Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:42, реферат
Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социально-экономическая сущность и роль бюджета
Формирование бюджета……………………………………………5
Функции государственного бюджета……………………………..6
Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………7
2.1 Уровни бюджетной системы Российской Федерации……………8
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы Российской
Федерации……………………………………………………………....9
Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации…….11
Консолидированный бюджет Российской Федерации……………...13
Федеральный бюджет…………………………………………………….19
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов……………21
Расходы федерального бюджета…………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...27
IV. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России. Схема консолидированного бюджета Российской Федерации приведена на рис. 1.
Консолидированный бюджет Российской Федерации |
Консолидированный федеральный бюджет Российской Федерации |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации (территориальные бюджеты) |
Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) |
Территориальные целевые бюджетные фонды |
Бюджеты муници-пальных образований (местные бюджеты) |
Федеральный бюджет |
Федеральные целевые бюджетные фонды |
Консолидированные бюджеты муниципальных районов |
Бюджеты городских округов |
Бюджеты муниципальных районов |
Свод бюджетов поселений |
Бюджеты городских поселений |
Бюджеты сельских поселений |
Сметы доходов и расходов городских пунктов |
Сметы доходов и расходов сельских населенных пунктов |
Рис 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации
В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты. Консолидированный бюджет муниципального района включает бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений. Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы из бюджета на науку, оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых - показатели консолидированных бюджетов. Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств. Объём консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 г., состав его показателей характеризуют данные табл. 1.
Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за 2004 г., млн руб.
Показатель |
Консолидированный бюджет РФ | ||
Сумма |
% | ||
К итогу |
К ВВП | ||
Доходы – всего
В том числе: 1. Налог на прибыль организаций 2. Налог на доходы физических лиц 3. Налог на игорный бизнес 4. Единый социальный налог 5. Налог на добавленную стоимость 6. Акцизы 7. Налоги на совокупный доход 8. Налоги на имущество 9. Платежи за пользование природными ресурсами 10. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 11. Прочие налоги, пошлины, сборы В том числе:
II. Неналоговые доходы: В том числе: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 2. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3. Доходы от
внешнеэкономической 4. Прочие неналоговые доходы III. Доходы целевых бюджетных фондов |
5429 886 4942 072
867 596 574 539 10 060 442 218 1069 691 239 457 50 618 146 842 580 966
859 737
84 456 24 488 15 403 424 594
332 332
10 370 38 489 34 725 63 220 |
100 91,0
15,9 10,6 0,2 8,1 19,7 4,4 0,9 2,7 10,7
15,8
1,5 0,4 0,3 7,8
6,1
0,2 0,7 0,6 1,2 |
32,3 29,4
5,2 3,4 0,05 2,7 6,4 1,5 0,3 0,9 3,5
5,1
0,5 0,1 0,09 2,5
2,0
0,06 0,2 0,2 0,4 |
Как следует из таблицы, в бюджетных доходах Российской Федерации превалируют налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомыми доходами бюджета является косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы (более 24%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%. Налоги, связанные с производством (налог на прибыль), относительно не велики и составляют примерно 16% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятий, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%. Неналоговые доходы бюджета не превышают 8%. В их числе наиболее значительны поступления от целевых бюджетных фондов (1,2%) и доходы от использования принадлежащего государству имущества (6%). Следует отметить, что в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется более 55% всех финансовых ресурсов, создаваемых в государстве, что составляет более 30% к ВВП. Бюджетные расходы Российского государства можно проследить по данным табл. 2.
Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 г., млн руб.
Показатель |
Консолидированный бюджет РФ | ||
Сумма |
% | ||
К итогу |
К ВВП | ||
Расходы – всего В том числе:
безопасности государства
научно-техническому прогрессу
гидрометеорология и картография
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
долга
пространства
Профицит |
4669 654
222992 37 048 56 677 429 998 381 572
50 118
398 341 78 589 19 318
47 133 291 747 52 578
593 406 74 268 23 452 370 339 404 057 230 319
11 277
12 001 6 271 85 461 183 366 760 232 |
100
4,7 0,8 1,2 9,2 8,1
1,1
8,5 1,6 0,4
1,0 6,2 1,1
12,7 1,5 0,5 7,9 8,6 4,9
0,2
0,3 0,1 1,8 3,9 |
27,8
1,3 0,2 0,3 2,6 2,3
0,3
2,4 0,5 0,1
0,3 1,7 0,3
3,5 0,4 0,1 2,2 2,4 1,4
0,06
0,07 0,03 0,5 1,1 |
Как видим, две трети бюджетных ассигнований составляют непроизводительные расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность – более 13%, оборону – около 10, обслуживание государственного долга – 5, социально-культурные расходы – более 30%. Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют треть всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 9%, сельское хозяйство и рыболовство – примерно 2, транспорт, дорожное хозяйство, связь – 1, жилищно-коммунальное хозяйство – 6%. Эти цифры свидетельствуют о снижении роли государства в экономическом процессе.
V. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основные функции
управления государством возложены
на центральные органы власти. Для
выполнения ими их обязанностей, для
финансового обеспечения
Через федеральный бюджет
осуществляется процесс распределения
и перераспределения
Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. К налоговым доходам (более 90%) относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Основные черты налоговых доходов бюджетов проявляются в следующем: 1. Налоговые доходы базируются исключительно на правовой основе, то есть вводятся и отменяются только органами государственной власти. 2. Налоговое законодательство предусматривает четкое разделение налогов по Уровням государственной структуры. 3. Налоговое законодательство предусматривает разделение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие. 4. Налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов. 5. Разделение полномочий в сфере применения налогового законодательства между федеральным центром и региональными соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории РФ. В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на: - федеральные: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг), налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина и др.; - региональные: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес и др.; - местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу налог на наследование и дарение и др. Такое разделение налогов связанно с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов. Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. К безвозмездным перечислениям относятся: перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; перечисления по взаимным расчетам (операции по передаче средств между бюджетами разных уровней). Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Временная потребность в денежных средствах, вызванная временным лагом между поступлением доходов и финансированием расходов (кассовый разрыв), покрывается бюджетными ссудами.
Информация о работе Социально-экономическая сущность и роль бюджета