Социальная сфера, ее место в структуре расходов Федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей планирования расходов бюджета РФ на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по бфо.docx

— 69.04 Кб (Скачать документ)

    Скорая  медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных  внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными  случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при  родах.

    Амбулаторно-поликлиническая  помощь, включая проведение мероприятий  по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний, как в поликлинике, так и на дому.

    Стационарная  помощь при острых заболеваниях и  обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих  интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при патологии беременности, родах и абортах; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации.

    Медицинская помощь, оказываемая в дневных  стационарах всех типов.

    За  счет средств бюджетов всех уровней  финансируется также:

  • Дорогостоящие виды помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранения субъекта РФ; льготное лекарственное обеспечение и протезирование отдельных категорий граждан;
  • Медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, детскими санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской и патологоанатомической экспертизы, станциями переливания крови, санитарной авиацией и т.п.;
  • Мероприятия по реализации целевых программ, утвержденных органами государственной власти, субъектов РФ, местной администрацией;
  • Научные исследования;
  • Медицинская помощь при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.;
  • Страхование неработающих граждан.

    В целом показатели структуры и  динамики источников финансирования отрасли  характеризуют действительный уровень  социальной защиты населения в области  здравоохранения.

    Специфика расходов на физическую культуру и  спорт.

    Специфика услуг отрасли "физическая культура и спорт" обусловлена выполняемыми различными социально-экономическими функциями - воспитательной, лечебно-оздоровительной, воспроизводственной, информационно-развлекательной, развивающей, национально-патриотической, оборонной, рекламной. В зависимости от характера услуг их можно сгруппировать по видам или направлениям.

    Первая  группа включает в себя предоставление услуг государственной значимости. В нее входят спорт высших достижений, включая подготовку спортсменов  для сборных команд страны; физическая подготовка военнослужащих и кадров правоохранительных органов; услуги физического  воспитания в системе государственного образования; услуги лечебной физкультуры  в системе государственного здравоохранения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортного обслуживания; развитие массовой физической культуры и спорта среди населения.

    Ко  второй группе относится добровольно-общественный сектор, в котором предоставляются  спортивные услуги ограниченного доступа. К числу добровольно-общественных некоммерческих организаций относятся  спортивные клубы, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, союзы и другие организации, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта в стране на добровольной основе.

    Третья  группа представляет собой предприятия  и организации смешанных форм собственности. В нем наряду с  коммерческими могут предоставляться социально значимые услуги физической культуры и спорта.

    Основу  четвертой группы составляет частный  капитал. Товары и услуги здесь производятся и реализуются на коммерческой основе. В состав этой группы включаются организации  профессионального спорта, спортивно-зрелищные  предприятия, индивидуальная предпринимательская  деятельность спортсменов и тренеров.

    Согласно  Федеральному закону от 29 апреля 1999 г. № 80 -ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", государство берет на себя обязанности обеспечивать развитие физической культуры и спорта, поддерживать физкультурное движение и олимпийское движение России и с этой целью обеспечивает:

    Финансирование  за счет средств бюджета мероприятия  в области физической культуры и  спорта, в том числе мероприятия  по подготовке и участию спортсменов  в Олимпийских играх, других международных  спортивных соревнованиях;

    Содержание  физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности;

    Создание  условия для строительства и  содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных  сооружений в каждом муниципальном  образовании для оказания на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных  и спортивных услуг населению.

    Далее в Законе говорится, что для достижения высших спортивных результатов и  создания для этого благоприятных  условий государство будет:

  • Увеличивать количество спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укреплять их материально-техническую базу;
  • Строить новые и модернизировать существующие базы и центры подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебные задания, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
  • Выделять ассигнования на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
  • Стимулировать деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
  • Поощрять меценатство и благотворительность.

    В заключении отметим, что недооценка оздоровительной, воспитательной и  социально-экономической роли физической культуры и спорта со стороны, как  государства, так и населения  снижает качество жизни, уровень  здоровья и работоспособности граждан. Поэтому стратегия реформирования отрасли направлена на развитие системы  физкультурного всеобуча. Совместно  с органами образования, здравоохранения  и средствами массовой информации предстоит  сформировать у населения потребность  в здоровом образе жизни. Однако укрепление физического и духовного здоровья нации возможно лишь при осуществлении  всесторонней государственной поддержки  отрасли, включая развитие спорта высших достижений и массовой физической культуры.

 

2. Анализ расходов Федерального бюджета на социальную сферу.

 

2.1 Анализ расходов бюджета на социальную политику. 

    Социальная  политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся  к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства. В Конституции Российской Федерации  провозглашено: каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом (ст.39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов. Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов. Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

  • содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;
  • содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
  • содержание учреждений по обучению инвалидов;
  • социальная помощь;
  • возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;
  • программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;
  • выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;
  • компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;
  • финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;
  • субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;
  • выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
  • расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;
  • расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
  • расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
  • оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;
  • прочие расходы.

    В Бюджетном кодексе Российской Федерации  определен состав государственных  внебюджетных фондов России.

    Установлено, что государственными внебюджетными  фондами РФ являются:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

    Все эти фонды называются внебюджетными  социальными фондами, потому что  они созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств.

    Государственные внебюджетные социальные фонды имеют  целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов  финансирования, т.е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

    ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД - это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения  населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий. Трудовая пенсия - это гарантированная ежемесячная  денежная выплата в целях компенсации  гражданам заработной платы или  иного дохода, для обеспечения  граждан по достижении ими определенного  законом возраста, а также в  случае потери трудоспособности, потери кормильца.

    В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

    1) трудовая пенсия по старости (по возрасту);

    2) трудовая пенсия по инвалидности;

    3) трудовая пенсия по случаю  потери кормильца. Трудовая пенсия  по старости и инвалидности  состоят из следующих частей:

  • базовой части;
  • страховой части;
  • накопительной части
  • Право на трудовую пенсию по старости имеют:
  • мужчины, достигшие возраста 60 лет;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет.

    Трудовая  пенсия по старости назначается при  наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются  и выплачиваются, в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие виды: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Пенсионный фонд Российской Федерации образован с 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. Федерального закона от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ).

    Денежные  средства Пенсионного фонда формируются  за счет:

  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховых взносов иных категорий граждан; + ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц.

Информация о работе Социальная сфера, ее место в структуре расходов Федерального бюджета