Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 18:15, курсовая работа
Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость.
2
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ
2.1
Порядок формирования
и использования
Фонда социальной защиты
населения
Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.
Постановлением
Верховного Совета Республики Беларусь
от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда
и фонда социального
В Республике Беларусь социальная защита реализуется за счет средств Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев. С 1999 года по 2002 год включительно функционировал Фонд социальной защиты молодежи (ФСЗМ).
Фонд социальной защиты населения образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХII от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 года был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты, а в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению[9].
В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.
Законодательство регулирующее деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищные отношения.
Главными задачами фонда являются:
финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
Функциями ФСЗН являются:
Средства
ФСЗН складываются из обязательных взносов
нанимателей и граждан, от коммерческой
деятельности (в основном от капитализации
денежных средств), добровольных пожертвований,
поступлений по регрессным рискам.
Размер обязательных страховых взносов
нанимателей и граждан
Законодательство о государственном социальном страховании состоит из Закона Республики Беларусь « Об основах государственного социального страхования», а также других актов законодательства, регулирующих конкретные условия, размеры и порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю.
В соответствии с Законом Республики Беларусь « Об основах государственного социального страхования» государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Основными принципами государственного социального страхования являются:
-обязательное
участие работодателей и
-распределение
средств от трудоспособных
-гарантированность
пенсий, пособий и других выплат
в соответствии с
-равенство
граждан Республики Беларусь
независимо от социального
-дифференциация
условий назначения пенсий, пособий,
других выплат по
-участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием[12].
Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут включать требования о минимальном периоде уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующий страховой случай до его наступления.
К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:
-болезнь
и временная
-беременность и роды;
-рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до трех лет;
-инвалидность;
-достижение пенсионного возраста;
-потеря кормильца;
-потеря работы;
-смерть застрахованного или члена его семьи.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:
-пенсиями
по возрасту, инвалидности, в случае
потери кормильца, за выслугу
лет, профессиональными
-пособиями по беременности и родам;
-пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;
-пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
-пособиями по безработице;
-пособиями на погребение.
Согласно Закону Республики Беларусь 29 февраля 1996 г. N 138-XIII Закону Республики Беларусь 29 февраля 1996г.№ 138- XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной зашиты населения» (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.2009).
Объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд являются:
-для
работодателей и работающих
-для
физических лиц,
-для Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, - минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы.
Размеры обязательных страховых взносов по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:
-для работодателей - 28 процентов;
-для
работодателей, занятых
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстрах составляет 6 процентов.
От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.
Следует отметить, что с января 2009 года вступили в силу ряд нормативных правовых актов, которыми внесены изменения и дополнения в законодательство, регулирующее вопросы государственного социального страхования, а именно:
1.
В ст. 7 Закона об основах социального
страхования произошли
2. В ст. 2 Закона о взносах введен совершенно новый элемент в формуле исчисления страховых взносов. Начиная с января 2009 года, страховые взносы должны уплачиваться со всех выплат, начисленных в пользу работающих граждан, при этом сумма выплат для исчисления указанных взносов, не должна превышать 4-х кратную величину средней заработной платы работников в республике (далее – СЗП) за месяц предшествующий месяцу, за который они уплачиваются. Сумма, превышающая указанную величину, не является объектом для исчисления страховых взносов.
3. В ст.3 Закона о взносах для работодателей уменьшен общеустано-вленный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование с 29 % до 28 % (для работодателей, применяющих льготный размер обязательных страховых взносов, этот размер не изменился).
Общий размер страховых
4. С января 2009 года порядок и сроки уплаты обязательных страховых взносов регулируются Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В связи с этим был:
- изменен срок уплаты страховых взносов для работодателей, предоставляющих работу гражданам по трудовому договору. Сроком уплаты обязательных страховых взносов является установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц.