Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:38, курсовая работа
Наступление эпохи господства информационных технологий
привносит принципиально новые черты в процесс управления технологической структурой производства. Новую технику уже недостаточно воспринимать как овеществленный труд и овеществленный
1. Информация как товар
1.1.Информация как потребительная стоимость
1.2. Информация как стоимость
2. Анализ информации
3. Особенности производства информации как товара
Введение
1. Информация как товар
1.1.Информация как
1.2. Информация как стоимость
2. Анализ информации
3. Особенности производства информации как товара
Заключение
Список литературы
Введение
Наступление эпохи господства информационных технологий
привносит принципиально новые черты в процесс управления технологической структурой производства. Новую технику уже недостаточно воспринимать как овеществленный труд и овеществленный
капитал, необходимо понимать, что она представляет собой овеществленную научно-техническую информацию и подчиняется в своем
общественном движении законам и отношениям, накладываемым на
нее этой информацией, вещной формой представления которой выступает новая техника.
Технологический менеджмент индустриальной эпохи предполагает, что модернизация производства осуществляется по мере морального износа средств труда, и, поскольку он происходит скачкообразно, то периоды плавного, эволюционного развития лишь изредка сменяются периодами технологического разрыва, так что стандартным состоянием технологической структуры производства является ее стабильность и преемственность. В начале 60-х годов один из директоров корпорации «Дженерал электрик» отмечал, что, какую бы новую техническую идею ни предлагали производственнику, первая, совершенно инстинктивная его реакция — отклонить инновацию. Производство не терпит перемен. Вот что нужно прежде всего уяснить, затевая организацию производственных нововведений.
Технологический менеджмент информационной эпохи предполагает, что каждый новый кластер научно-технической информации,
овеществленный в средствах производства, вызывает неизбежный
переворот в технологической структуре производства, поэтому
стандартным состоянием технико-экономической динамики становится состояние технологического разрыва, в котором упорядоченность и последовательность изменений технологических принципов
сменяются хаотическим беспорядком.
Тем самым, управление технологической структурой производства в период становления информационного технологического способа производства — это управление беспорядком, требующее повседневной готовности к риску и непредвиденным переменам в характере технико-экономической динамики. К этому следует добавить наступающие время от времени полосы структурных кризисов, в течение которых технологическая структура производства в отдельно взятой отрасли хозяйства может претерпевать локальный регресс.
Данная работа представляет собой попытку обнаружить определенный порядок в этом хаосе, последовательно изложить логику причинно следственных связей, управляющих производством и обращением научно-технической информации, а также ее производительным применением, в том числе инновационными процессами.
1. Информация как товар
1.1.Информация как
Сегодня общепризнано, что информация представляет собой
важнейший фактор экономического роста, ресурс, от эффективности
использования которого в огромной, если не в решающей, степени
зависит развитие отдельных стран, регионов и мирового хозяйства в
целом. В то же время, во всей информационной экономике трудно
найти проблему, которая вызывала бы столько разногласий и споров,
как проблема потребительной стоимости научно-технической информации.
Некоторые авторы в связи с этим отмечают, что информация как потребительная стоимость проявляется только в процессе ее производительного применения и что поэтому продукты научных
исследований сами по себе не выступают потребительной стоимостью.
Другие, напротив, полагают, что назначение и общественная
функция информации заключаются в ее участии в процессе приращения нового знания и, таким образом, полезность информации определяется ее “познавательной способностью”. По данному вопросу существует и множество других позиций, занимающих промежуточное положение между двумя приведенными крайностями.
На мой взгляд, научно-техническая информация как потребительная стоимость многолика и проявляется во всей совокупности своих общественных функций, основными из которых являются три:
1 — применение информации в процессе информационного производства: в процессах познания, выделения информации из окружающего мира и ее знаковой фиксации, т.е. представления в форме, наиболее удобной для ее последующего использования, а также хранения, передачи, преобразования, обработки;
2 — применение информации в процессе разработки техникотехнологических и управленческих решений;
3 — применение информации в процессах материального и духовного производства (для краткости будем называть его производительным применением информации), позволяющее делать легче и успешнее человеческий труд, снижая общественную стоимость производимых продуктов и осваивая производство новых продуктов труда, удовлетворяющих общественные потребности людей.
