Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:42, реферат

Описание

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Формирование бюджета……………………………………………5
Функции государственного бюджета……………………………..6
Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………7
2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации……………8
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы Российской
Федерации……………………………………………………………....9
Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации…….11
Консолидированный бюджет Российской Федерации……………...13
Федеральный бюджет…………………………………………………….19
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов……………21
Расходы федерального бюджета…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

рЕФЕРАТ фИНАНСЫ И КРЕДИТ бЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
    1. Формирование бюджета……………………………………………5
    1. Функции государственного бюджета……………………………..6
    1. Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………7

2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации……………8

2.2 Принципы функционирования бюджетной системы Российской

Федерации……………………………………………………………....9

    1. Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации…….11
    2. Консолидированный бюджет Российской Федерации……………...13
    3. Федеральный бюджет…………………………………………………….19
    1. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов……………21
    1. Расходы федерального бюджета…………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет.      Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.       Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.            Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.     Актуальность этой работы заключается в том, что она посвящена важному разделу в финансовой системе – бюджету государства.    Цель реферата – рассмотреть сущность государственного бюджета, его роль и специфические признаки.        Задачи:            1) дать общую характеристику бюджетной системе и бюджетному устройству;             2) описать, что представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации;          3) изучить Федеральный бюджет, его доходы и расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

И РОЛЬ БЮДЖЕТА

1.1 Формирование бюджета

Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.   Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.           Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.          Содержание этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период.    Формирование бюджета самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются:            1) образование и использование денежных накоплений (прибыть, налог на добавленную стоимость, платежи в социальные внебюджетные фонды);  2) организация налогов;         3) финансирование отраслей народного хозяйства;     4) формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.         Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.       В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

1.2 Функции бюджета

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи  и основные функции финансов.       Бюджет выполняет следующие задачи:       1) перераспределение национального дохода;      2) государственное регулирование и стимулирование экономики;  3) финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;         4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.          Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.         Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета)   Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.              Контрольная функция бюджета действует одновременно с распорядительной и предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

 

II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.  Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.        Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.           Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Бюджетная система и форма государственного устройства. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.         Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.     В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.           Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.        Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств.        За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.          Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

 

2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации

Построение  бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:     1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;             2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;            3) местных бюджетов.          В настоящее время бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, десять окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские и сельские бюджеты).      В состав федерального и территориальных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В их числе дорожный, экологический фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.       Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга.      Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ. 

 

2.2 Принципы функционирования бюджетной системы

Российской Федерации

 

Функционирование  бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:     1) единство бюджетной системы;        2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;                3) самостоятельность бюджетов разных уровней;    4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;      5) сбалансированность бюджета;        6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;  7) общее покрытие расходов бюджета;       8) гласность;          9) достоверность бюджета;        10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств. 1. Единство бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.       2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление соответствующих видов доходов и полностью по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.          3. Самостоятельность бюджетов разных уровней – самостоятельность каждого уровня бюджетной системы по осуществлению бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов соответствующих бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов и т.д.      4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.             5. Сбалансированность бюджета означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован.          6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.          7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.         8. Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.     9. Достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.     10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных

получателей бюджетных средств на финансирование определенных целей.

III. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

В РОСССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Действовавший в течение многих десятилетий  механизм управления общественными  финансами в нашей стране в  целом обеспечивал централизацию  финансовых ресурсов в бюджетной системе государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Но этот механизм был создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране. Изменение политического строя и экономических основ в государстве, нашедшее отражение в Конституции 1993 г., новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, выявили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток заключается в том, что этот механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами.  Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности использования бюджетных средств потребовали проведения в стране бюджетных реформ.       Цель проведения этих реформ:        • поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;            • обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;     • повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;    • формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы; • оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;             • обеспечение прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны.       Бюджетные реформы начались с первых лет перехода к рыночной экономике. Уже в 1991 г. были разработаны и изданы два основополагающих закона: «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 и «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 июля 1991 г. № 146-ФЗ, заложивших новые основы формирования и функционирования бюджетной и налоговой систем нашего государства.           В 1991 г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификаций была введена единая бюджетная классификация, объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.   Важным этапом реформирования межбюджетных отношений стал Закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ, регламентировавший формирование и использование финансовых ресурсов местного самоуправления, впервые определивший состав местных финансов и принципы их образования и установивший, что формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.    В 1997 г. была введена новая бюджетная классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.             В 1998 г. были приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, установившие основы действующих в настоящее время бюджетной и налоговой систем, а также бюджетного процесса.      Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям:        1) реформирование межбюджетных отношений;     2) реформирование бюджетного процесса;      3) реформирование бюджетной сети.       В рамках первого направления Правительство РФ Постановлением от 30 июля 1998 г. № 862 утвердило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.». Продолжением работы в этом направлении стали «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года», одобренная Правительством РФ, и издание в 2003 г. новой редакции Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» № 131-ФЭ. Издание этого Закона повлекло внесение существенных изменений в 2003 г. в Бюджетный кодекс. В 2005 г. Министерство финансов РФ разработало «Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношений и повышения качества управления общественными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы». В рамках второго направления реформирование бюджетного процесса началось с подготовки и утверждения Правительством РФ «Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации» от 6 марта 2005 г. № 118.      

Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета