Современное положение пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:41, дипломная работа

Описание

Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).

Содержание

Введение 5
ГЛАВА 1. Основные понятия использования пластиковых карт 9
1.1. История пластиковых карт в России 9
1.2. Пластиковые карты, как платежный инструмент 15
1.3. Классификация пластиковых карт 20
1.4. Платежная система и ее участники 31
1.4.1. Держатель карты 32
1.4.2. Банк-эмитент 34
1.4.3. Банк-эквайер 37
1.4.4. Расчетный банк 39
1.4.5. Магазины и другие точки обслуживания 39
1.4.6. Процессинговый центр и коммуникации 41
1.4.7. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников
платежных систем
43
1.5. Технические средства 45
1.5.1. Использование POS-терминалов 46
1.5.2. Импринтер 48
1.5.3. Применение банкоматов 48
ГЛАВА 2. Организация работы с пластиковыми картами 51
2.1. Подготовка к эмиссии карт 51
2.2. Технология безналичных расчетов на основе карт 54
Платежные схемы
54
2.2.2. Авторизация 57
2.2.3. Проведение расчетов 61
2.2.4. Возвраты 65
2.3. Маркетинг банковских карт 66
2.3.1. Стратегия маркетинга 67
2.3.2. План маркетинговой кампании и методы его реализации 69
2.4. Прибыльность по операциям с пластиковыми картами 70
ГЛАВА 3. Современное положение пластиковых карт в России 77
3.1. Сегодняшнее состояние российского рынка банковских карт 77
3.2. Внедрение пластиковых карт в г. Архангельске 84
3.3. Законодательная база по пластиковым картам 89
3.3.1. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными
организациями банковских карт и осуществления расчетов
по операциям, совершаемым с их использованием»
89
3.3.2. Проект Закона «Об использовании банковских карт в
Российской Федерации»
90
3.4. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими
картами
94
3.4.1. Смешанный договор 94
3.4.2. Обеспечительный депозит 98
3.5. Зарплатный проект на основе карт 100
3.6. Возможности расширения карточного бизнеса 102
Заключение 105
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 731.50 Кб (Скачать документ)

         Положительное решение по заявке клиента на получение кредитной карточки выносится после тщательного изучения его финансового положения и оценки риска неплатежа. Если результаты анализа  неблагоприятны для клиента, ему могут предложить дебетовую карточку для снятия наличных денег со счета при 100 %-й авторизации в режиме реального времени.

      Если  же кредитоспособность клиента оценена  положительно, вся существующая информация с заявки вводится в компьютер, где  создается файл-мастер для персональных данных. В него заносится фамилия и имя клиента, его постоянный адрес, номер в системе социального страхования, кредитный лимит, номер карточного счета и срок возобновления карточки. Одновременно подготавливается магнитная лента, необходимая для изготовления карточки клиента.

      Необходимо  указать на меры безопасности, которые  должны соблюдаться в процессе производства и пересылке клиентам карточек. Участок  производства карточек в банке (или  в специализированной фирме) отделен  от других отделов и находится  под строгим контролем. Доступ разрешается узкому кругу лиц, чтобы сократить риск похищения бланков или готовых карточек, подлежащих отправке владельцам.

      Банк-эмитент выдает карты клиенту  лично. Вместе с картой клиент  получает конверт с PIN-кодом.

      Банк-эмитент периодически, обычно раз в месяц, посылает клиенту особый документ - выписку с его кредитного счета, где указываются комиссионные сборы, которые клиент должен уплатить банку в связи с проведением операций, обязательную минимальную сумму погашения долга и новый остаток задолженности.

      Выписка по счету содержит  важную информацию для банка  и его клиента. Прежде всего,  указывается номер карточного  счета в банке. Клиент может  иметь несколько карточек, и поэтому  номер счета необходим ему  для проверки расчетов банка. Далее в выписке содержится напоминание о кредитном лимите, установленном по карточному счету и приводится неиспользованная сумма кредитной линии. Последний показатель свидетельствует, что установленный банком кредитный лимит не превышен клиентом. В сумму неиспользованного лимита не включены те сделки, которые не поступали в банк к моменту подготовки выписки. Все сделки, сообщения о которых поступили в банк позднее этой даты, будут включены в расчет следующего цикла. Указывается так же конечный срок поступления платежа от клиента по данному циклу. Все суммы, поступившие позднее этой даты, считаются просроченными, и по ним банк будет взимать сбор за просрочку. Далее банк напоминает клиенту минимальную сумму обязательного платежа, затем приводятся сведения  о самой операции, которую осуществил клиент с применением кредитной карточки. Это, прежде всего, дата, которая должна совпадать с датой на копии торгового счета, имеющейся  у владельца карточки. Далее указана дата соответствующей бухгалтерской проводки по карточному счету клиента в банке. Эта дата особенно важна, так как, начиная с нее, банк рассчитывает среднедневной остаток задолженности, необходимый для определения комиссионного сбора. Каждой операции с карточкой  присваивается индивидуальный номер, по которому в случае возникновения спора можно разыскать все необходимые документы. В специальной графе перечислены все торговые операции, включенные в выписку, с указанием названия и адреса торгового или сервисного предприятия.

