Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Социальная защита населения Республики Беларусь на разных этапах развития имела свою специфику. Так, до 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано отделение социального страхования, переведенное с 7 июля 1922 года на самоокупаемость.

Работа состоит из  1 файл

Глава 2 Word.docx

— 78.70 Кб (Скачать документ)

    - изменен срок внесения платежей для граждан, которые изъявили желание участвовать в системе государственного социального страхования: с 15 на 25-е число.

     - отменена норма о выдаче органами Фонда справок для открытия либо закрытия текущих (расчетных) счетов в банках.

     6. Введено профессиональное пенсионное  страхование, являющееся новым  видом государственного социального  страхования работников, занятых  в особых условиях труда  либо  отдельными видами профессиональной деятельности .

       - определен страховщик по указанному виду страхования - Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд). На Фонд возложены функции по сбору финансовых средств, их аккумулированию и размещению в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы,  по назначению и выплате профессиональных пенсий.

    - установлена новая выплата – профессиональная пенсия за работу в особых условиях труда.

    - определен объект для исчисления взносов на профессиональное пенсионное страхование. В его состав включены выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте с особыми условиями труда, кроме выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

    - установлены тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование, которые дифференцированы в зависимости от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию и отрасли, в которой они заняты, в пределах от 1,5 % до 4,8 %.

    Таким образом, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. Имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

                 В своей деятельности ФСЗН руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями[12].

       Средства ФСЗН являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

     Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального  страхования, разработка в пределах его компетенции предложений  о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального  пенсионного страхования, международное  сотрудничество в этих областях деятельности. 

     

    2.2 Анализ деятельности внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь  
 

    Средства  ФСЗН складываются из обязательных взносов  нанимателей и граждан, от коммерческой деятельности, добровольных пожертвований, поступлений по регрессным рискам. Размер обязательных страховых взносов  нанимателей и граждан устанавливается  от фонда заработной платы в соответствии с  законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов  в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь» и может уточняться Советом Министров. На рисунке 2.1 показана структура  доходов фонда с 2007 по 2009 гг. [Фисенко].

     

    

    Рисунок 2.1-Структура доходов  фонда с 2007 по 2009гг

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13] 

    Основная  часть доходов складывается из обязательных страховых взносов. В 2007 г. они составили 85,84% от всех доходов фонда, а в 2009 г. этот показатель снизился на 9,28% и  составил 76,56%, это связано с уменьшением  трудоспособного населения в  стране. Существенная часть доходов  получена от капитализации временно свободных остатков средств, путем  вложения их в депозиты банков и  покупки государственных казначейских обязательств. В 2009 г. эта часть доходов  составила 1,65%, по сравнению с  2007 г. она увеличилась на 0,46%. В 2009 году введен новый вид государственного обязательного страхования - профессиональное пенсионное страхование. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения и практически не изменились.

    Средства  из ФСЗН расходуются на следующие  цели: выплата пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, социальных пенсий; выплата пособий и компенсаций в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по беременности, по случаю рождения ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на по до 16 лет, на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных или больных СПИДом.

    Помимо  этого из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, финанси-руются расходы на оздоровление трудящихся, повышение социальных пенсий.

На рисунке 2.2 показана структура расходов фонда с 2007 по 2009 гг. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 2.2 – Структура  расходов фонда с 2007 по 2009 гг.

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13]  

     Наибольшая  часть расходов –  это расходы  на выплату пенсий, в 2007 г. они составили 80,48%, а в 2009 г. этот показатель снизился на 2,36% и составил 78,12%. Удельный вес  расходов по выплате пособий на детей  до 3 лет и старше увеличился с 4,9% в 2007 г., до 5,91% в 2009 г.  Что касается расходов на оздоровление населения, то они в 2008 г. снизились на 0,07%, по сравнению с 2007 г., а затем в 2009 г. увеличились на 0,02%. Расходы на содержание фонда в 2009 г. уменьшились на 0,09%, по сравнению с 2007 г. и составили 0,47%.

     На  рисунке 2.3 представлена динамика доходов  и расходов фонда с 2007 по 2009 гг. 

 

                      Рисунок 2.3 – Динамика расходов и доходов фонда за 2007-2009гг.

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [13]  

    В 2007 г. наблюдается превышение доходов  над расходами на 2,4 млрд руб., что составляет 18,9%. В 2008 г. превышение доходов над расходами составило 4,1млрд руб. или 24,6%. В 2009 г. эта величина была равна 5,6 млрд руб. или 27,9%. Благодаря автономности ФСЗН в этот период достигнут более высокий уровень сбора средств по сравнению с бюджетной системой. Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

      На  основании анализа структуры  расходов ФСЗН можно сделать вывод, что большая часть средств  направлена на выплату пенсий. Это  подтверждает, что наиболее важным направлением деятельности фонда является пенсионное обеспечение.

