Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:41, дипломная работа
Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны. Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).
Введение 5
ГЛАВА 1. Основные понятия использования пластиковых карт 9
1.1. История пластиковых карт в России 9
1.2. Пластиковые карты, как платежный инструмент 15
1.3. Классификация пластиковых карт 20
1.4. Платежная система и ее участники 31
1.4.1. Держатель карты 32
1.4.2. Банк-эмитент 34
1.4.3. Банк-эквайер 37
1.4.4. Расчетный банк 39
1.4.5. Магазины и другие точки обслуживания 39
1.4.6. Процессинговый центр и коммуникации 41
1.4.7. Выгоды и недостатки карточных расчетов для участников
платежных систем
43
1.5. Технические средства 45
1.5.1. Использование POS-терминалов 46
1.5.2. Импринтер 48
1.5.3. Применение банкоматов 48
ГЛАВА 2. Организация работы с пластиковыми картами 51
2.1. Подготовка к эмиссии карт 51
2.2. Технология безналичных расчетов на основе карт 54
Платежные схемы
54
2.2.2. Авторизация 57
2.2.3. Проведение расчетов 61
2.2.4. Возвраты 65
2.3. Маркетинг банковских карт 66
2.3.1. Стратегия маркетинга 67
2.3.2. План маркетинговой кампании и методы его реализации 69
2.4. Прибыльность по операциям с пластиковыми картами 70
ГЛАВА 3. Современное положение пластиковых карт в России 77
3.1. Сегодняшнее состояние российского рынка банковских карт 77
3.2. Внедрение пластиковых карт в г. Архангельске 84
3.3. Законодательная база по пластиковым картам 89
3.3.1. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными
организациями банковских карт и осуществления расчетов
по операциям, совершаемым с их использованием»
89
3.3.2. Проект Закона «Об использовании банковских карт в
Российской Федерации»
90
3.4. Гражданско-правовое регулирование операций с банковскими
картами
94
3.4.1. Смешанный договор 94
3.4.2. Обеспечительный депозит 98
3.5. Зарплатный проект на основе карт 100
3.6. Возможности расширения карточного бизнеса 102
Заключение 105
Список литературы
С точки зрения клиента недостатки подобной схемы заключаются в следующем: увеличение срока между внесением средств на счет и поступлением их в базу данных; на сумму, прописанную на карточке, проценты не начисляются.
Системы с режимом
Однако из-за неудовлетворительного состояния российской телефонной сети (за исключением, наиболее крупных городов), off-line вариант привлекает особенно пристальное внимание отечественных банков.
При выборе технологии всегда
следует учитывать специфику
конкретных условий и факт, что
обе технологии имеют свои области применения.
Поэтому трудно говорить о доминировании
какой-либо из этих двух технологий.
2.2.3. Проведение
расчетов с использованием
Клиент, предъявив карточку в пункт обслуживания, получает товар или услугу в обмен на квитанцию, обычно называемую слипом. На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карточки, так и продавцом. Держатель карточки ставит свою подпись под заявлением, выполненным на слипе типографским способом, смысл которого заключается в том, что он обязуется уплатить указанную сумму с помощью банка-эмитента.
В любой операции платежа, осуществленной с помощью карточки, приводится в действие следующая цепочка (см. рис. 2.1).
По приведенной ниже цепочке
движутся в разных направлениях
финансовые средства и документы. Держатель
карточки получает от магазина покупку
как бы в кредит. Магазин, отпуская клиенту
товар, получает от него взамен слип с
распиской на соответствующую сумму. Банк-эквайер
возмещает магазину сумму товаров, проданных
держателям карточек, строго в соответствии
с представленными слипами.
Рис. 2.1.
Взаимоотношения между
Переведя данные слипов (операций) в электронную форму, банк создает из них файл, отправляет его в процессинговую компанию и получает через расчетный банк возмещение на соответствующую сумму. Документом на данном этапе является электронный файл (журнал), созданный в установленном формате и соответствующим образом зашифрованный. В компании в процессе обработки всех принятых файлов происходит сортировка операций, представленных к оплате в систему за этот день и формируются файлы для банков-эмитентов. Такой файл является документом, на основании которого процессинговая компания получает от банка-эмитента средства, соответствующие сумме всех операций, проведенных держателями карточек данного банка. Банк-эмитент на основании электронных журналов проводит дебетование или кредитование карточных счетов клиентов. Впоследствии для каждого клиента формируется выписка по его счету, включающая все операции, прошедшие за определенный период (как правило, 1 месяц). Для держателей кредитных и расчетных карт выписка является документом, на основании которого клиент должен оплатить свой долг банку на заранее оговоренных условиях. В случае с дебетовыми и предоплатными картами выписка лишь информирует клиента о движении средств по его счету.