      Подготовка выписки по счету требует от работников соответствующего подразделения банка большого внимания и аккуратности. Выписка должна быть отправлена клиенту заранее. Если выписка отправлена несвоевременно или по ошибочному адресу, это может стать причиной просрочки платежа, в которой клиент не виноват. Это, естественно, приведет к конфликтной ситуации и дополнительным расходам банка.

      Важно так же правильно установить  периоды составления выписок  по счету для различных групп  клиентов, чтобы выписки высылались  в течение месяца, и обеспечивалась равномерная нагрузка соответствующих банковских служб (бухгалтерия, отдел рассылки и так далее).

      Полученный банком перевод в  счет платежа по выписке должен  быть зачислен на карточный  счет в день его получения  независимо от того, когда он будет обработан и проведен по бухгалтерским книгам. [25, с. 75-86] 
 
 

1.4.3. Банк-эквайер 

      Банк-эквайер осуществляет весь  спектр операций по взаимодействию  с точками обслуживания карточек:

  • обработку запросов на авторизацию;
  • процессинг торговых счетов, предоставленных в банк торговцем по операциям  с карточками;
  • перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;
  • распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены);
  • рассмотрение заявок торговых организаций на присоединение к системе расчетов, анализ кредитоспособности новых и уже имеющихся торговцев, проверку торговцев, подозревающихся в мошенничестве;
  • маркетинг, помощь торговым предприятиям в приобретении оборудования для обслуживания пластиковых карт.

      Процессинг торговых счетов состоит  в переносе данных с бумажного  счета на магнитную ленту для  введения в систему информационного  обмена и “продажи” этих сумм  банку-эмитенту.

      В торговом счете указывается,  прежде всего, номер банковского  счета владельца карточки, его  фамилия, дата истечения срока  карточки. При процессинге считывается  только номер счета. Далее приводится  название торгового предприятия,  адрес, идентификационный номер. Эти данные заложены в мастер-файле банка-эквайра и, как правило, не переносятся при подготовке магнитной ленты. Далее сообщается дата совершения сделки. Эта дата вносится в ленту, передается по коммуникациям и печатается в выписке по счету, направляемой владельцу карточки. И, наконец, указывается сумма сделки. Она так же переписывается на ленту и используется при расчетах.

      Процессинг торговых счетов имеет  несколько стадий. Сначала торговые  счета, поступившие в банк от  торговца, формируются в пачки одинакового размера и проверяются (правильность заполнения, нет ли в пачке чужих счетов от других торговцев, сумму счетов в пачке). Затем проводится считывание и перенос данных. При ручной обработке счетов данные вводятся с помощью клавиатуры на компьютерном терминале.

      В автоматизированных системах  торговые счета проходят через  сенсорные устройства. Суммы считываются  методом оптического распознавания  знаков. Если какие-либо данные  не могут быть прочитаны машиной,  их дополнительно вводят вручную. Затем производится сверка сумм, зафиксированных машиной, с суммами пачек до начала переноса. Этот контроль необходим для выявления ошибок. Отметим, что современная технология обработки торговых счетов  значительно ускоряет этот процесс.

      Наконец, после считывания и  контроля, сумма счетов передается  по системе информационного обмена, и банк-эквайр получает возмещение  этой суммы от ассоциации за  вычетом комиссии за интерчейндж.

      Как и все другие элементы  процессинга, обработка торговых счетов требует строгого контроля. Банк зачисляет суммы счетов, предъявленных торговцем, на депозитный счет последнего в день подачи счетов. В то же время возмещение этой суммы через систему информационного обмена не может быть получено, пока счета не обработаны и  не проведены по системам информационного обмена. Таким образом, банк вынужден бесплатно кредитовать торговца на период обработки счетов. Если вместо 2-х дней будет затрачено 4-е или 5-ть дней, расходы банка существенно возрастут.

       Поэтому администрация вводит жесткие стандарты сроков обработки счетов. В любом случае следует всегда учитывать, что задержка процессинга означает потерю денег для банка, а ускорение обработки счетов - выигрыш. [25, с. 90-94]

        Банк отвечает за то, чтобы кассиры были хорошо обучены, правильно и быстро принимали карточку к оплате, чтобы в кассах стояло оборудование, которое не будет создавать проблем ни с качеством, ни со временем обслуживания клиента.

