Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:42, реферат
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Формирование бюджета……………………………………………5
Функции государственного бюджета……………………………..6
Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………7
2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации……………8
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы Российской
Федерации……………………………………………………………....9
Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации…….11
Консолидированный бюджет Российской Федерации……………...13
Федеральный бюджет…………………………………………………….19
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов……………21
Расходы федерального бюджета…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации……………8
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы Российской
Федерации………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве
Российской Федерации, выявлять его достоинства
и недостатки, необходимо определить,
что, собственно, представляет собой бюджет
государства. В самом общем виде им является
план доходов и расходов государства на
текущий год, составленный в форме баланса
и имеющий силу закона. В любой стране
государственный бюджет - ведущее звено
финансовой системы, единство основных
финансовых категорий: налогов, государственных
расходов, государственного кредита -
в их действии. Тем не менее, являясь частью
финансов, бюджет можно выделить в отдельную
экономическую категорию, отражающую
денежные отношения государства с юридическими
и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично и национального
богатства) в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство
имеет возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального
и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности.
Ни одно из звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового и многоуровневого
перераспределения средств, как бюджет.
Ведущую, определяющую роль в формировании
и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью экономической политики.
Одним из наиболее важных механизмов,
позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование,
является финансовый механизм - финансовая
система общества, главным звеном которой
является государственный бюджет. Именно
посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует
на формирование децентрализованных фондов
денежных средств, обеспечивая возможность
выполнения возложенных на государственные
органы функций. Экономические и политические
реформы, проводимые в России с начала
девяностых годов, также не могли не затронуть
сферу государственных финансов, и, в первую
очередь, бюджетную систему. Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации
и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность
воздействовать на экономику, финансировать
ее структурную перестройку, стимулировать
развитие приоритетных секторов экономики,
обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения. Очевидно,
что успех экономического реформирования
в нашей стране в большой степени зависит
от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько
бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени. Актуальность
этой работы заключается в том, что она
посвящена важному разделу в финансовой
системе – бюджету государства. Цель реферата
– рассмотреть сущность государственного
бюджета, его роль и специфические признаки. Задачи:
И РОЛЬ БЮДЖЕТА
1.1 Формирование бюджета
Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: 1) образование и использование денежных накоплений (прибыть, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды); 2) организация налогов; 3) финансирование отраслей народного хозяйства; 4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
1.2 Функции бюджета
Как экономическая
категория бюджетные отношения
являются составной частью финансовых
отношений, следовательно, им присущи
и основные функции финансов. Бюджет выполняет следующие
задачи: 1) перераспределение национального
дохода; 2) государственное регулирование
и стимулирование экономики; 3) финансовое
обеспечение социальной сферы и осуществление
социальной политики государства; 4) контроль
за образованием и использованием централизованных
фондов денежных средств. Распределите
II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Бюджетное устройство определяет организацию
государственного бюджета и бюджетной
системы страны, взаимоотношения между
ее отдельными звеньями, правовые основы
функционирования бюджетов, входящих
в бюджетную систему, состав и структуру
бюджетов, процедурные стороны формирования
и использования бюджетных средств и др. Основы
бюджетного устройства определяются формой
государственного устройства страны,
действующими в ней основными законодательными
актами, ролью бюджета в общественном
воспроизводстве и социальных процессах. Составляющей
частью бюджетного устройства является
бюджетная система. Бюджетная система
- это совокупность бюджетов государства,
административно-
2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; 2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местных бюджетов. В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские и сельские бюджеты). В состав федерального и территориальных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др. Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ.
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы
Российской Федерации
Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство бюджетной системы; 2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; 3) самостоятельность бюджетов разных уровней; 4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; 5) сбалансированность бюджета; 6) эффективность и экономность использования бюджетных средств; 7) общее покрытие расходов бюджета; 8) гласность; 9) достоверность бюджета; 10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств. 1. Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. 2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление соответствующих видов доходов и полностью по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 3. Самостоятельность бюджетов разных уровней – самостоятельность каждого уровня бюджетной системы по осуществлению бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов соответствующих бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов и т.д. 4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. 5. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован. 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. 7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита. 8. Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. 9. Достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств на финансирование определенных целей.
III. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
В РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Действовавший
в течение многих десятилетий
механизм управления общественными
финансами в нашей стране в
целом обеспечивал
Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета