Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость.

Работа состоит из  1 файл

Глава 2 Word.docx

— 78.70 Кб (Скачать документ)

    2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 
 

    2.1 Порядок формирования  и использования  Фонда социальной защиты населения  

    Социальная  защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального  обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании  лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных  предприятиях, учреждениях» в составе  Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального  страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость. В 1933 году социальное страхование было переведено в ведение  профсоюзов, и тарифы страховых взносов  утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам.

    Постановлением  Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда  и фонда социального страхования, находящегося в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси, был  образован фонд социальной защиты населения (ФСЗН) в подчинении Совета Министров  Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь № 122 от 23.09.1994 года ФСЗН был присоединен к Министерству социальной защиты с правом юридического лица. В 2001 году Указом Президента Республики Беларусь № 516 от 24.09.2001 года ФСЗН преобразуется в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты.

    В Республике Беларусь социальная защита реализуется за счет средств Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и несчастных случаев. С 1999 года по 2002 год включительно функционировал Фонд социальной защиты молодежи (ФСЗМ).

     Фонд  социальной защиты населения образован  в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХII от 10.06.1993 года на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 года был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты, а в 2004 году в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат использованию по другому назначению[9].

    В своей деятельности ФСЗН опирается  на Закон Республики Беларусь «Об  основах государственного социального  страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 года.

    Законодательство регулирующее деятельность Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь основывается на  Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса,  Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета  Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики  Беларусь, регулирующих жилищные отношения.

    Главными  задачами фонда являются:

     финансирование  расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

  • сбор страховых взносов;
  • расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;
  • международное сотрудничество в области социального страхования.

    Функциями ФСЗН являются:

  • методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
  • контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений;
  • координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
  • обеспечение капитализации его средств  и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
  • совершенствование государственного социального страхования;
  • организация информации всей категории плательщиков;
  • ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
  • определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.

    Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов  нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности (в основном от капитализации  денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов  нанимателей и граждан устанавливается  от фонда заработной платы в соответствии с  законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов  в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров[10, c.57].

    Законодательство  о государственном социальном страховании  состоит из Закона Республики Беларусь « Об основах государственного социального  страхования», а также других актов  законодательства, регулирующих конкретные условия, размеры и порядок организации  государственного социального страхования  по каждому страховому случаю.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь « Об основах государственного социального страхования» государственное  социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий  и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных  внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

    Основными принципами государственного социального  страхования являются:

    -обязательное  участие работодателей и работающих  граждан в формировании государственных  внебюджетных фондов социального  страхования;

    -распределение  средств от трудоспособных граждан  к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

    -гарантированность  пенсий, пособий и других выплат  в соответствии с законодательством;

    -равенство  граждан Республики Беларусь  независимо от социального положения,  расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места  жительства в праве на государственное  социальное страхование;

    -дифференциация  условий назначения пенсий, пособий,  других выплат по государственному  социальному страхованию и их  размеров;

    -участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием[12].

    Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут  включать требования о минимальном  периоде уплаты взносов на государственное  социальное страхование на соответствующий  страховой случай до его наступления.

    К случаям, при наступлении которых  застрахованные граждане приобретают  право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:

    -болезнь  и временная нетрудоспособность;

    -беременность  и роды;

    -рождение  ребенка, уход за ребенком в  возрасте до трех лет;

    -инвалидность;

    -достижение  пенсионного возраста;

    -потеря  кормильца;

    -потеря  работы;

    -смерть  застрахованного или члена его  семьи.

    По  государственному социальному страхованию  застрахованные граждане обеспечиваются:

    -пенсиями  по возрасту, инвалидности, в случае  потери кормильца, за выслугу  лет, профессиональными пенсиями;

    -пособиями по беременности и родам;

    -пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

    -пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

    -пособиями по безработице;

    -пособиями на погребение.

    Согласно  Закону  Республики Беларусь 29 февраля 1996 г. N 138-XIII Закону Республики Беларусь 29 февраля 1996г.№ 138- XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной зашиты населения» (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.01.2009).

     Объектом  для начисления обязательных страховых  взносов в Фонд являются:

    -для  работодателей и работающих граждан  - выплаты всех видов в денежном  и (или) натуральном выражении,  начисленные в пользу работающих  граждан по всем основаниям  независимо от источников финансирования (далее - выплаты);

    -для  физических лиц, самостоятельно  уплачивающих обязательные страховые  взносы, - определяемый ими доход;

    -для  Белгосстраха в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата, - минимальная заработная плата, установленная законодательством и проиндексированная в месяце, за который подлежат уплате обязательные страховые взносы.

     Размеры обязательных страховых взносов  по страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование) составляют:

    -для  работодателей - 28 процентов;

    -для  работодателей, занятых производством  сельскохозяйственной продукции,  объем которой составляет более  50 процентов общего объема произведенной  продукции, - 24 процента.

     Размер  обязательных страховых взносов  по страхованию на случай временной  нетрудоспособности, беременности и  родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, Белгосстрах составляет 6 процентов.

    От  уплаты обязательных страховых взносов  в Фонд на пенсионное страхование  освобождаются работодатели в части  выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

     Следует отметить, что с января 2009 года вступили в силу ряд нормативных правовых актов, которыми внесены изменения  и дополнения в законодательство, регулирующее вопросы государственного социального страхования, а именно:  

     1. В ст. 7 Закона об основах социального  страхования произошли некоторые  изменения, был расширен круг  лиц, на которых распространяется  государственное социальное страхование.  Граждане, добровольно участвующие  в системе государственного социального  страхования, пользуются правами  и несут обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы уплачиваются в обязательном порядке.

     2. В ст. 2 Закона о взносах введен совершенно новый элемент в формуле исчисления страховых взносов. Начиная с января 2009 года, страховые взносы должны уплачиваться со всех выплат, начисленных в пользу работающих граждан, при этом сумма выплат для исчисления указанных взносов, не должна превышать 4-х кратную величину средней заработной платы работников в республике (далее – СЗП) за месяц предшествующий месяцу, за который они уплачиваются. Сумма, превышающая указанную величину, не является объектом для исчисления страховых взносов.

     3. В ст.3 Закона о взносах для работодателей уменьшен общеустано-вленный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование с 29 % до 28 %  (для  работодателей, применяющих льготный размер обязательных страховых взносов, этот размер не изменился).

      Общий размер страховых взносов  для большинства работодателей  составляет 34 % (28 % на пенсионное  страхование + 6 % на социальное  страхование) и 1 % удерживается  с работника, а для индивидуальных  предпринимателей – 35 % (29 % на  пенсионное страхование + 6 % на  социальное страхование).

     4. С января 2009 года порядок и сроки уплаты обязательных страховых взносов регулируются Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В связи с этим был:

       -  изменен срок уплаты страховых взносов для работодателей, предоставляющих работу гражданам по трудовому договору. Сроком уплаты обязательных страховых взносов является установленный день выплаты заработной платы за истекший месяц.    

Информация о работе Социальная защита населения