Троякая особенность научной информации как потребительной
стоимости связана с воспроизводственными процессами, а именно —
с воспроизводством сферы информационного производства как обособленной сферы хозяйственной деятельности, играющей все более
заметную роль в процессах
материального и духовного
по мере становления информационного типа экономического роста.
В современном мировом хозяйстве информация выступает всеобщим продуктом человеческого труда. Однако не каждый процесс труда является процессом информационного производства, то есть приводит к выделению из окружающего мира той или иной научной информации и к ее знаковой фиксации. Поэтому в целях исследования общих (в том числе и экономических) законов информационного производства необходимо выделить сферу хозяйства, продуктом которой выступает научная информация в различных ее видах и формах.
Несмотря на то, что информационное производство выступает
“нулевым циклом” практически каждого производственного процесса и, следовательно, в любом продукте человеческого труда овеществляется некоторая научная информация, тем не менее, из всей массы продуктов труда выделяется достаточно широкий класс информационных продуктов, процессом непосредственного создания которых выступает собственно информационное производство.
Информационным продуктом называется продукт человеческого труда, основную долю совокупного общественного спроса на который обеспечивает овеществленная в нем научная информация.
Заметим, что принадлежность того или иного продукта к числу информационных является фактом историческим, преходящим, поскольку категории “спрос”, “потребность”, явно или неявно участвующие в определении информационного продукта, носят исторический характер.
В зависимости от воспроизводственных функций создаваемых
информационных продуктов сфера НИОКР разделяется на научные
исследования (НИР) и опытно-конструкторские разработки (ОКР).
При этом продуктами НИР выступают информационные продукты,
необходимые для производства новой информации и тем самым
обеспечивающие расширенное воспроизводство сферы НИОКР в целом. Продуктом ОКР выступает научная информация, применяемая
лишь для производства продуктов иного рода, неинформационных
продуктов.
Заметим, что материальной основой воспроизводственного
принципа, на котором базируется предложенная классификация НИОКР, является не абстрактная схема, которой по тем или иным причинам удобно пользоваться на практике, а реальные воспроизводственные процессы, опирающиеся на приведенную выше характеристику информации как потребительной стоимости и выражающиеся в углублении общественного разделения труда внутри сферы НИОКР. В самом деле, сегодня не только наука, вырастающая из потребностей материального производства, отделяется от самого производства, но и “чистая” наука, производящая знание в наиболее абстрактном его виде (НИР), отделяется от науки, применяемой к производству (ОКР).
Для сферы НИР, в свою очередь, характерен достаточно обособленный воспроизводственный процесс, обеспечивающий приращение “чистого” знания, без накопления которого невозможен процесс материализации научных идей в производстве. Поэтому вся система научных исследований естественным образом разделяется на фундаментальные исследования (ФНИР), продуктом которых является информация, потребляемая в сфере НИР и тем самым обеспечивающая ее расширенное воспроизводство, и прикладные исследования (ПНИР), продуктом которых является информация, потребляемая вне сферы НИР. Легко понять, что с продуктами ФНИР связана первая из перечисленных выше функций информации как потребительной стоимости, с продуктами ПНИР — вторая, с продуктами
возникает резонный вопрос: можно ли внутри сферы фундаментальных исследований также выделить достаточно обособленную ее часть, которая обеспечивает ее внутреннее расширенное воспроизводство, и продуктом которой является информация, потребляемая только в рамках фундаментальной науки? На мой взгляд, такая обособленная часть существует: это логика, она же — диалектика, она же — теория познания. Продуктом этой науки является научное знание, которое непосредственным образом воздействует только на развитие фундаментальной науки, а лишь посредством этой фундаментальной науки — и на все другие составные части и элементы системы, называемой сферой НИОКР. Всякая наука, как справедливо утверждал Гегель, есть прикладная логика.
