Социальная сфера, ее место в структуре расходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей планирования расходов бюджета РФ на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бфо.docx

— 69.04 Кб (Скачать документ)

Введение

 

    Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей  финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в  этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики - часть политики государства, которая  своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и  социального неравенства, социально-экономических  потрясений в обществе. Государственное  регулирование социально-экономических  отношений, будучи одной из предпосылок  экономического развития общества и  особой формой управления, выступает  в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно  технологических инноваций и  экономических средств. Социальная сфера затрагивает различные  слои общества, людей разных возрастов, доходов, взглядов на жизнь и т.п., так как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли.

    Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных  ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических  функций. Имеется в виду потребность  финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также  на развитие социальной сферы. Целью  курсовой работы является рассмотрение особенностей финансирования в социальной сфере.

    Целью данной работы является рассмотрение особенностей планирования расходов бюджета РФ на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
  • Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

    Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения  и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности  основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

    Предстоит принять конкретные действия по решению  серьезных социальных проблем, главными из которых являются:

      • высокий уровень бедности;
      • неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся низкими уровнями рождаемости, ожидаемой средней продолжительности жизни, что приводит к демографическому старению, а также естественной убыли населения;
      • недофинансирование организаций социально-культурной сферы.

    В этих целях Правительство Российской Федерации сконцентрирует основные усилия на следующих основных направлениях:

  • Улучшение демографической ситуации на основе осуществления мероприятий по снижению уровня смертности населения и создания предпосылок для стабилизации показателей рождаемости;
  • Осуществление мероприятий по социальному развитию села;
  • Создание условий для эффективности занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества конкурентоспособности рабочей силы, развития миграционных процессов;
  • Усиление страховых принципов социальной защиты населения при выходе на пенсию, в случае болезни, а также при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте и т.д.

 

    

1. Теоретические основы социальной сферы

1.1 Социальная инфраструктура: понятие, сущность

 

    Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных  форм собственности. С развитием  производительных сил изменяются как  структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные  социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий  и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

    Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять  культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать  процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они  предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и  оборудование, материалы, финансовые ресурсы  и в этом проявляется их связь  с материальным производством. В  свою очередь высокий уровень  развития социальной сферы оказывает  огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия - бюджет государства, доплата к пенсии - местный.

    По  способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

    1) пенсии;

    2) стипендии;

    3) пособия семьям, имеющим детей;

    4) пособия по безработице;

    5) государственное обеспечение детей  - сирот;

    6) государственное обеспечение заключенных;

    7) материальная помощь в виде  дополнительных выплат;

    8) натуральная помощь в виде  предметов первой необходимости  и продуктов;

    9) оказание социальной услуги на  дому;

    10) бесплатное питание;

    11) бесплатное лечение;

    12) бесплатное или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

    13) льготная оплата коммунальных  услуг;

    14) бесплатное или льготное обучение  или переобучение;

    15) ночное проживание бездомных;

    16) бесплатный или льготный проезд  на общественном транспорте;

    17) финансирование предприятий с  целью организации рабочих мест  для инвалидов.

    Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались  многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки  в виде социальных пособий, компенсаций  и других выплат. Семья выступает  в качестве социального института  в последней инстанции, обеспечивая  своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

    В России все больше людей нуждаются  в помощи государства. Старение населения  также увеличивает число получателей  пенсий. Тяжелыми демографическими и  социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сфера представляет собой  целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной  потребностью общества в непрерывном  воспроизводстве субъектов социального  процесса. Это устойчивая область  человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются  социальные и гражданские права  человека.

    Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости  от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

1.2 Содержание и цели управления финансами в социальной сфере

 

    Экономические системы получают статус социально-ориентированных  в тех случаях, когда проводимая государством политика имеет целью  перераспределения национального  дохода в пользу нетрудоспособных и  малоимущих граждан на принципах  социальной солидарности. Именно такая  концепция социального рыночного  хозяйства лежит в основе современного экономического курса Российской Федерации. Целевые установки направлены на последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального  неравенства, восстановление экономической  и политической роли страны в мировом  сообществе на основе синтеза рыночных и государственных методов хозяйствования, сочетания регулирующей роли государства  и свободного рыночного развития экономики. Безусловными стратегическими  задачами России на предстоящее десятилетие  в области социальных отношений  провозглашены:

  • Создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
  • Улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;
  • Развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
  • Создание цивилизованного рынка труда;
  • Обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
  • Повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
  • Проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.

    Бюджет  является одним из универсальных  механизмов, с помощью которых  государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов  относятся к разряду общественных благ, т.е. тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна. Такие блага предоставляются государством через систему общественного сектора экономики и оплачиваются полностью или частично за счет бюджета. Однако вернемся к общим вопросам управления. Нельзя не признать, что стратегия дальнейшего развития отраслей социальной сферы строится с учетом изменений, происходящих в социально-экономических отношениях и государственно-политическом устройстве России: переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализация управления, возрастание полномочий, самостоятельности и ответственности субъектов РФ по решению финансовых проблем социальной сферы. Можно выделить четыре направления совершенствования управления, напрямую связанных с финансами:

Информация о работе Социальная сфера, ее место в структуре расходов Федерального бюджета