ 3.1. Область действия контрольных полномочий Счетной
палаты РФ…………………………………………………………20-21
§ 3.2. Приоритетные направления Счетной палаты РФ……….22-23
§ 3.3. Роль Счетной платы РФ в бюджетном процессе……….24-26
Заключение……………………………………………………….27
Литература………………………………………………………..28-29
Приложение………………………………………………………30
Виды деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
В процессе реализации задач, Счетная палата РФ осуществляет следующие виды деятельности:
контрольно-ревизионную:
- организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
- проведение комплексных
ревизий и тематических
- подготовку и представление
заключений в Совет Федерации
и Государственную Думу по
исполнению федерального
экспертно-аналитическую:
- экспертизу проектов
федерального бюджета, законов
и иных нормативных правовых
актов, международных
- анализ и исследование
нарушений и отклонений в
- подготовку и представление
заключений и ответов на
информационную и иные виды деятельности:
- Счетная палата должна
регулярно предоставлять
Глава 2. Система бюджетного процесса.
§ 2.1. Понятие бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета[8].
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Этапы бюджетного процесса
Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение (см. рис.1).
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона[9].
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают: глава государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и местного финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных средств.
Для бюджетного процесса важно
понятие финансового года. Финансовый
год может совпадать с
Составление бюджета - начальный этап бюджетного процесса. На этом этапе решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные методы и направления покрытия бюджетного дефицита, а также распределение расходов между звеньями бюджетной системы.
Рассмотрение бюджета начинается за полгода до его законодательного утверждения. В процессе рассмотрения участвуют: правительство, финансовые и кредитно-банковские органы, местные органы власти. Законодательный орган рассматривает бюджет в нескольких чтениях, результатом чего становится согласование всех спорных вопросов. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
В процессе рассмотрения бюджета происходит согласование интересов всех уровней власти по доходам и по расходам.
Исполнение бюджета — сложный процесс, в котором участвует множество ведомств, властных структур, организаций. После сбора доходов в процессе исполнения бюджета начинается второй этап — осуществление расходов.
Поскольку сам госбюджет
ничего не тратит, а распределяет деньги
между конкретными
§ 2.2. Участники бюджетного процесса.
Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются[10]:
- Президент РФ;
- Государственная дума Федерального собрания РФ;
- Совет Федерации Федерального собрания РФ;
- Правительство РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство по налогам и сборам;
- Центральный банк;
- Счетная палата;
- Государственные внебюджетные фонды;
- Главные распорядители
и распорядители бюджетных
Непосредственную разработку проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов.
Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:
составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство РФ;
принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
по поручению правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении кредитов за счет средств федерального бюджета;
составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
разрабатывает по поручению правительства РФ Программу государственных внутренних и внешних заимствований;
осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;
проводит проверки финансов
получателей бюджетных средств,
в том числе получателей
ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
осуществляет управление государственным долгом РФ;
составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета.
Действующее законодательство предоставляет особые полномочия министру финансов по обеспечению процесса исполнения бюджета. Он, в частности, утверждает сводную бюджетную роспись, а также лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств; предоставляет бюджетные ссуды; имеет право сокращать расходы федерального бюджета в размере, не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет; имеет право перераспределять ассигнования между главными распорядителями средств федерального бюджета и статьями функциональной и экономической классификаций расходов в пределах 10% утвержденных расходов.
§ 2.3. Стадии бюджетного процесса.
Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проектов бюджетов
— исключительная прерогатива Правительства
РФ, соответствующих органов
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.
Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.
Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.
После принятия соответствующего
проекта федерального закона к рассмотрению
Государственной думой он должен
направляться в Совет Федерации
Федерального собрания РФ, комитеты Государственной
думы, другим субъектам права
Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.
Четвертая стадия, завершающая стадия бюджетного процесса -подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В конце каждого финансового
года министр финансов издает распоряжение
о закрытии года и подготовке отчета
об исполнении федерального бюджета
в целом и бюджета каждого
государственного внебюджетного фонда
в отдельности. На основании данного
распоряжения все получатели бюджетных
средств готовят годовые отчеты
по доходам и расходам. Главные
распорядители бюджетных
Бюджетный кодекс РФ закрепил
положение о том, что ежегодно
не позднее 1 июня текущего года Правительство
РФ представляет в Государственную
думу и Счетную палату РФ отчет
об исполнении федерального бюджета
за отчетный финансовый год в форме
федерального закона. Счетная палата
РФ проводит проверку отчета об исполнении
федерального бюджета и составляет
заключение, которое направляется в
Государственную думу. Государственная
дума рассматривает представленный
Правительством РФ отчет в течение
1,5 месяцев после получения
По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется государственный и муниципальный финансовый контроль.
Глава 3. Роль Счетной палаты РФ в бюджетном процессе.
§ 3.1. Область действия контрольных полномочий Счетной палаты Российской Федерации.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются:
- на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации,
- на федеральные внебюджетные фонды,
- на органы местного самоуправления,
- на предприятия, организации,
банки, страховые компании и
другие финансово-кредитные
- на деятельность общественных
объединений,