Разделение сферы НИОКР, сферы производства совокупного
общественного знания, на ФНИР, ПНИР и ОКР традиционно и в достаточной степени условно. Воспроизводственный аспект, выдвигаемый в данной работе в качестве критериальной основы такого деления, не снимает этой условности. В то же время, реальная практика современной организации и управления сферой НИОКР не предполагает и не требует проведения жестких, метафизических границ между различными составными частями этой сферы.
Воспроизводственный критерий классификации сферы НИОКР
составляет методологическую основу постановки и решения проблемы общественной формы труда в сфере НИОКР и, соответственно,
форм общественного движения продукта этого труда.
Научная информация как потребительная стоимость обладает
целым рядом важных особенностей. Важнейшей из них, очевидно,
следует считать бесконечную воспроизводимость информации. Хозяйствующий субъект, передающий информацию другому субъекту,
сам ее не лишается. В результате хранения, передачи, преобразования и производительного применения научно-технической информации ее количество не уменьшается и не ухудшается качество. Информация, поскольку она имеет невещественную, нефизическую природу, не может быть подвержена физическому износу, в отличие от ее вещественного носителя, физический износ которого приводит к утрате овеществленной в нем информации.
Тем не менее, с течением времени научно-техническая информация подвержена старению, моральному износу. Некоторые исследователи отмечают5, что количественная динамика этого морального износа выражается экспоненциальным законом:
U(t) = U(t )e- (t -t ) ,
где t — время, U(t) — потребительная стоимость информации для
всех t . t0, выраженная в тех или иных условных единицах, l — положительная константа, значение которой может быть различным
для разных типов информации.
Из приведенной формулы вытекает, что с течением времени
моральный износ научно-технической информации неуклонно замедляется. Думается, что такой вывод столь же неверен, как и закон убывающей производительности капитала, согласно которому каждое следующее вложение добавочной величины капитала приносит в среднем меньшую прибыль на единицу инвестиций, чем предыдущие вложения капитала в то же самое производство. В самом деле, и экспоненциальный закон морального износа информации, и закон убывающей производительности капитала выражают количественные закономерности последней фазы жизненного цикла технологических укладов, на которой применяемые технологии приближаются к своим технологическим пределам и их динамика выражается пологим экспоненциальным ростом, асимптотически приближаясь к горизонтальной прямой.
Эта закономерность касается не только продуктов прикладных
исследований, но и фундаментальной научной информации. Например, открытие теории относительности означало вместе с тем скачкообразный моральный износ законов механики Ньютона, поскольку релятивизм обнаружил дотоле неизвестные пределы их применимости. В настоящее время в наиболее развитых странах средний срок морального старения научной информации в фундаментальной науке составляет примерно 30-50 лет, а в прикладных исследованиях около 5 лет.
1.2. Информация как стоимость
Для того, чтобы исследовать вопрос о том, каким образом отношения производства и присвоения информации включены в систему общественных отношений современного всемирного хозяйства, необходимо рассмотреть информацию как стоимость, как продукт абстрактного труда. В наши дни распространена позиция, согласно которой в условиях всеобщности стоимостной формы учета издержек общественного труда ни экономическая эффективность научного труда, ни ценность его продукта не могут иметь никакого иного выражения, кроме косвенного, опирающегося на стоимость и ее превращенные формы. “Величайшая познавательная проблема, стоящая
перед сегодняшней экономической наукой, — отмечает Т.Стоуньер,
— квантифицировать воздействие информации на экономическую жизнь и выразить этот наиважнейший фактор в финансовых категориях”.
Всевозможные подходы к
информации, которыми изобилует
современная экономическая
информационного производства с современной (стоимостной) формой осуществления этого производства.
Различные попытки стоимостной оценки научно-технической информации неизбежно сталкиваются с тем очевидным фактом, что
она не выступает продуктом массового производства. В связи с этим
в последнее время часто высказывается мысль о том, что трудовая