Социально-экономическая сущность и роль бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:42, реферат

Описание

Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Формирование бюджета……………………………………………5
Функции государственного бюджета……………………………..6
Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………7
2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации……………8
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы Российской
Федерации……………………………………………………………....9
Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации…….11
Консолидированный бюджет Российской Федерации……………...13
Федеральный бюджет…………………………………………………….19
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов……………21
Расходы федерального бюджета…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

рЕФЕРАТ фИНАНСЫ И КРЕДИТ бЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

5.2. Расходы федерального бюджета

Расходы бюджета  – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством РФ.        Бюджетные расходы делятся на текущие и капительные расходы.   По функциональной классификации все расходы группируются по направлениям использования бюджетных средств. Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:             - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;         - функционирование федеральной судебной системы;         - осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;              - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;                          - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;                  - государственная поддержка железнодорожного, морского и воздушного транспорта;                 - государственная поддержка атомной энергетики;           - ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;               - исследование и использование космического пространства;         - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;            - обслуживание и погашение государственного долга РФ;          - финансовая поддержка субъектов РФ;             - прочие расходы.           Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета в 2004 г. занимают ассигнования на национальную оборону; вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности  они составляют примерно треть всех бюджетных расходов.     Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме  общегосударственных расходах на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%, профессионально-техническое и среднее специальное образование – более 50%, на социальную политику – около 40%, культуру и искусство – более 20%.              Третье место в расходах федерального бюджета занимают всевозрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).             Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов. В общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство, расходы федерального бюджета превышают 20%, сельское хозяйство – свыше 10%.    Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам Российской Федерации выделяются дотации и субвенции. В 2004 году в виде трансфертов, дотаций и субвенций, средств, перечисленных по взаимным расчетам, регионы получили более 350 млрд руб.  

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.    Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.       Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.        Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. При этом важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством, с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.      Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.      Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможного бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста. Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики.        Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.     Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.         

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Глазкова Т.Н. Финансы, денежное обращение и кредит: учебное пособие/ Т.Н. Глазкова; Алт. гос. тех. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул, 2010. – 169с.
  2. Деньги. Кредит. Банки: Практикум. Учеб.пособие для вузов / Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  3. Финансы. Учебник / Под ред. В.В.Ковалева. – М.: Проспект, 2001.
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики (080100) и менеджмента (080500) / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 639 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  6. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий: М.: Инфра-М, 2001.



Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета