Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение содержания и принципов бюджетного федерализма, особенности российского бюджетного федерализма
Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Бюджетный федерализм, его содержание…………………...стр. 4 - 14
1.1. Понятие и принципы организации бюджетного федерализма……….стр. 4
1.2. Модели бюджетного федерализма…………………………………..стр. 6
1.3. Российская модель бюджетного федерализма……………………….стр. 11
Глава 2. Бюджетный федерализм в Российской Федерации…….стр. 15 - 23
2.1 Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время……………………………………………………………………….стр. 15
2.2 Разграничение расходных и доходных полномочий бюджетов разных уровней…………………………………………………………………….стр. 18
2.3 Механизмы вертикального и горизонтального бюджетного выравнивания……………………………………………………..………стр. 21
Заключение………………………………………………………………….стр. 24
Список литературы…………………………………………………...…….стр. 26
Приложение…………………………………………………………………стр. 27
Децентрализованный тип организации бюджетной системы строится на признании высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов адекватны полномочиям в сфере доходов. При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.
Децентрализация
может отрицательно сказаться на
способности федеральных
Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие моменты:
1) региональные
власти получают высокую
2) финансовым
обеспечением независимости и
самостоятельности является
3) существует
четкое разделение и
4) центральное
правительство не контролирует
бюджетную деятельность
5) система бюджетного
выравнивания развита слабо.
6) центральное
правительство снимает с себя
ответственность по долгам
Для комбинированной модели бюджетного федерализма характерны следующие моменты:
1) использование механизма горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания;
2) повышенная ответственность федерального центра за создание условий для социально-экономического развития регионов, что неизбежно ограничивает самостоятельность региональных властей и обусловливает необходимость контроля со стороны федеральных органов власти;
3) значительная
роль бюджетных трансфертов
Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает, по сути, недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.
Горизонтальное
выравнивание предполагает пропорциональное
распределение налогового бремени
между субъектами федерации для
устранения или, по крайней мере, снижения
неравенства налоговых
Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие универсальные положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
- сосуществование нескольких
уровней бюджетно-налоговой
системы, соответствующих уровням территориально-политического
и территориально-
- законодательное или
договорное распределение
- наличие устойчивых
- использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины вышеуказанных расходов (или их нормативов);
- сложившееся в соответствии
с законом и исходящее из
критерия достаточности для
- установление в классификации
расходов федерального и
Все эти характеристики стандартной
модели бюджетного федерализма претерпевают
неизбежные изменения при ее адаптации
к условиям конкретного федеративного
государства. Именно тогда "стандарт"
надо приспосабливать к характерному
только для данной страны и для
данного периода ее истории множеству
взаимосвязанных задач
Основная идея бюджетного
федерализма заключается в
В мире существуют государства с различными типами федеративного устройства. Для каждого типа характерна своя модель бюджетного федерализма. Наиболее известными являются американская и германская модели. Иногда их называют соответственно конкурентной и кооперативной.
Американская модель строится на относительно большой самостоятельности отдельных штатов. Зачастую она рассматривается как классическая модель бюджетного федерализма. В США отсутствует система горизонтального долевого распределения доходов. Большинство федеральных субсидий штатам зависит от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти. Такая политика не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоги. Регионы значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга.
Для германской модели бюджетного федерализма характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями. Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. К ним относятся: налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость. Однако имеются и такие налоги, которые применяет только один уровень власти. В частности, в федеральный бюджет поступают все акцизы. К региональным (налогам земель) относятся транспортный налог, налог наследства; к местным налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог и ряд других.
Для выравнивания условий
между отдельными землями (богатыми
и бедными) используется механизм дифференциации
нормативов отчислений от общих налогов.
Однако следует подчеркнуть, что
основные финансовые ресурсы для
выравнивания социально-экономических
условий жизнедеятельности
Канадская модель бюджетного федерализма во многом похожа на американскую модель. Провинции вправе принимать законы по всем региональным и местным вопросам. Они самостоятельно определяют собственную налоговую политику. В Канаде есть как общие, так и индивидуальные налоги для каждого уровня власти. На федеральном уровне важнейшими налогами являются личный подоходный налог, налог с доходов корпораций, а также налог на добавленную стоимость.
В то же время в канадской
модели бюджетного федерализма в
отличие от американской важную роль
играют процессы повсеместного выравнивания
социально-экономических
Несмотря на ряд существенных различий в системах бюджетного федерализма иностранных государств, в них существуют общие закономерности, которые целесообразно учитывать при развитии бюджетно-налоговых отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. К их числу можно отнести следующие:
Во-первых, разграничение
предметов ведения и
Во-вторых, региональные органы власти, отвечающие за выполнение конкретных программ, должны иметь собственные финансовые источники для их реализации. При выполнении заданий нижестоящими органами власти по поручению вышестоящих властей им необходимо выделение соответствующих ресурсов для осуществления этих заданий с учетом объема работ и затрат.
В-третьих, взаимная ответственность
по предметам ведения должна быть
сведена до минимума. В противном
случае возникает сложная система
взаимоотношений, которая оборачивается
громоздкостью
В-четвертых, необходимо разъединять политические и административные отношения, устанавливать четкие границы административной власти и финансовой компетенции.
В-пятых, налоговая политика
должна давать возможность различным
уровням бюджетной системы
1.3. Российская модель бюджетного федерализма
Бюджетная система Российской Федерации включает три звена или три уровня: федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты: городские, районные, поселковые, сельские. При этом формальные местные органы власти не входят в состав государственного аппарата, но несомненно, что местные бюджеты включены в единую бюджетную систему Российской Федерации.
В силу федерального устройства
современной России бюджеты разного
уровня являются самостоятельными по
отношению друг к другу. Каждый из
них утверждается и исполняется
собственными властными органами в
соответствии с действующей правовой
базой. Принцип самостоятельности
проявляется и в том, что бюджеты
нижеследующих органов
Совокупность всех бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта Федерации (Рис. 1).
Федеральному бюджету
отводится главная роль в консолидированном
бюджете, прежде всего в реализации
социально-экономической
Консолидированный бюджет субъекта Федерации есть результат объединения бюджетных показателей региона, в нем отражены итоги разработки и реализации бюджетной политики данного региона. Бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 1
Рис. 1 «Схема консолидированного бюджета РФ»