Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 18:15, курсовая работа
Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость.
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [14]
Как показано на рисунке 2.6 с 2005г. по 2009г. количество ВУЗов в РБ сократилось с 55 до 52. Но общее число студентов увеличилось по сравнения с 2005 годом на 47 тысяч человек. Нужно отметить, что при сокращении числа учащихся увеличение числа студентов свидетельствует о положительной тенденции в сфере повышения грамотности и образованности населения. Коэффициент грамотности населения в РБ находится на очень высоком уровне – 99,7%, что свидетельствует об эффективности проводимой государством политики с целью развития и совершенствования системы образования РБ.
Одним из главных направлений социальной политики государства является оказания социальной помощи наименее защищенным категориям населения, таким как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В таблице 2.7 представлена динамика таких показателей, как количество школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без родителей, и количество проживающих в них детей-сирот:
Таблица 2.7 – Динамика количества школ-интернатов за 2005-2009гг
показатель |
2005 | 2006 | прирост,% (к пред.г.) | 2007 | прирост,% (к пред.г.) | 2008 | прирост,% (к пред.г.) | 2009 |
Школы-интернаты | 33 | 32 | 106 | 34 | 91,1 | 31 | 67,7 | 21 |
Количество
детей-сирот |
4787 | 4393 | 96,4 | 4238 | 87,8 | 3721 | 55,92 | 2081 |
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [14]
С 2005 по 2009 количество школ-интернатов для детей сирот сократилось почти на 30%, а количество детей приживающих в данных интернатах и получающих образование сократилось почти на 60%. В 2009 году в школах-интернатах проживало только 2081 детей. Эта положительная тенденция балы достигнута в основном за счет того, что социальная защита детей-сирот направлена не только на обеспечение возможности удовлетворения первичных потребностей, но и потребности в семье. С этой целью оказывается помощь со стороны государства семьям, воспитывающим приемных детей. Кроме того в РБ действуют 120 детских домов с численностью приемных детей 787 человек, 4 детских деревни с численностью приемных детей 319 человек, 133 детских социальных приюта с численностью воспитанников 1475 человек.
Ещё одной из категорий населения, требующей защиты со стороны государства – это пенсионеры, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно обеспечить нормальную жизнедеятельность, а дети зачастую не могут или не хотят оказывать уход за своими пожилыми родителями. С целью защиты людей преклонного возраста, лишенных возможности различных видов опеки, создаются дома интернаты для престарелых. На 2009 год в РБ зарегистрировано 62 дома для престарелых, в которых проживают пенсионеры общей численностью 15400 человек. По сравнению с 2005 годом количество пенсионеров, нуждающихся в оказании услуг, увеличилось на 5%. Это связано с происходящими изменениями социально-демографической ситуации в нашей стране: увеличивается количество пожилых людей, остается высокой численность инвалидов. При этом растет удельный вес инвалидов в возрастных группах в связи со старением. Наблюдается также «феномен двойного старения» (родителей/опекунов и самих инвалидов). В результате родители/опекуны с возрастом не могут продолжать, оказывать поддержку детям-инвалидам.
От эффективности функционирования системы здравоохранения напрямую зависит состояние трудового потенциала страны, а следовательно и развитие экономики, благосостояние населения. В 2009 году в РБ зарегистрировано 324 санаторно-курортных и оздоровительных организаций, в которых было обслужено 690тысяч человек. Также вводятся спортивно-оздоровительные комплексы, отвечающие европейским стандартам.
В
2009 году на 10 тысяч населения приходился
50 врачей всех специальностей, в 2007 – только
47 врачей. Динамика основных показателей
развития системы здравоохранения представлены
на рисунке 2.8:
Рисунок 2.8 – Динамика основных показателей развития системы здравоохранения
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [14]
Из рисунка 2.8 видно, что за анализируемый период число амбулаторно-поликлинических организаций увеличилось на 10%. Необходимо отметить, что, несмотря на увеличения числа врачей, санаторно-курортных организаций и спортивно-оздоровительных комплексов, число зарегистрированных случаев заболеваний увеличилось по сравнению с 2005 годом на 10,2%. Это свидетельствует о том, что средства направленные государством на развитие системы здравоохранения не всегда используются эффективно. Одними из основных проблем является высокая степень износа основных фондов, экстенсивность развития, неравномерность размещения учреждений здравоохранения.
Рассмотрим
расходы на различные социальные
программы, на системы образования
и здравоохранения, рисунок 2.9:
Рисунок 2.9 - Расход консолидированного бюджета на социальную политику к ВВП
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [14]
Расходы на различные социальные программы в Беларуси без учета образования и здравоохранения составляют около 13% ВВП, что почти в 1,5 раза превышает среднеевропейский показатель. По оценкам экспертов Всемирного банка, сегодня практически треть семей в стране пользуются теми или иными видами социальной помощи, а более 60%- социальными льготами. В то же время эффективность белорусской модели остается достаточно низкой. Главный ее недостаток – не соответствующий затратам уровень жизни значительной части населения.
Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что одним из основных источником средств реализации социальной защиты населения РБ является ФСЗН.
В своей деятельности ФСЗН руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.
Разработанный
Фондом на планируемый год бюджет
рассматривается на правлении Фонда,
направляется в Министерство финансов
и утверждается законом о бюджете
Республики Беларусь на очередной финансовый
(бюджетный) год. Деятельность ФСЗН направлена
не решение поставленных перед ним
задач и выполнения возложенных
на него функций для реализации социальной
политики государства.