Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:41, дипломная работа
Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).
Введение 5
ГЛАВА 1. Основные понятия использования пластиковых карт 9
1.1. История пластиковых карт в России 9
1.2. Пластиковые карты, как платежный инструмент 15
1.3. Классификация пластиковых карт 20
1.4. Платежная система и ее участники 31
1.4.1. Держатель карты 32
1.4.2. Банк-эмитент 34
1.4.3. Банк-эквайер 37
1.4.4. Расчетный банк 39
1.4.5. Магазины и другие точки обслуживания 39
1.4.6. Процессинговый центр и коммуникации 41
1.4.7. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников
платежных систем
43
1.5. Технические средства 45
1.5.1. Использование POS-терминалов 46
1.5.2. Импринтер 48
1.5.3. Применение банкоматов 48
ГЛАВА 2. Организация работы с пластиковыми картами 51
2.1. Подготовка к эмиссии карт 51
2.2. Технология безналичных расчетов на основе карт 54
Платежные схемы
54
2.2.2. Авторизация 57
2.2.3. Проведение расчетов 61
2.2.4. Возвраты 65
2.3. Маркетинг банковских карт 66
2.3.1. Стратегия маркетинга 67
2.3.2. План маркетинговой кампании и методы его реализации 69
2.4. Прибыльность по операциям с пластиковыми картами 70
ГЛАВА 3. Современное положение пластиковых карт в России 77
3.1. Сегодняшнее состояние российского рынка банковских карт 77
3.2. Внедрение пластиковых карт в г. Архангельске 84
3.3. Законодательная база по пластиковым картам 89
3.3.1. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными
организациями банковских карт и осуществления расчетов
по операциям, совершаемым с их использованием»
89
3.3.2. Проект Закона «Об использовании банковских карт в
Российской Федерации»
90
3.4. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими
картами
94
3.4.1. Смешанный договор 94
3.4.2. Обеспечительный депозит 98
3.5. Зарплатный проект на основе карт 100
3.6. Возможности расширения карточного бизнеса 102
Заключение 105
Список литературы
Положительное решение по заявке клиента на получение кредитной карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100 %-й авторизации в режиме реального времени.
Если же кредитоспособность клиента оценена положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где создается файл-мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.
Необходимо указать на меры безопасности, которые должны соблюдаться в процессе производства и пересылке клиентам карточек. Участок производства карточек в банке (или в специализированной фирме) отделен от других отделов и находится под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.
Банк-эмитент выдает карты
Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операций, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности.
Выписка по счету содержит важную информацию для банка и его клиента. Прежде всего, указывается номер карточного счета в банке. Клиент может иметь несколько карточек, и поэтому номер счета необходим ему для проверки расчетов банка. Далее в выписке содержится напоминание о кредитном лимите, установленном по карточному счету и приводится неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель свидетельствует, что установленный банком кредитный лимит не превышен клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Все сделки, сообщения о которых поступили в банк позднее этой даты, будут включены в расчет следующего цикла. Указывается так же конечный срок поступления платежа от клиента по данному циклу. Все суммы, поступившие позднее этой даты, считаются просроченными, и по ним банк будет взимать сбор за просрочку. Далее банк напоминает клиенту минимальную сумму обязательного платежа, затем приводятся сведения о самой операции, которую осуществил клиент с применением кредитной карточки. Это, прежде всего, дата, которая должна совпадать с датой на копии торгового счета, имеющейся у владельца карточки. Далее указана дата соответствующей бухгалтерской проводки по карточному счету клиента в банке. Эта дата особенно важна, так как, начиная с нее, банк рассчитывает среднедневной остаток задолженности, необходимый для определения комиссионного сбора. Каждой операции с карточкой присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием названия и адреса торгового или сервисного предприятия.
Подготовка выписки по счету требует от работников соответствующего подразделения банка большого внимания и аккуратности. Выписка должна быть отправлена клиенту заранее. Если выписка отправлена несвоевременно или по ошибочному адресу, это может стать причиной просрочки платежа, в которой клиент не виноват. Это, естественно, приведет к конфликтной ситуации и дополнительным расходам банка.
Важно так же правильно
Полученный банком перевод в
счет платежа по выписке
1.4.3. Банк-эквайер
Банк-эквайер осуществляет
Процессинг торговых счетов
В торговом счете указывается,
прежде всего, номер
Процессинг торговых счетов
В автоматизированных системах
торговые счета проходят через
сенсорные устройства. Суммы считываются
методом оптического
Наконец, после считывания и
контроля, сумма счетов передается
по системе информационного
Как и все другие элементы
процессинга, обработка
Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки счетов. В любом случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов - выигрыш. [25, с. 90-94]
Банк отвечает за то, чтобы кассиры были хорошо обучены, правильно и быстро принимали карточку к оплате, чтобы в кассах стояло оборудование, которое не будет создавать проблем ни с качеством, ни со временем обслуживания клиента.
Кроме того, банк-эквайер может
осуществлять выдачу наличных по карточкам
как в своих отделениях, так и через принадлежащие
ему банкоматы.
Банк может и совмещать выполнение функций
эквайера и эмитента. Следует отметить,
что основными, неотъемлемыми функциями
банка-эквайера являются финансовые, связанные
с выполнением расчетов и платежей точкам
обслуживания. Что же касается перечисленных
выше технических атрибутов его деятельности,
то они могут быть делегированы эквайером
специализированным сервисным организациям
- процессинговым центрам.
1.4.4. Расчетный
банк
Выполнение эквайерами своих
функций влечет за собой
1.4.5. Магазины
и другие точки обслуживания
Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайрингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.
Договор между банком и предприятием
обычно предусматривает:
Работа с предприятиями по
приему карточек к оплате
Эту проблему пытаются решить несколькими способами. Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.
Третьим направлением работы
с предприятиями является
Еще одной формой работы, которая
рекомендуется некоторыми платежными
системами, является регулярное инспектирование
торговых точек с целью выявления недостатков
в обслуживании или нарушении инструкций.
К сожалению, инспектированию у нас
в стране пока не уделяется должного внимания,
хотя оно, по признанию многих экспертов,
является очень эффективным средством
не только повышения дисциплины кассиров,
но и определения тех точек обслуживания,
где потенциально высок риск мошенничества.
1.4.6. Процессинговый
центр и коммуникации
Использование дебетовой магнитной карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.
Процессинговый центр - специализированная
сервисная организация - обеспечивает
обработку поступающих от
Информация о работе Современное положение пластиковых карт в России