        Кроме того, банк-эквайер может  осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы.                     Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента. Следует отметить, что основными, неотъемлемыми функциями банка-эквайера являются финансовые, связанные с выполнением расчетов и платежей точкам обслуживания. Что же касается перечисленных выше технических атрибутов его деятельности, то они могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.   

1.4.4. Расчетный  банк 

      Выполнение эквайерами своих  функций влечет за собой расчеты  с эмитентами. Каждый банк-эквайер  осуществляет перечисление средств  точкам обслуживания по платежам  держателей карточек банков-эмитентов,  входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства (а также, возможно, средства, возмещающие выданную наличность) должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета. [18, с. 106]  

1.4.5. Магазины  и другие точки обслуживания 

      Юридические отношения между банками-эквайерами и предприятиями розничной коммерческой сети строятся на основе договора. Каждая платежная система разрабатывает свои требования к такому договору. Но практика работы по эквайрингу выделила некоторые общие принципы и положения, которые обязательно должны быть учтены в договоре. Суть договора заключается в том, что банк или другой уполномоченный член платежной системы предоставляет право предприятию принимать к оплате карточки данной платежной системы с соблюдением определенных требований. В свою очередь он обязуется в установленные сроки возмещать предприятию суммы проведенных операций по карточкам данной системы, удерживая себе оговариваемую плату в виде процента от возмещаемых сумм. Все эти позиции и должны быть подробно отражены в договоре.

      Договор между банком и предприятием обычно предусматривает:                            

  • виды карточек (платёжных систем);
  • перечень магазинов (точек обслуживания) данной торгово-сервисной фирмы, в которых должны приниматься карточки;
  • обязательство предприятия на видном месте размещать торговый знак платежной системы, информирующий клиентов о возможности оплаты товаров и услуг карточкой;
  • обязательство предприятия не устанавливать цену на товар выше, если он оплачивается карточкой, а не наличными;
  • способ авторизации (с указанием основного и резервных телефонов в случае голосовой авторизации);
  • авторизационный лимит, то есть минимальную сумму операции, выше которой авторизация является обязательной;
  • порядок и регулярность получения стоп-листов;
  • условия, на которых предприятие использует оборудование, необходимое для приема карточек и оформления операций;
  • порядок и сроки доставки слипов в банк;
  • сроки возмещения сумм операций предприятию;
  • размер комиссии, получаемой банком, и порядок ее удержания;
  • порядок возврата сумм по операциям, опротестованным системой;
  • порядок изъятия карточек, способ их доставки в банк и размер вознаграждения кассиру, изъявшему разыскиваемую карточку;
  • подробный порядок действий кассиров по идентификации карточек, работе со стоп-листом, авторизации, оформлению слипов, работе с оборудованием, изъятию карточек и т.п. (эти процедуры обычно выносятся в отдельную инструкцию для кассира/продавца).

     Работа с предприятиями по  приему карточек к оплате является сложным делом, с точки зрения организации. Сложность заключается главным образом в том, что кассиры магазинов и других коммерческих предприятий не только не подчиняются банку, но и, как правило, не имеют соответствующей подготовки для работы с банковскими карточками.

      Эту проблему пытаются решить  несколькими способами.  Необходимо подготовить простую и доходчивую инструкцию для кассиров. Необходимо провести основательное обучение кассиров. Но, как правило, одного обучения бывает недостаточно: кассиры меняются, что-то могут забыть, время от времени желательно проводить переподготовку.

       Третьим направлением работы  с предприятиями является регулярная  рассылка по предприятиям писем  с важной новой информацией, касающейся приема карточек.

        Еще одной формой работы, которая  рекомендуется некоторыми платежными системами, является регулярное инспектирование торговых точек с целью выявления недостатков в обслуживании или нарушении инструкций. К сожалению, инспектированию  у нас в стране пока не уделяется должного внимания, хотя оно,  по признанию многих экспертов, является очень эффективным средством не только повышения дисциплины кассиров, но и определения тех точек обслуживания, где потенциально высок риск мошенничества. 

1.4.6. Процессинговый  центр и коммуникации 

       Использование дебетовой магнитной карточки приводит к необходимости on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она также проводится всегда.

       Процессинговый центр - специализированная  сервисная организация - обеспечивает  обработку поступающих от эквайеров  (или непосредственно из точек  обслуживания) запросов на авторизацию  и/или протоколов транзакций - фиксируемых  данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных.  Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В противном случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию, а также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Информация о работе Современное положение пластиковых карт в России