      Как известно, в мире существуют два основных вида пенсионных систем:

      1. Система, основанная по принципу солидарности (текущего финансирования), когда трудовые пенсии выплачиваются за счет текущих страховых отчислений из фонда заработной платы работающих, т.е. работающее население финансирует потребности пенсионеров.

      2. Системы накопительного характера, при которых работающее население  вкладывает средства   в специальные фонды для последующего получения выплат по достижении пенсионного возрасти.

      В Республике Беларусь используется система  первого типа, источниками финансирования пенсий и иных страховых выплат являются страховые взносы нанимателей (35 % фонда заработной платы) и работников (1 % начисленного заработка)[2, c.34].

        На рисунке 2.3 показана динамика численности пенсионеров и активного населения, занятого в экономике. 
 

 
 

              Рисунок 2.4 – Динамика численности пенсионеров и  населения занятого в экономике за 2003-2009 гг.

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [14] 

    На  основании анализируемых данных  можно сделать вывод, что за исследуемый  период соотношение между численностью активного населения, занятого в  экономике и численностью пенсионеров  с 2003 г. по 2006 г. оставалось практически  на одном уровне. В 2007г. наблюдалась  тенденция к незначительному  увеличению разности этих двух показателей. Но резкое сокращение активного населения  в 2008 г. на 931,1 тыс. чел. Привело к тому, что разница составила 946,5 тыс. чел., в 2009 году эта тенденция сохранилась.

    Несмотря  на сокращение численности активного населения численность пенсионеров постоянно растет, в результате  чего возникает нарушение пропорций между поступившими средствами, за счет  страховых взносов,  и той суммой средств, которая используется для выплаты пенсий по возрасту.

    В связи с этим доходы ФСЗН, связанные  с отчислением в фонд обязательных страховых взносов  сократились  в 2009 г. почти на 10%. Это стало одной  из причин  принятия реформы в  области пенсионного обеспечения. Министерство труда и социальной защиты Беларуси подготовило комплексные изменения в пенсионное законодательство. В данную реформу был заложен экономический механизм, который позволяет человеку самостоятельно сделать выбор – выходить на пенсию или продолжить работу. Цель – стимулировать более поздний выход на пенсию тем, что в последствии человек будет получать более высокий размер пенсии. Поскольку государство не может себе позволить выплачивать пенсию людям, которые по состоянию здоровья могут работать.

      Закон «О профессиональном пенсионном  страховании» вступает в силу с 1 января 2009 года . Финансирование досрочных пенсий за работу с особыми условиями труда осуществляется из средств не общей пенсионной системы, а профессионального пенсионного страхования, формирующихся из взносов, уплачиваемых работодателями за работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. В настоящее время на рабочих местах, дающих право на досрочные пенсии за работу в особых условиях труда, занято более 624 тыс. человек. Планируется, что в дальнейшем значительному снижению численности занятых в таких условиях будут способствовать существенное улучшение условий труда и рационализация рабочих мест.

    Одним из методов реализации социальной защиты  является поддержка инфраструктуры, которая включает расходы  на содержание  учреждения здравоохранения, домов  престарелых и др. Для анализа  данного метода необходимо рассмотреть  соответствующие  показатели. На рисунке  2.5 показана динамика общеобразовательных учреждений. 

 

Рисунок 2.5 – Динамика числа общеобразовательных учреждений

    Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [14] 

    Можно отметить, что с 2005 по 2009 количество общеобразовательных

учреждений  уменьшилось с 4187 до 3790. Основной из причин таких изменений является постепенное сокращение числа учащихся. В 2009 году в школах обучалось на 233 тыс. учеников меньше, чем в 2005 году. Сокращение числа учебных заведений не отразилось существенным образом на уровне доступности образования: в 2005 году на одну  школу приходилось 296 учеников, в 2009 году – 275 учеников. Одной из главных положительных сторон системы образования РБ является наличие возможности получения общего среднего образования бесплатно для всех членов общества.

    Особое  внимание государства уделяется  развитию системы высшего образования  в РБ. На рисунке 2.6 представлена динамика основных показателей, характеризующих  развитие системы высшего образования(количество высших учебных заведений (далее ВУЗ) и количество студентов): 
 

 

                           Рисунок 2.6 -  Динамика  основных показателей  развития системы  высшего образования в РБ за 2005-2009 гг

Информация о работе Социальная защита населения