5.2. Расходы федерального бюджета
Расходы бюджета
– это денежные средства, направляемые
на финансовое обеспечение задач
и функций государства и местного
самоуправления. Формирование расходов
бюджетов всех уровней базируется на
единых методологических основах, нормативах минимальной
бюджетной обеспеченности, финансовых
затрат на оказание государственных услуг,
устанавливаемых правительством РФ. Бюджетные
расходы делятся на текущие и капительные
расходы. По функциональной классификации
все расходы группируются по направлениям
использования бюджетных средств. Так,
исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие функциональные
виды расходов общенационального уровня:
- обеспечение деятельности Президента
РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной
палаты РФ, Центральной избирательной
комиссии РФ, федеральных органов исполнительной
власти и их территориальных органов;
- функционирование федеральной
судебной системы; - осуществление
международной деятельности в общефедеральных
интересах; - национальная оборона
и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей
промышленности;
- фундаментальные исследования и содействие
научно-техническому прогрессу;
- государственная поддержка железнодорожного,
морского и воздушного транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
федерального масштаба;
- исследование и использование космического
пространства; - содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении органов государственной
власти РФ; - обслуживание
и погашение государственного долга РФ;
- финансовая поддержка субъектов
РФ; - прочие расходы. Наибольший
объем средств в расходах федерального
бюджета в 2004 г. занимают ассигнования
на национальную оборону; вместе с расходами
на правоохранительную деятельность и
обеспечение безопасности они составляют
примерно треть всех бюджетных расходов. Второе
место (13%) занимают расходы на социально-культурные
мероприятия. В объеме общегосударственных
расходах на высшее образование средства
федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое
и среднее специальное образование –
более 50%, на социальную политику – около
40%, культуру и искусство – более 20%. Третье
место в расходах федерального бюджета
занимают всевозрастающие ассигнования
на обслуживание государственного долга
(более 7%). Затраты на поддержку отраслей
народного хозяйства составляют примерно
6% всех расходов. В общегосударственных
расходах на промышленность, энергетику,
строительство, расходы федерального
бюджета превышают 20%, сельское хозяйство
– свыше 10%. Федеральный бюджет является
важным инструментом межрегионального
перераспределения общегосударственных
средств. За счет федеральных налогов
формируется Фонд финансовой поддержки
регионов, из федерального бюджета субъектам
Российской Федерации выделяются дотации
и субвенции. В 2004 году в виде трансфертов,
дотаций и субвенций, средств, перечисленных
по взаимным расчетам, регионы получили
более 350 млрд руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, бюджет Российской
Федерации является важнейшим звеном
финансовой системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой экономическую
форму образования и использования основного
централизованного фонда денежных средств
государства. Бюджет является формой образования
и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
Сосредоточение финансовых ресурсов в
бюджете необходимо для успешной реализации
финансовой политики государства. Совокупность
всех видов бюджетов образует бюджетную
систему государства. Взаимосвязь между
ее отдельными звеньями, организацию и
принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным устройством.
Бюджетная система призвана играть важную
роль в реализации финансовой политики
государства, цели которой обусловливаются
его экономической политикой. Бюджетные
отношения представляют собой финансовые
отношения государства на федеральном,
региональном и местном уровнях с государственными,
акционерными и иными предприятиями и
организациями, а также населением по
поводу формирования и использования
централизованного фонда денежных ресурсов.
При этом важной проблемой развития бюджетного
устройства Российской Федерации является
пересмотр сложившихся отношений между
бюджетами различных уровней. Будучи федеральным
государством, с трехуровневой бюджетной
системой, для России чрезвычайно актуальна
проблема построения бюджетного устройства,
основанного на принципах бюджетного
федерализма, под которым понимается система
налогово-бюджетных взаимоотношений органов
власти и управления различных уровней
на всех стадиях бюджетного процесса. Необходимость
реформирования бюджетной системы в современных
условиях определяется объективными требованиями
экономической действительности. Развитие
общества, многие годы жившего в условиях
жесткой централизации, еще довольно длительное
время будет определяться развитием бюджетных
отношений. Но и при рыночной системе роль
бюджетного регулирования не уменьшается:
ведь общество не перестает нуждаться
в сильной и авторитетной власти, способной
осуществлять контроль над теми процессами,
в которых рынок оказывается бессилен,
а именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы и осуществлять
в конечном итоге их использование. Таким
образом, совершенствование бюджетного
устройства способно оказать значительное
положительное воздействие на функционирование
всей рыночной системы. И это совершенствование
следует осуществлять как по отношению
к внутренним, межбюджетным отношениям,
основывая их исключительно на принципах
бюджетного федерализма, так и по отношению
к количественным и качественным показателям
самого бюджета, способствуя его сбалансированности
и осуществляя достаточный контроль за
уровнем возможного бюджетного дефицита
и государственного долга. Ведь только
в совокупности эти изменения способны
превратить государственный бюджет из
средства дестабилизации экономики в
мощный стимул экономического роста. Процесс
преобразования бюджетной системы - сложный,
длительный, порой весьма болезненный.
Тем не менее, начало ему уже положено.
И от успешного его завершения зависит
ни много, ни мало - будущее всей российской
экономики. Подводя итоги, хотелось бы
вновь остановиться на некоторых аспектах
совершенствования бюджетного устройства
Российской Федерации. Необходимость
реформирования бюджетной системы в современных
условиях определяется объективными требованиями
экономической действительности. Развитие
общества, многие годы жившего в условиях
жесткой централизации, еще довольно длительное
время будет определяться развитием бюджетных
отношений. Но и при рыночной системе роль
бюджетного регулирования не уменьшается:
ведь общество не перестает нуждаться
в сильной и авторитетной власти, способной
осуществлять контроль над теми процессами,
в которых рынок оказывается бессилен,
а именно бюджет позволяет аккумулировать
для этого финансовые ресурсы и осуществлять
в конечном итоге их использование. Таким
образом, совершенствование бюджетного
устройства способно оказать значительное
положительное воздействие на функционирование
всей рыночной системы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Глазкова Т.Н. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/ Т.Н. Глазкова; Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул, 2010. – 169с.
- Деньги. Кредит. Банки: Практикум. Учеб.пособие для вузов / Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
- Финансы. Учебник / Под ред. В.В.Ковалева. – М.: Проспект, 2001.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики (080100) и менеджмента (080500) / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: М.: Инфра-М, 2001.