В России часто и магазин,
и клиент имеют счет в одном
и том же банке, тогда эта
цепочка может иметь вид
Рис. 2.2. Движение документарных и денежных потоков
между участниками
локальной системы
Это происходит из-за того, что
в данном регионе в этой
платежной системе работает
Если держатель карточки
В платежной системе происходит не только перевод средств клиентов, но и движение комиссий, взимаемых учреждениями, участвующими в цепочке, поскольку вся работа строится на коммерческой основе (см. рис.2.3). При этом взимание комиссий в операциях получения наличных денег принципиально отличается от оплаты покупок в магазинах. Для магазинных операций в системах вводится так называемая плата за обмен - интерчейндж. Интерчейндж (interchange fee) – комиссия за операции обмена данными: плата, взимаемая членом платежной системы, получающим информацию о транзакции и передающим ее эмитенту, с обслуживающих банков. [6, с. 99]
Ее цель - компенсировать банку-эмитенту
период между списанием суммы
в пользу магазина и ее
Рис. 2. 3. Движение
информационных и денежных потоков
в платежной системе при покупке
товара с помощью карты
Это схема, принятая в
В платежной системе пунктом обслуживания может быть не только магазин, но и отделение банка, а предоставляемой услугой - выдача наличных.
Банк, выдающий
держателю карточки наличные деньги,
фактически его кредитует, и в международных
системах эта операция называется «кассовым
авансом». Поэтому банк-эмитент при возмещении
суммы «кассового аванса» выплачивает
также и комиссию за кредитование, которое
было произведено банком, обслужившим
его клиента (см. рис. 2.4).
Рис. 2. 4. Движение информационных и денежных потоков в платежной системе при выдаче наличных денег
При получении наличных в банке не эмитенте данной карты, держатель карты возвращает банку-эмитенту сумму полученных наличных вместе с комиссионными банку, осуществившему обналичивание, и комиссионными банку-эмитенту. Банк-эмитент выплачивает расчетному банку 100 % суммы вместе с комиссионными банка, обслужившего клиента. Расчетный банк переводит эти средства банку, выдавшему наличные за минусом комиссионных за расчетное обслуживание.
Впрочем, в России сейчас
2.2.4. Возвраты
В процессе расчетов по
В конфликтной ситуации банки
могут самостоятельно
Получив извещение об обратном
списании, банк-эквайр зачисляет
сумму на специальный
Банки устанавливают
2.3.
Маркетинг банковских
карт
Прибыль как конечная цель маркетинга, первоочередная ориентация на потребности клиента; постановка управленческих задач и планирование конкретных мероприятий по достижению намеченных целей.
В области маркетинга
Среди этих задач особое место занимает проблема привлечения новых клиентов и открытия им карточных счетов. На заре карточного бизнеса банки прибегали к массовой рассылке карточек без предварительного изучения финансового положения адресата. Эта практика привела к крупным потерям. В результате банки начали серьезно относиться к маркетингу карточек и прибегли к детальному изучению рынка персональных финансовых услуг.
Рост применения карточек и
насыщение рынка привели к
сокращению притока новых
Банки по разным причинам
Маркетинг должен также
Работа маркетинговых служб банка направлена
на то, чтобы выявить целевые рынки для
различных финансовых продуктов, (услуг).
Целевым рынком называется группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров или услуг.
Поиск целевого рынка связан с сегментацией, то есть выделением однородных групп клиентов, на которых ориентирована маркетинговая программа. Сегментация может основываться на дифференциации клиентов или финансовых продуктов. В сфере банковского маркетинга более удобна клиентская сегментация, так как операции различных банков лишь в незначительной степени отличаются друг от друга. Финансовые нововведения быстро распространяются и перенимаются разными банковскими учреждениями. Поэтому в основу банковских маркетинговых программ кладется принцип сегментации клиентов по ряду персональных характеристик. Обычно учитываются такие факторы, как возраст, занятие, местожительство, социально-экономический статус. Возраст особенно важен для банкиров, так как они стараются, как можно раньше приобщить клиента к банковскому обслуживанию и «привязать» его к себе на длительный период. Занятие клиента в значительной степени определяет уровень его доходов и образ жизни. Местожительство «привязывает» клиента к определенному отделению банка.
Что касается «социально-
В банковском маркетинге
Банк может достаточно легко
осуществить сегментацию
Пример
такой упрощенной матрицы «продукт/клиентский
сегмент» приводится в табл. 2.1.
Схемы,
подобные приведенной выше, помогают
определить целевой сегмент
Таблица
2.1 Матрица продукт/клиент
ппппПро П Продукты |
Молодежь |
Молодые пары |
Семья «со стажем» |
Лица, вышедшие на пенсию |
1. Сберегательные программы | + | |
+ | |
2. Персональные ссуды | + | + | |
|
3. Услуги по туризму | + | |
+ | |
4. Кредитные карточки | + | + | + | + |
5. Закладные под недвижимость | + | + | + | |
6. Страхование | |
+ | + | |
7. Консультации по налогам | |
+ | + | + |
8. Управление активами | |
|
+ | + |
9.Трастовые услуги/попечительство |
|
|
|
+ |
Информация о работе Современное положение пластиковых карт в России